На примере таможни описано использование неправового алгоритма по борьбе с коррупцией. Определено понятие неправового алгоритма. Показано, что этот алгоритм оказался эффективен в решении задачи борьбы с коррупцией. Вместе с тем работа алгоритма связана со значительными издержками. В первую очередь речь идет о моральных издержках от правового нигилизма. Неправовые алгоритмы предельно циничны и могут ломать судьбы людей. Экономические издержки связаны в первую очередь с дискриминацией малого и среднего бизнеса, имеющего меньше возможностей противостоять незаконному давлению со стороны таможни. В качестве основных мер по наведению правового порядка предложено отказаться от директивного планирования таможенных сборов и наладить взаимодействие с таможнями других стран.

Далее...

Главная мысль данной статьи состоит в утверждении, что при определенных условиях респондент является не только объектом, но и субъектом исследования, в буквальном смысле коллегой социолога.

Далее...

В последнее время возобновилась активная дискуссия об актуальных Концепции и Стратегии пространственного развития России. В связи с этим ИНП РАН публикует препринт статьи Кузнецовой О.В. и Дружинина А.Г., которая выйдет в № 4 журнала “Проблемы прогнозирования” за этот год.

В статье обсуждаются те содержательные новации, которые, по мнению авторов, должны найти отражение в новой Стратегии пространственного развития Российской Федерации. В статье отмечается необходимость увязки Стратегии с другими направлениями федеральной социально-экономической политики, включая научно-технологическую и внешнеэкономическую. Обосновывается значимость многовекторности (нацеленности на развитие всех макрорегионов страны) федеральной пространственной политики и ее четко артикулированной полимасштабности (выбора в качестве ее объектов территориальных единиц разных масштабов – макрорегионов, регионов, муниципальных образований) при значимом усилении внимания к муниципалитетам (в частности, предлагается введение в Стратегию понятий «геостратегическое муниципальное образование», «город науки»). Подчеркивается необходимость перехода от логики выделения перспективных центров экономического роста к рассмотрению единой системы расселения, взаимовлияния и взаимосвязей разных типов территорий, а также к анализу процессов агломерирования в самых разных его масштабах (от сельских агломераций до крупнейших городских агломераций и конурбаций), формирования осей развития.

Далее…

Проведенные расчеты на основе статистических данных, доступных на середину февраля 2024 г., показывают противоречивые тенденции в экономической динамике.

Далее...

«Коммерсантъ» от 21.02.2024

Чья экономическая политика выгоднее для США

После победы Дональда Трампа на праймериз республиканцев в Нью-Гемпшире главный кандидат в президенты США от демократов Джо Байден признал очевидным, что экс-президент станет кандидатом от республиканцев. Это значит, что, прогнозируя будущее глобального финансового рынка, стоит обратить внимание на экономические приоритеты и достижения обоих лидеров президентской гонки, уже показавших себя в деле.

Далее…

Во всем мире рост спроса на электромобили в значительной степени поддерживается государственными стимулами, которые можно разделить на финансовые и нефинансовые. На данный момент более 85% мировых продаж автотранспорта регулируются подобными мерами, и большинство стран активно используют финансовые меры, как прямые, так и косвенные, для поддержки роста рынка электромобилей. На протяжении 2022 года в мире государствами было потрачено $45 млрд на субсидирование покупки электромобилей и налоговые вычеты.

Далее…

Представлен комплекс эконометрических моделей, связывающий структурные сдвиги в профессионально-квалификационном составе занятости с изменениями в составе занятых по видам экономической деятельности. Взаимосвязь структурных сдвигов в «отраслевом» и профессионально-квалификационном составе занятых предлагается отслеживать в рамках 9 укрупненных групп занятий, выполняющих роль своего рода «несущей» конструкции всей схемы аналитических разработок, предназначенных прогнозирования численности занятых по группам занятий, при этом структурные изменения занятости по видам экономической деятельности служит исходной информацией для осуществляемых прогнозных оценок. Разработанный инструментарий может быть использован также при принятии управленческих решений в сфере профессионального образования.

Далее…

В статье рассмотрены вопросы доступности медицинской помощи в ЯНАО и республике Саха-Якутия с учетом последствий деградации многолетней мерзлоты (ММ) и их влияния на функционирование медицинских учреждений. Показано, что в интервале 2024-2035 гг. в ЯНАО возможно потенциальное выбытие 2 объектов, в последующем интервале 2036-2050 гг. 3-х объектов ежегодно. Ожидаемые дополнительные расходы на восстановление функциональности выбывающих объектов составят около 890 млн руб. в 2024-2035 гг. и 1,58 млрд руб. в 2036-2050 гг. ежегодно. В республике Саха-Якутия предполагается выбытие 12 объектов в 2024-2035 гг. с ожидаемыми дополнительными расходами 2,62 млрд. руб. ежегодно и 19 объектов в 2036-2050 гг. с ожидаемыми дополнительными расходами 4,22 млрд руб. ежегодно. Протаивание ММ практически не влияет на транспортную доступность медицинской помощи в ЯНАО – остается на высоком уровне, свыше 80%, но при этом существенно ограничивает ее в республике Саха-Якутия особенно в части специализированной стационарной помощи – ограничения для 40% населения.

Далее…

В статье изучен вопрос необходимого уровня государственной поддержки водородных технологий в металлургии за счет углеродного сбора в России. Сопоставлены различные комбинации производственных технологий выплавки стали: в конвертерных печах и электрических печах с различными вариантами процесса прямого восстановления железа. Оценено, что граничная минимальная величина углеродного сбора, при которой чистая приведенная стоимость водородных технологий в металлургии сравняется со стоимостью традиционных технологий, составляет около 4500 руб./тСО2-экв. При такой стоимости углеродных выбросов дополнительная налоговая нагрузка на отрасль составит порядка 640 млрд руб. в год при отсутствии структурно-технологических изменений в металлургическом производстве.

Далее…