Препринт: “Российские предприятия в конце 2019 г.: работа в условиях экономической стагнации и взгляды на корпоративную социальную ответственность”

В статье анализируются и комментируются результаты очередного опроса российских предприятий реального сектора, проведенного Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН. Приведена информация о том, какие макроэкономические проблемы современной России создают наибольшие трудности для отечественных предприятий. Рассмотрены данные о сотрудничестве между российскими предприятиями и банками. Представлены мнения предприятий о том, как на их деятельности сказались взаимные экономические санкции России и западных стран. Отражена информация о том, какое значение для российских предприятий имеет обменный курс рубля по отношению к доллару и евро. Описана текущая ситуация с обеспеченностью предприятий трудовыми ресурсами. Приведены данные о деятельности российских предприятий в сфере корпоративной социальной ответственности.

Основные выводы

1

Опрос выявил много признаков, свидетельствующих о стагнации в российской экономике. В частности, предприятия стали чаще жаловаться на недостаток платежеспособного спроса; доля сообщений о сокращении объемов сбыта по-прежнему превышает долю сообщений о его увеличении; кредитование инвестиционных проектов предприятий до сих пор не может вернуться на уровень, имевший место до кризиса 2015-2016 гг.

2

За последние два года очень заметно выросло число сообщений о том, что высокая налоговая нагрузка стала одной из ключевых проблем для предприятий. Это означает, что во многих случаях фискальное бремя уже превысило разумные пределы. В условиях экономической стагнации такое положение дел следует считать крайне нежелательным. В этих обстоятельствах российским властям необходимо изыскать возможности по снижению налоговой нагрузки на бизнес.

3

Заметно выросла доля сообщений о нехватке трудовых ресурсов. По всей видимости, из-за неблагоприятных демографических тенденций ситуация на российском рынке труда начинает обостряться. В этой связи необходима активизация мер, нацеленная на повышение производительности труда [9, 10].

4

Российские предприятия в целом весьма активно ведут себя в сфере корпоративной социальной ответственности (КСО). Наиболее популярные направления политики КСО в современной России – трудовые отношения, отношения с партнерами и клиентами и благотворительность.

5

В то же время предприятия, работающие в отраслях с экологически напряженными производствами или в отраслях с особо высокими требованиями к качеству и безопасности продукции, уделяют большое внимание вопросам защиты окружающей среды, а также повышения энергоэффективности и снижения выбросов парниковых газов.

6

Деятельность предприятий в сфере КСО гораздо чаще нацелена на получение экономических результатов – мотивацию и сплочение сотрудников, улучшение имиджа предприятия, снижение себестоимости продукции. Мотивы, связанные с защитой окружающей среды и здоровья населения, пока остаются на втором плане.

Комментарии:

Ещё на сайте: