Презентация: “Сибирь как мегарегион: потенциал и стратегии развития”

Темы выступления:

История освоения Сибири. Что такое мегарегион. Почему Сибирь можно называть мегарегионом. Плотность населения в Сибири. Климатические условия. Экономический потенциал Сибири. Опасность отторжения Сибири.

Выступление прошло в рамках совместной конференции ИНП РАН и ИОЭПП СО РАН 21-22 марта 2019. Программа конференции и видео выступлений других участников здесь.

Презентация

Скачать презентацию (внутри используется анимация)

Тезисы

Опубликованы в сборнике Экономическая политика России в межотраслевом и пространственном измерении : материалы конференции ИНП РАН и ИЭОПП СО РАН по межотраслевому и региональному анализу и прогнозированию. Том 1.
 

Сибирь как мегарегион: потенциал и стратегии развития

В феврале 2019 года была утверждена «Стратегия пространственного развития России на период до 2025 года», которая делит страну на 12 макрорегионов, в четыре из которых входят субъекты Федерации, расположенные на территории, в разные периоды времени считающейся Сибирью.

Вплоть до конца XIX века под Сибирью в России понимали всю территорию от Уральского хребта до Тихого океана, т.е. все «восточные территории» страны. Понимание Сибири (как территории) у многих россиян и, прежде всего, у представителей федеральной власти сейчас сужено до Сибирского федерального округа. Это сужение происходило на протяжении последних 100 лет. Сначала был обособлен Дальний Восток, затем в этот новый макрорегион была «переведена» Якутия, далее, вместе с образованием федеральных округов от Сибири «оторвали» Тюмень с нефтегазодобывающими регионами – в пользу Уральского федерального округа и, наконец, совсем недавно, из Сибирского в Дальневосточный федеральный округ «переведены» Бурятия и Забайкальский край. Процесс «урезания» Сибири еще не исчерпан.

В докладе мегарегион Сибирь понимается в геостратегическом смысле – от Урала до Океана как «Большая Сибирь». Обращаясь к официальным статистическим данным, приходится «сужать» объект анализа до «Сибирского федерального округа».

Сибирь огромна по размерам. Ее территория, около 13 млн. кв. км составляет 8.5% площади земной суши. В рейтинге стран по размеру своей площади она заняла бы 2-е место после России, заметно опередив Канаду, Китай и США. Со своим ВВП по ППС по версии ВБ на 2017 год (скорректированным на результаты действия механизмов «стягивания» финансовых ресурсов в федеральный центр) – около $1.1 млрд, т.е. чуть меньше 0.9% мирового ВВП – в аналогичном рейтинге она заняла бы место в районе 20-го вместе с Австралией, Египтом, Нигерией и Польшей. При этом ее население, всего 25 млн чел, составляет только 0.3% мирового, и в рейтинге стран по этому показателю Сибирь заняла бы примерно 50-е место рядом с Северной Кореей и Йеменом, немного превосходя Австралию и заметно уступая Канаде (37 место).

Сибирь имеет сложную структуру. Включает три макрорегиона: Западную, Восточную Сибирь и Дальний Восток, широтные природно-климатические мезозоны: Арктику, Север, зону Транссиба, Юг, – разные города, поселки, сельские поселения (микроуровень). Особо следует сказать об относительной однородности, т.е. о том, что объединяет эту территорию и отличает ее от других. Отдельные части Сибири родственны геологически, природно-климатически, они схожи с теми процессами, которые происходят в связи с глобальными изменениями климата. Но еще более их роднит общность социально-экономического положения и возможных стратегий дальнейшего развития. Планетарное значение Сибирь имеет благодаря, прежде всего, своему природно-ресурсному и транспортно-логистическому потенциалу.

Доля Сибири (азиатской России) в мировых ресурсах (%): 100 – алмазы импактные, до 50 – редкоземельные металлы, 27 – природный газ, 7 – металлы платиновой группы, 20 – никель,20 – пресная вода,10 – древесина, 9 – цинк, 9 – уголь, 8 – нефть.

Современный социально-экономический облик Сибирь обрела благодаря реализации в ХХ веке ряда мегапроектов: Урало-Кузнецкий комбинат (Кузбасс), золото Колымы, Норильский никель, алмазы Якутии, гиганты гидроэнергетики Ангаро-Енисейского бассейна, Западносибирский нефтегазовый комплекс. Новая генерация мегапроектов, реализация которых частично уже начата, генетически продолжает эти мегапроекты прошлого века. Важнейшей компонентой природно-ресурсного потенциала Сибири, имеющей планетарное значение, являются ее экологические ресурсы.

Географическое положение Сибири обуславливает планетарное значение ее транспортно-логистического потенциала, основу которого заложила реализация на рубеже XIX и XX веков транспортного мегапроекта – строительства Транссибирской железнодорожной магистрали (Транссиба), самой длинной в мире. Через Сибирь проходят (или могут пройти) трансконтинентальные транспортные магистрали, связывающие Азию, Европу и Северную Америку – и не имеющие экономически оправданных альтернатив. Наряду с природно-ресурсным и транспортно-логистическим следует отметить высокий научно-образовательный и инновационно-промышленный потенциал Сибири.

Как говорит русская пословица: «Сапожник – без сапог». Наметилась негативная для Сибири тенденция: потеря позиций в общенациональных показателях. Доля СФО в произведенном ВРП России с 2000 г. по 2015 г. снизилась на 1,5 п.п., доля занятых в экономике – на 0,4 п.п., доля в основных фондах – на 4,3 п.п., сокращается также доля Сибири в ВРП, использованном на потребление и накопление. Фиксируются значительные трудности в бюджетной сфере регионов, входящих в СФО. Если за период с конца 2013 г. по начало 2017 г. государственный долг субъектов РФ вырос на 35%, то государственный долг регионов, входящих в СФО, – на 82%.

Одна из важнейших российских стратегических задач заключается в преодолении этих негативных тенденций, продолжение которых неизбежно приведет к потере Сибири. Для этого, наверное, ей нужны определенные преференции, но только во вторую очередь. В первую очередь необходимо обеспечить получение Сибирью справедливой цены за ее продукт.

Для этого нужны общенациональные (а не «сибирские») реформы федеративных отношений и механизмов, определяющих межрегиональные финансовые потоки. Эти реформы должны преследовать две цели.

  1. Добиться желательного распределения бюджетных доходов в системе «центр-регионы-муниципалитеты», которое должно, по-видимому, стремиться к пропорции (в процентах) 30-40-30 (может быть 40-30-30, но не 60-35-5 как сейчас). Иначе слово «федерация» в названии нашей страны оказывается неуместным.
  2. Провести коренное преобразование существующих механизмов финансовых отношений «центр-провинция». Их «порочность», обескровливающая Россию, стягивая генерируемые на ее территории финансовые ресурсы в Москву, заключается в следующем:
    • уплата налогов по месту регистрации головной фирмы (а не по месту производственной деятельности, как это предусматривает Налоговый кодекс);
    • заметное занижение итогов экономической деятельности (и, соответственно, местной налоговой базы) «в регионах», благодаря использованию внутрикорпоративных «трансфертных» цен (не рекомендуемое действующими Налоговым и Бюджетным кодексами);
    • концентрация налогов на добычу природных ископаемых и экспортных пошлин в федеральном бюджете. «Деколонизация» этих механизмов обеспечила бы требуемое развитие Сибири, Арктики и Дальнего Востока.

Более основательно следует относится к подготовке таких основополагающих документов государственной политики, как «Стратегия пространственного развития России». В принятом документе основным «двигателем» пространственного развития являются городские агломерации. Такая позиция не имеет серьезного теоретического и эмпирического обоснования, ее практическая реализация в условиях низкой плотности экономической деятельности в России и, особенно Сибири, может привести к разрушению экономического пространства.

Преференции регионам Сибири тоже нужны (определенные налоговые «послабления» эти регионы уже имеют). Хотя, конечно, «дальневосточный гектар» − пародия на политику царского правительства, проводимую Столыпиным и Витте по заселению восточных территорий, которая предусматривала выделение до 20 гектар и возмещение расходов на переезд и обустройство на новом месте. Давно назрели и другие реформы, «лечащие родовые травмы» российской государственности (коррупция, монополизация, «карманная» судебная система, произвол силовых структур и т.д.).

Ключ к устойчивому развитию Сибири – межрегиональная кооперация в науке, экономике, образовании и социальной сфере. Перечисленные стратегические ориентиры, по нашему мнению, имеют общую направленность для всех регионов «Большой Сибири», должны входить в стратегические документы всех четырех мегарегионов. Предлагаемые направления целесообразно увязать с проектом «Стратегия Сибири», презентацию которого представил заместитель председателя, член правления государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» А.Н. Клепач, выступая на Красноярском экономическом форуме-2019.

Комментарии:

Ещё на сайте: