Выступление: “О долгосрочных дисбалансах устойчивого социально-экономического развития российских регионов”


Выступление состоялось в рамках прошедшей 22-24 марта 2023 г. V-й Всероссийской научно-практической конференции «Анализ и прогнозирование развития экономики России», организованной ИНП РАН и ИЭОПП СО РАН.

Презентация

Тезисы

Опубликованы в сборнике Экономическая политика России в межотраслевом и пространственном измерении : материалы конференции ИНП РАН и ИЭОПП СО РАН по межотраслевому и региональному анализу и прогнозированию (22-24 марта, Россия, Московская область). Том 5

О долгосрочных дисбалансах устойчивого социально-экономического развития российских регионов[1]

Задачи активизации динамики экономического роста, повышения качества жизни населения, последовательной реализации долгосрочных целей национального развития России [1-2] являются особенно актуальными в рамках проводимой в настоящее время экономической политики по выстраиванию новой модели социально-экономического развития России в условиях текущих глобальных геостратегических и геоэкономических изменений. При этом крайне важным является «региональное измерение» экономической политики, которая, с одной стороны, должна максимально учитывать указанные региональные особенности в стратегиях и программах социально-экономического развития. С другой стороны, важной задачей является оценка региональной дифференциации уровня и темпов социально-экономического развития российских регионов. Такая дифференциация является объективным следствием характерного для России крайнего разнообразия природно-климатических условий, демографических и социально-экономических особенностей различных субъектов РФ, но в то же время может выступать индикатором долгосрочных дисбалансов развития.

Одним из наиболее признанных интегральных показателей оценки социального потенциала и перспектив устойчивого развития в том числе на региональном уровне, является Индекс человеческого развития (ИЧР), предложенный и с1990 г. систематически рассчитываемый для всех стран мира Программой развития ООН (ПРООН). Данный индекс использует показатель ВВП на душу населения в качестве измерителя уровня благосостояния; показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении, отражающий качество медицины и демографическую ситуации в стране; а также показатели уровня образования.

В России с 2015 г. Аналитическим центром при Правительстве РФ рассчитывается ИЧР по субъектам РФ на базе методики ПРООН, адаптированной к особенностям российского статистического учета. Новейшие результаты оценки ИЧР по регионам России за 2019 г. были представлены в декабре 2021 г. [3]. Они не учитывают негативные эффекты пандемии COVID-19, однако позволяют оценить долгосрочную динамику социального развития российских регионов, формирующую потенциал их устойчивого развития в ближайшие годы. Согласно полученным данным, за период с 2013 по 2019 гг. наблюдалось совокупное увеличение ИЧР по всем субъектам Российской Федерации, а также в агрегированном виде – по Федеральным округам и стране в целом.

В то же время имеются существенные региональные различия по уровню ИЧР. В частности, сохраняется высокий разрыв между субъектами Российской Федерации с наиболее и наименее высоким уровнем человеческого развития. Так, ИЧР региона-лидера Москвы в 2019 г. превышает индекс находящейся на последнем месте Республики Тыва на 19,4% [3]. В 2019 г. лишь в 14 субъектах РФ: Москве (0,94), Санкт-Петербурге (0,918), Ханты-Мансийском АО (0,914), Ямало-Ненецком АО (0,902), Ненецком АО (0,899), Республиках Татарстан (0,897) и Саха-Якутия (0,866), Тюменской (0,891), Сахалинской (0,889), Белгородской (0,882), Астраханской (0,874), Томской (0,871), Магаданской областях (0,871), Красноярском Крае (0,873) – значение ИЧР превысило общероссийский уровень (0,87). При этом данная особенность характерна для всего рассматриваемого периода: с 2013 по 2019 гг. число таких регионов находилось в диапазоне от 11 до 14.

Все субъекты РФ по уровню ИЧР могут быть условно разделены на четыре группы. В первую правомерно отнести 10 регионов-лидеров, ИЧР которых существенно превосходит общероссийский на протяжении всего рассматриваемого периода 2013-2019 гг. Во вторую группу нами включены 10 регионов, близких к общероссийскому уровню. В то же время более двух третей всех субъектов РФ с совокупной численностью населения более 93 млн. чел. значительно отстает по ИЧР от общероссийского уровня (см. табл. 1).

Наблюдаемые различия отражают как проблемы (усиливающаяся неравномерность демографического и социально-экономического положения регионов, отсутствие во многих из них достаточных финансовых и кадровых ресурсов для развития, а также соответствующих управленческих стратегий; так и потенциал устойчивого развития российских регионов поскольку, как показывают примеры отдельных субъектов РФ, в течение нескольких лет можно достигнуть значимого прогресса в рассматриваемой сфере. Это подтверждается данными о динамике прироста ИЧР по субъектам РФ в 2015-2019 гг. Так, при среднегодовом темпе прироста по РФ в целом на уровне 0,75, в 18 субъектах РФ он превысил 0,9, а в пяти – 1. Обращает на себя внимание, что в числе 18 регионов-лидеров по темпам прироста ИЧР лишь два – Республика Саха (Якутия) и Астраханская область – входят в первые две группы по размеру ИЧР, приведенные в табл. 1 выше; при этом 7 входят в группу отстающих регионов. Безусловно, сравнительно высокие темпы прироста частично обусловлены низкой исходной базой, однако такая динамика, на наш взгляд, отражает активную политику по развитию данных регионов, проводимую в последние годы, особенно в Республике Крым и г. Севастополь.

Таблица 1

Распределение субъектов Российской Федерации по группам по индексу человеческого развития в 2019 г.Источник: составлено автором по [3].

 

На горизонте до 2025 гг. перспективы социального развития российских регионов (особенно «депрессивных») будут в значительной степени определяться, во-первых, успешностью адаптации их экономик к новым экономическим условиям, включая обеспечение стабильного функционировании промышленного производства, сохранением потребительского спроса и роста реальных доходов населения. Во-вторых, встраиванием социальных приоритетов в формирующуюся новую экономическую модель России и соответствующие региональные стратегии регионов. Данные приоритеты существенно повышают стратегическую роль науки, образования (особенно технического), а также здравоохранения и культуры как системообразующих факторов устойчивого и социально ориентированного развития России и ее регионов.
 

[1] Работа выполнена по плану НИР ИНП РАН.
 

Литература и информационные источники

  1. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс] //Администрация Президента России. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 14.09.2023).
  2. Потенциальные возможности роста российской экономики: анализ и прогноз. Научный доклад / Под ред. члена-корреспондента РАН А.А. Широва. – М.: Артик Принт, 2022. – 296 с.
  3. Индекс человеческого развития в России: региональные различия / Аналитический центр при Правительстве РФ. – М.: Декабрь 2021. – 22 с. [Электронный ресурс]. – URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/analitika/2022/ICR_2021_long.pdf (дата обращения: 14.09.2023).

Комментарии:

Ещё на сайте: