Презентация: “Определение степени значимости реализуемых мер для реализации основных целей государственной политики в области поддержки населения”

Темы выступления:

Рассматриваемые государственные программы. Инструмент анализа: метод решающих матриц Поспелова. Какие программы наиболее значимы для реализации основных целей государственной политики в области поддержки населения, и какие наименее.

Выступление прошло в рамках совместной конференции ИНП РАН и ИОЭПП СО РАН 21-22 марта 2019. Программа конференции и видео выступлений других участников здесь.

Презентация

Тезисы

Опубликованы в сборнике Экономическая политика России в межотраслевом и пространственном измерении : материалы конференции ИНП РАН и ИЭОПП СО РАН по межотраслевому и региональному анализу и прогнозированию. Том 1.
 

Определение степени значимости реализуемых мер для реализации основных целей государственной политики в области поддержки населения

Автором было проведено исследование, призванное выявить наиболее актуальные направления развития в сфере социально-экономических мер воздействия на снижение уровня неравенства среди групп населения, разделенного по уровню дохода, основываясь на взаимосвязи между целями данной политики, факторами, влияющими на величину распределения населения по уровню дохода, а также мерами, реализуемыми государством в данным момент и потенциально реализуемым мерам на ближайшие годы по государственным программам поддержки.

Информационной базой выступили действующие в РФ государственные программы [1] (всего 41 программа, по 5 тематическим блокам) [2], в частности, Государственные программы РФ «Содействие занятости населения» [3], «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Социальная поддержка граждан» [4], «Доступная среда» на 2011-2020 годы, «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», «Развитие пенсионной системы» на 2020-2035, а также федеральный закон № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [5].

Принято выделять в составе программ отдельные проекты (подпрограммы), обеспечивающие достижение целей и решение ключевых задач программы, учитывающие региональные особенности.

В качестве инструмента анализа был выбран метод решающих матриц Поспелова, поскольку позволяет оценить взаимосвязь целей и конкретных мер поддержки населения.

Шкала сравнения бальная, от 1/5 до 5, где 5 – значительно важнее, 1 – одинаково важно, 1/5 – в пять раз менее важно. Исследование проводилось на основе алгоритма, в основе которого положен принцип ранжирования. Так, для объектов A, B и C, определяется, насколько А1 важнее, чем А2 и т.д., затем, насколько для А1 важнее В1, чем В2 и т.д., после, насколько для В1 важнее С1, чем С2 и т.д. Полученные таким образом три матрицы перемножаются в итоговую, демонстрирующую степень значимости С для А. Таким образом были сопоставлены цели (А), факторы (В) и меры (С). Автором были выявлены 4 основные цели:

  1. Выведение доходов населения из тени. Как легализация предпринимательства, так и официальное трудоустройство сотрудников, пребывающих на «черной» и «серой» заработной плате.
  2. Снижение темпов падения доходов при выходе родителя в декретный отпуск по рождению/усыновлению ребенка.
  3. Улучшение качества трудоустройства населения. Рассматривалась как возможность трудоустройства по специальности, в том числе и недавних выпускников образовательных учреждений, так и эффективность программ переподготовки кадров.
  4. Улучшение системы налоговых вычетов. В том числе повышение количества обращений граждан в соответствующие органы с целью получения налоговых вычетов, а также рост показателей удовлетворения подобных обращений, в том числе за счёт минимизации бюрократических деталей.

Вышеописанные цели были соотнесены по степени значимости. Были выбраны следующие факторы влияния в процессе реализации целей:

  1. Повышение уровня образования и навыков населения.
  2. Улучшение транспортной доступности территориально удаленных мест работы.
  3. Изменение ментальности граждан (обычаи, принятый уклад жизни).
  4. Изменение состава семьи (обременённый гражданин больше тратит и менее мобилен при смене работы из-за желания оставаться в своем регионе).

Значимость каждого фактора была оценена для каждой из целей. В соответствии с выбранными факторами были определены следующие меры поддержки отдельных категорий населения, реализуемые со стороны государства:

  1. Поддержка семей, имеющих детей. Выплата пособий на детей и поддержка многодетных семей при оплате услуг ЖКХ, питаниях в школах и т.п.
  2. Льготы (учащимся, пенсионерам, работникам спец госучреждений и др.) на транспорт, посещение учреждений культуры и выплаты пенсий, доплат, пособий (в том числе по инвалидности, потере кормильца и т.п.) и проч.
  3. Установление минимального уровня оплаты труда и преодоление безработицы.
  4. Финансирование со стороны государства обучения в учреждениях всех уровней образования (в том числе возможность использования маткапитала на оплату услуг дошкольного образования).
  5. Доступное здравоохранение.

Полученные матрицы были перемножены в итоговую, нормированную для демонстрации распределения мер поддержки по степени значимости для достижения обозначенных целей.

Таким образом, согласно итоговой нормированной матрице:

  1. Наибольшей значимостью обладает «установление минимального уровня оплаты труда и преодоление безработицы», что вполне объяснимо, учитывая, что для большинства граждан, согласно предыдущим исследования, наибольшая составляющая дохода – это заработная плата, а большинство пособий и пенсий начисляется, учитывая размер заработной платы (не ниже МРОТ) за некоторое количество периодов.
  2. Наименьшую долю получил пункт «льготы, пенсии, доплаты, пособия, субсидии». Это говорит о том, что на данном этапе важнее сконцентрироваться на первопричине маленького размера выплат, например, пособия по безработице, которое высчитывается исходя из размера заработной платы гражданина за предшествующие периоды.

 
 

Литература и информационные источники

  1. Распоряжение Правительства РФ от 13 февраля 2018 г. № 220-р О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. № 1950-р, Информационно-правовой портал Гарант.Ру: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: / http://www.garant.ru/ (дата обращения: 23.11.2018)
  2. Официальный сайт Правительства России, [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/programs/ (дата обращения: 16.10.2018)
  3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 298 (ред. от 30.03.2018) “Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Содействие занятости населения”, КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: / http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.11.2018)
  4. Государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», Официальный сайт Минтруда России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: / https://rosmintrud.ru/ministry/programms (дата обращения: 17.11.2018)
  5. Федеральный закон “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей” от 29.12.2006 N 256-ФЗ (последняя редакция), КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: / http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.11.2018)

Комментарии:

Ещё на сайте: