Презентация: “Разрушающие инновации в производстве и использовании легковых автомобилей и их влияние на потребность в энергоресурсах в России”

Темы выступления:

Прогнозирование спроса на транспорт. Факторы: рост парка легковых автомобилей, повышение энергоэффективности двигателей, распространение электромобилей, совместное использование беспилотных автомобилей. Влияние совместного использования на динамику парка легковых автомобилей. Эффект на потребление мобильного топлива. Ускоренная электрификация парка автомобилей. Относительная эффективность совместного использования по сравнению с традиционным способом использования. Шесть сценариев развития автомобилизации: «базовый», «цифровизация городов», «только коммерческий извоз», «беспилотные автомобили в собственности домохозяйств», «мобильность как услуга», «распределение пиков мобильности».  Прогноз структуры парка легковых автомобилей в России. Вклад отдельных факторов в снижение потребления энергоресурсов со стороны легковых автомобилей в России. Стоимость ремонта при совместном использовании. Связь с уровнем урбанизации. Зарядные станции. Законодательные ограничения.

Выступление прошло в рамках совместной конференции ИНП РАН и ИОЭПП СО РАН 21-22 марта 2019. Программа конференции и видео выступлений других участников здесь.

Презентация

Тезисы

Опубликованы в сборнике Экономическая политика России в межотраслевом и пространственном измерении : материалы конференции ИНП РАН и ИЭОПП СО РАН по межотраслевому и региональному анализу и прогнозированию. Том 1.
 

Разрушающие инновации в производстве и использовании легковых автомобилей и их влияние на потребность в энергоресурсах в России

Доклад посвящен анализу трендов, которые с большой вероятностью будут определять течение процесса автомобилизации и оказывать существенное влияние на объемы потребления энергоресурсов со стороны легкового автотранспорта в настоящее время и в ближайшем будущем. Среди них могут быть выделены:

  1. Повышение энергоэффективности двигателей.
  2. Повышение доли электромобилей в продажах легковых автомобилей.
  3. Распространение совместного использования автомобилей.
  4. Распространение беспилотных автомобилей.

Первый тренд имеет наиболее продолжительную историю: средний удельный расход топлива новых автомобилей снизился с 18 литров на 100 км (1975 г.) до 7,6 литров на 100 км (2015 г.) за счет усовершенствования двигателя, снижения веса автомобиля, снижения времени его разгона и т.д. Возможности повышения энергоэффективности новых моделей в перспективе ограничены в связи с исчерпанием потенциала улучшения двигателей, однако по мере обновления парка средняя энергоэффективность может существенно вырасти. По оценкам EIA (информационное энергетическое агентство США) она может вырасти с текущих 10,5 литров на 100 км (2016 год) до 6,2 литров на 100 км к 2050 году*.

Второй тренд стал особенно актуален в последнее время, когда многие страны мира стали в явном виде декларировать нацеленность на повышение доли электромобилей. В особенности это касается стран Европы и Китая, в которых озабоченность выбросами вредных веществ двигателями внутреннего сгорания растет, и как следствие проводятся различные мероприятия по поддержке распространения электромобилей (основные из них разного рода субсидирование и планируемый запрет использования автомобилей с ДВС). Российское правительство также высказывает заинтересованность в развитии электрического автомобильного транспорта (как в части производства, так и стимулирования спроса), однако значимых мер не предпринимает. Значительную роль играет возможность снижения стоимости аккумуляторов и преодоление различных недостатков электромобилей (ограниченный запас хода, долгая зарядка и т.д.). Для России ограниченный запас хода (особенно в условиях низких температур) может быть серьезным препятствием распространения электромобилей. На данный момент спрос на них мал как абсолютно, так и относительно (в сравнении с другими странами). Поэтому в данном исследовании была выбрана довольно консервативная гипотеза о доли электромобилей в продажах в России: 15% к 2045 году. Тем не менее, в крупных городах она может быть выше (за счет меньших расстояний и возможностей развития более плотной зарядной инфраструктуры), например для Москвы она была выбрана на уровне 50% к 2045 году.

Особое внимание мы уделяем третьему тренду, поскольку в прикладных исследованиях в области потребления энергоресурсов оно зачастую не уделяется. Массовое распространение совместного использования легковых автомобилей (такси, каршеринг, карпулинг) способно в значительной степени повлиять как на процесс автомобилизации (уменьшить количество автомобилей и повысить интенсивность их использования), так и на объемы потребления энергоресурсов. Совместно используемые автомобили используются интенсивней, а потому быстрее обновляются. Это означает, что доля электромобилей в их парке будет расти быстрее доли электромобилей в парке не используемых совместно автомобилей (традиционных автомобилей) даже при одинаковых гипотезах повышения их доли в продажах. Еще быстрее будет расти доля электромобилей в совокупном пробеге совместно используемых автомобилей (VMT) вследствие большей интенсивности использования. Наши расчеты показывают, что доля электромобилей в VMT с учетом совместного использования в среднем по парку может быть выше на 2%, чем без его учета. Большая доля электромобилей в VMT напрямую негативно влияет на потребление нефтепродуктов. Кроме того, совместно используемым автомобилям реже требуется промежуточная парковка, на которую в городах приходится существенная доля (в среднем 30%) времени, проведенного в поездке, и как следствие расхода энергии.

Четвертый тренд также набирает обороты: за последнее десятилетие был совершен значительный прорыв в создании систем автоматического вождения, были разработаны беспилотные версии автомобилей, а массовое их производство и выход на рынок планируются в перспективе 2-3 лет. С точки зрения энергопотребления беспилотные автомобили также могут быть более эффективными: за счет улучшенной навигации и способствования распространению совместного использования. Правительства многих городов мира рассматривают возможность переорганизации транспортных систем так, чтобы доминирующее положение в городе занимали не личные легковые автомобили, а общественный транспорт и беспилотные совместно используемые автомобили.

Авторами был разработан прогнозно-аналитический инструментарий для оценки перспективной динамики и структуры парка легковых автомобилей и соответствующих потребностей в энергоресурсах (нефтепродукты, электроэнергия) при разных сценариях распространения беспилотного совместно используемого транспорта. Расчеты были проведены для России в целом и отдельных регионов до 2045 года.

Рассматривались четыре сценария автомобилизации, различающиеся условиями распространения и режимами использования беспилотных совместно используемых автомобилей (таблица).
 

Таблица

Результаты расчетов парка и потребления энергоресурсов автомобильным транспортом в России к 2045 г.


 
 

* Annual Energy Outlook 2018 with projections to 2050 // U.S. Energy Information Administration, 2018.

Комментарии:

Ещё на сайте: