РСКМ:

консорциум «Экономика климата»

На этой странице Вы найдёте базовые сведения о РСКМ и консорциуме «Экономика климата». Дополнительные материалы по теме:

РСКМ

Россия - участник мировой климатической повестки

Климатическая политика становится неотъемлемым элементом общей стратегии развития экономики и общества. Процесс носит глобальный характер, и потому Россия как одна из крупнейших экономик мира не может его игнорировать.

В октябре 2021 г. была принята «Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года» (СНУР). Одновременно с этим Президент России декларировал возможность достижения углеродной нейтральности в нашей стране к 2060.

Взвешенная климатическая политика может стать для России дополнительным инструментом роста эффективности внутриэкономических процессов и обеспечить дополнительные возможности на мировых рынках.

Необходима система климатических измерений

Для максимальной эффективности решений в области климатической политики требуется система, которая обеспечивает новое качество климатических измерений. Чтобы её создать, необходимо решить целый комплекс научно-практических задач, в том числе:

    •  

      оценить вклад России в формирование глобального климата;

    •  

      разработать единую методологию оценок поглощения КАВ российскими экосистемами;

    •  

      создать систему мониторинга изменения климатической ситуации;

    •  

      обеспечить развернутый мониторинг антропогенных выбросов КАВ;

    •  

      сформировать развитую системы оценок экономической эффективности мер в области климатической политики.

Для решения этих задач Президент России в феврале 2022 г. инициировал Важнейший инвестиционный проект государственного значения (ВИП ГЗ) «Российская система климатического мониторинга» (РСКМ), который начал реализовываться в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29 октября 2022 г. № 3240-р.

РСКМ предполагает «…создание и развитие Единой национальной системы мониторинга климатически активных веществ путем научного, нормативного и инфраструктурного обеспечения сбора, обработки, анализа, хранения и исполь­­­­­зования достоверных и признанных на международном уровне наблюдаемых и расчетных дан­ных … для ее последующего использования на постоянной основе при реализации мер, направ­ленных на экологическую (низкоуглеродную) трансформацию отраслей российской экономики, адаптацию экономики и населения страны к изменениям климата, а также защиту российских подходов на международных площадках».

Ключевые элементы, которые должна включить в себя РСКМ:

  1. Глобальная климатическая модель – чтобы обеспечить представление о самых важных механизмах формирования климата в глобальном масштабе и вкладе в изменения климата различных стран (включая Россию);
  2. Система мониторинга Мирового океана и морей России – чтобы анализировать влияние гидросферы на глобальные и региональные климатические процессы;
  3. Система климатического мониторинга суши – чтобы собирать и обрабатывать данные об изменении климатической ситуации на территории России. В том числе данные о вероятности наступления неблагоприятных природных явлений, связанных с изменением климата;
  4. Система учета эмиссии и поглощения КАВ в экосистемах;
  5. Модельный комплекс для оценок влияния климатической политики на развитие экономики России и крупнейших стран мира (митигации и адаптации).
  6. Расчетные оценки антропогенных выбросов, формализованные в виде Национального кадастра антропогенных выбросов парниковых газов.

Консорциумы

РСКМ – один из крупнейших междисциплинарных научных проектов в гражданской сфере в современной российской истории. Над проектом работает более 55 организаций (научных организаций РАН, университетов, институтов Росгидромета).

Для решения шести ключевых задач проекта создано шесть специальных консорциумов, обеспечивающих активное взаимодействие этих организаций:

    1. Земная система: моделирование и прогноз
    2. Океан: мониторинг и адаптация
    3. Суша: мониторинг и адаптация
    4. Углерод в экосистемах: мониторинг
    5. Экономика климата
    6. Антропогенные выбросы: кадастр

Взаимодействие между консорциумами:

Консорциумы ВИП ГЗ РСКМ s

Консорциум «Экономика климата»

Головная организация консорциума

Участники консорциума

  • моделирование экономики России и мира

  • оценка социально-экономических последствий климатической политики

  • разработка сценариев развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов

  • научно-методическое сопровождение политики адаптации к изменениям климата

  • моделирование энергетики России и мира

  • оценка эффектов внедрения низкоэмиссионных решений и реализации мер климатической политики в энергетике

  • климатическая повестка и внешняя политика

  • региональные особенности развития экономики России в условиях климатической повестки

  • потенциал и ограничения для использования ВИЭ в России

  • региональные особенности развития энергетики России в условиях климатической повестки

  • описание воздействий изменения климата на экономику и население

  • прогноз климатических изменений в России

Взаимодействие организаций консорциума

Задачи консорциума «Экономика климата»

Климатическая повестка и действия стран в сфере изменения климата могут быть разделены на две крупные цели.

  1. Cнизить выбросы КАВ и защитить климат от антропогенного воздействия.
  2. Cпланировать действия по адаптации к изменению климата.

Поэтому экономический блок проекта РСКМ ориентирован на решение двух ключевых задач:

  1. Разработка сценариев декарбонизации мировой и российской экономики и оценка эффектов от них для макроэкономической и отраслевой динамики;
  2. Разработка политики и оценка эффектов от мероприятий по адаптации к изменению климата.

Ключевая информация, необходимая для решения первой задачи – это набор статистических данных об антропогенных выбросах парниковых газов, собираемая в Национальном кадастре выбросов и поглощений ПГ.

Для решения второй задачи потребуются данные об изменении климата в России, его благоприятных и неблагоприятных последствиях, а также характеристики мер адаптации экономики и населения.

В свою очередь, данные экономических расчетов обеспечат глобальную климатическую модель необходимой информацией об антропогенном воздействии.

Помимо этого, прогнозные оценки выбросов ПГ по видам деятельности – важнейший элемент информации, которая Россия должна предоставить, в рамках её международных обязательств.

Итоговой целью системы расчетов экономических эффектов в рамках РСКМ должно стать повышение эффективности национальной климатической политики на основе научно-обоснованного анализа ее социально-экономических последствий с использованием модельно-информационной системы.