В статье анализируется роль океана в изменениях климата. Обсуждаются эффекты, связанные с аккумуляцией антропогенного тепла океаном, а также механизмы формирования собственных изменений в океане в масштабах десятилетий. Рассматриваются потоки климатически активных газов между океаном и атмосферой. Показано, что, будучи наиболее консервативным компонентом климатической системы, Мировой океан поглощает ~92% избыточного тепла, поступающего в систему в результате антропогенной деятельности. Это определяет примерно 50-60% вклад в рост уровня Мирового океана за счет стерического фактора. Также обосновывается, что океан – единственный компонент климатической системы, обладающий внутренними (собственными) модами изменчивости с длительными (от десятилетия до нескольких десятилетий) временными масштабами. Эти моды изменчивости (например, Атлантическая мультидекадная осцилляция) формируют отклики в атмосфере (в ходе процессов взаимодействия на границе океан-атмосфера), суперпозиция которых с глобальными трендами существенно снижает точность климатических прогнозов. Наконец, показано, что океаны и моря – мощнейшие нетто-поглотители климатически активных газов, в первую очередь, СО2. С потеплением климата (и одновременным потеплением океана и морей) происходит медленное ослабление роли океана как поглотителя СО2. Более того, с усилением штормовой активности в океанах и морях происходит также ослабление этой роли, так как штормовая активность приводит к увеличению эмиссии. Таким образом, глобальные и региональные балансы парниковых газов не могут быть достоверно оценены без учета роли океана.

Далее…

Усовершенствования системы расчетного мониторинга (СРМ) антропогенных выбросов парниковых газов (ПГ) и черного углерода (ЧУ) в Российской Федерации проводятся по трем основным направлениям: идентификация пробелов в необходимой для оценки выбросов статистической информации; разработка уточненных национальных коэффициентов для отдельных категорий источников; автоматизация и цифровизация данных мониторинга. Недостающая в системе мониторинга детализированная статистическая информация определяет точность оценки более 80% совокупных выбросов и почти 30% поглощений ПГ. Планируемые к разработке коэффициенты для оценки выбросов от ключевых категорий до 2024 г. позволят уточнить более 30% совокупных нетто-выбросов в России. При условии успешной цифровизации российская СРМ антропогенных потоков ПГ может занять передовые позиции в мире по качеству предоставляемых данных. В стране создается комплексная система выбросов и атмосферного переноса ЧУ, включающая подсистемы расчетного мониторинга выбросов ЧУ на территории России и сопредельных стран, модельной оценки атмосферного переноса и воздействия на Арктический регион. Усовершенствованная СРМ антропогенных потоков ПГ и ЧУ является центральным элементом важнейшего инновационного проекта государственного значения по созданию единой системы мониторинга климатически активных веществ и основой при планировании мер по сокращению выбросов и увеличению поглощения ПГ и оценки их эффективности.

Далее…

Статья посвящена методологическим и практическим вопросам оценки эффектов, связанных с мероприятиями по снижению эмиссий парниковых газов, в контексте разработки и реализации стратегии социально-экономического развития России. Авторы обосновывают необходимость учета инвестиций в меры декарбонизации, а также связанные с ними выгоды (спрос на продукцию фондообразующих отраслей) и издержки (рост цен и негативная реакция потребления). Целевой сценарий социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов построен на прогнозно-аналитическом инструментарии, опирающемся на метод «затраты-выпуск», учет базы данных Национального кадастра антропогенных выбросов. Целевой сценарий сочетает активную экономическую политику с амбициозными действиями по снижению нетто- эмиссий: среднегодовые темпы прироста ВВП России составляют 2,6%, и к 2060 г. достигается углеродная нейтральность. Более агрессивный сценарий обеспечения углеродной нейтральности к 2050 г. характеризуется значительно худшими показателями экономической эффективности.

Далее…

В статье рассматриваются актуальные вопросы создания целостной прогностической системы для обоснования сценариев декарбонизации экономики страны, интегрирующей макроэкономические прогнозы с параметрами развития энергетики и учитывающей динамику тенденций в мировой экономике и энергетике. Основное внимание уделяется задачам прогноза энергетики в контексте декарбонизации экономики и структуре соответствующего прогнозного модуля. Проанализирован зарубежный опыт организации подобной прогнозной деятельности. Предложена структура модуля прогноза энергетики России с учетом имеющихся научных заделов и модельного инструментария. В составе модуля выделяются расчетные блоки: спроса на топливно-энергетические ресурсы, оптимизации развития и технологической структуры ТЭК и его отраслей, оценки экономических параметров развития энергетики; обеспечивающие блоки: технологической информации, координации результатов расчетов. Предложена схема взаимодействия блоков по этапам решения прогнозных задач для оперативного согласования прогнозных параметров топливно-энергетического и межотраслевого балансов страны и для более детальной проработки технологической и региональной структуры и финансово-экономической оценки по отраслям ТЭК.

Далее…

В статье исследуется специфика формирования сценариев развития электроэнергетики России (включая централизованное теплоснабжение) как составной части сценариев декарбонизации национальной экономики. Рассмотрены технологические возможности для снижения выбросов углерода за счет развития низкоуглеродных и безуглеродных технологий производства электроэнергии и тепла. Оценено потенциальное влияние межотраслевого фактора – масштабной электрификации, замещения органического топлива электроэнергией на объем электропотребления. С использованием оптимизационной модели энергетического планирования EPOS получены различные прогнозы структуры производства электроэнергии и централизованного тепла до 2050 г. с учетом вариантов квотирования выбросов углерода и развития электротранспорта. Определены приросты суммарных капиталовложений и совокупных затрат на энергоснабжение, необходимые для более интенсивного роста генерирующих мощностей и низкоуглеродной трансформации их технологической структуры при снижении выбросов углерода в электроэнергетике, с учетом повышенного спроса.

Далее…

В статье рассматриваются концептуальные основы и методические подходы, связанные с регионализацией процессов декарбонизации экономики России в свете реализации Стратегии социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г. Предлагается концептуальная схема учета региональных особенностей при разработке сценариев декарбонизации экономики России, включая ключевые отрасли – неэнергетические секторы, что особенно актуально в условиях существенной пространственной дифференциации как показателей социально-экономического развития и отраслевой структуры отдельных российских регионов, так и размещения интенсивных по выбросам парниковых газов производств. Предлагаемый подход к регионализации объема выбросов парниковых газов основан на определении региональной структуры производства и его технологического ландшафта, а также интегральных оценках перспективности региональной декарбонизации. Полученные результаты могут быть использованы при разработке сценариев декарбонизации экономики России и ее отдельных отраслей.

Далее…

Анализируются последствия изменений климата для инфраструктуры на примере автомобильных дорог с твердым покрытием. Рассматриваются сценарии их адаптации, различающиеся по масштабам применения адаптационных технологий и управленческим мерам, способствующие снижению уязвимости дорожного полотна к негативным воздействиям последствий, прежде всего, перехода приземной температуры через 0°С. Обосновывается методика расчета затрат на реализацию мер адаптации дорожной сети. Доказывается, что их стоимость не приводит к существенной нагрузке на федеральный (консолидированный) бюджет и экономику России. В то же время, для отдельных регионов страны такая нагрузка может быть значительной, что означает необходимость федеральной поддержки. Обосновывается методика оценки социально-экономической эффективности использования адаптационных технологий, способствующих снижению количества и тяжести ДТП, количества и объемов ремонтных работ, затрат времени пользователей дорог, а также уменьшения вредных выбросов в окружающую среду. Показано, что указанный эффект составляет 3,1 руб. на 1 руб. затрат на меры адаптации.

Далее…

В статье рассматривается государственная политика обеспечения адаптации аграрного сектора РФ к изменениям климата, представлен обзор основных тенденций и проблем развития мелиоративного комплекса, агрострахования, регулирования внутреннего рынка зерна с помощью закупочных и товарных интервенций. Оценивается влияние технологических и пространственных сдвигов в структуре сельскохозяйственного производства на динамику валовых сборов зерна, описывается взаимосвязь этих сдвигов с изменениями агроклиматических условий. Отмечается, что главные риски для агропродовольственной системы, связанные с усилением контрастности климата, реализуются не только в ситуации потерь урожая из-за аномальных природных явлений, но и в ситуации роста валовых сборов (в благоприятных погодных условиях) при сохранении неразвитой системы регулирования внутренних аграрных рынков.

Далее…

Авторы проанализировали несколько десятков публичных сценариев глобального энергоперехода и на их основе разработали четыре своих сценария, отличающихся амбициозностью снижения мировых энергетических эмиссий СО2. На основе собственной методики авторы оценили отношение затрат на энергию к ВВП для каждого разработанного сценария с целью понимания их реалистичности. Сценарии, обеспечивающие условия для удержания роста средней глобальной температуры в пределах 1,5 ºС можно считать неосуществимыми ввиду экономических ограничений. Сценарий выполнения странами национальных вкладов в Парижское соглашение позволяет снизить мировые эмиссии СО2 более чем на 20% к 2050 г. и может считаться возможным, но для его реализации мировая экономика должна функционировать в режиме предельно возможных затрат на энергию в течение нескольких десятилетий.

Далее…

В статье проанализирован развивающийся в режиме реального времени кризис на рынке природного газа ЕС. Показано, что кризис начался в середине 2021 г., главным образом, из-за упущений регуляторов, задавших слишком высокую скорость энергетического перехода и допустивших ошибку при оценке ликвидности на рынке физического газа. Отказавшись от заключения долгосрочных контрактов на импорт природного газа и сделав выбор в пользу спотового рынка, Евросоюз сам поставил себя в зависимость от непредсказуемых ценовых скачков на сырье. ЕС любой ценой стремится построить спотовый рынок природного газа, цена на котором определяется текущим балансом спроса и предложения. Такая цель поставлена потому, что в рамках климатической и энергетической стратегии Евросоюза рынок газа во все большей степени подчиняется обслуживанию рынка электроэнергии. С весны 2022 г. развитие газового рынка ЕС перешло в систему координат, заданных политическими интересами и соображениями энергетической безопасности. Главными структурными сдвигами долгосрочного характера на европейском рынке газа стали, во-первых, ускорившаяся переориентация на импорт СПГ; во-вторых, усиление тенденции к сокращению спроса; в-третьих, переход цен на газ на более высокий уровень. Повышенные цены на газ толкают вверх цены на электроэнергию, что позволяет правительствам мобилизовать требуемые для ускорения зеленого и энергетического перехода дополнительные финансовые ресурсы. Форсированная перестройка европейского газового рынка и рынка электроэнергии запустила процесс деиндустриализации промышленного ядра ЕС. Угроза деиндустриализации заставляет страны-члены Евросоюза искать пути нерыночной поддержки национальной промышленности, что, в принципе, может подтолкнуть центробежные тенденции в ЕС.

Далее…