РСКМ:
консорциум «Экономика климата»
На этой странице Вы найдёте базовые сведения о РСКМ и консорциуме «Экономика климата». Дополнительные материалы по теме:
РСКМ
Россия - участник мировой климатической повестки
Климатическая политика становится неотъемлемым элементом общей стратегии развития экономики и общества. Процесс носит глобальный характер, и потому Россия как одна из крупнейших экономик мира не может его игнорировать.
В октябре 2021 г. была принята «Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года» (СНУР). Одновременно с этим Президент России декларировал возможность достижения углеродной нейтральности в нашей стране к 2060.
Взвешенная климатическая политика может стать для России дополнительным инструментом роста эффективности внутриэкономических процессов и обеспечить дополнительные возможности на мировых рынках.
Необходима система климатических измерений
Для максимальной эффективности решений в области климатической политики требуется система, которая обеспечивает новое качество климатических измерений. Чтобы её создать, необходимо решить целый комплекс научно-практических задач, в том числе:
оценить вклад России в формирование глобального климата;
разработать единую методологию оценок поглощения КАВКомментарийПод Климатически Активными Веществами понимается совокупность ПГ (Парниковых газов) и аэрозолей, оказывающих влияние на климат российскими экосистемами;
создать систему мониторинга изменения климатической ситуации;
обеспечить развернутый мониторинг антропогенных выбросов КАВ;
сформировать развитую системы оценок экономической эффективности мер в области климатической политики.
Для решения этих задач Президент России в феврале 2022 г. инициировал Важнейший инвестиционный проект государственного значения (ВИП ГЗ) «Российская система климатического мониторинга» (РСКМ), который начал реализовываться в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29 октября 2022 г. № 3240-р.
РСКМ предполагает «…создание и развитие Единой национальной системы мониторинга климатически активных веществ путем научного, нормативного и инфраструктурного обеспечения сбора, обработки, анализа, хранения и использования достоверных и признанных на международном уровне наблюдаемых и расчетных данных … для ее последующего использования на постоянной основе при реализации мер, направленных на экологическую (низкоуглеродную) трансформацию отраслей российской экономики, адаптацию экономики и населения страны к изменениям климата, а также защиту российских подходов на международных площадках».
Ключевые элементы, которые должна включить в себя РСКМ:
- Глобальная климатическая модель – чтобы обеспечить представление о самых важных механизмах формирования климата в глобальном масштабе и вкладе в изменения климата различных стран (включая Россию);
- Система мониторинга Мирового океана и морей России – чтобы анализировать влияние гидросферы на глобальные и региональные климатические процессы;
- Система климатического мониторинга суши – чтобы собирать и обрабатывать данные об изменении климатической ситуации на территории России. В том числе данные о вероятности наступления неблагоприятных природных явлений, связанных с изменением климата;
- Система учета эмиссии и поглощения КАВ в экосистемах;
- Модельный комплекс для оценок влияния климатической политики на развитие экономики России и крупнейших стран мира (митигацииКомментарийЛюбые действия, направленные на снижение опасного воздействия на климат от деятельности человека и адаптации).
- Расчетные оценки антропогенных выбросов, формализованные в виде Национального кадастра антропогенных выбросов парниковых газов.
Консорциумы
РСКМ – один из крупнейших междисциплинарных научных проектов в гражданской сфере в современной российской истории. Над проектом работает более 55 организаций (научных организаций РАН, университетов, институтов Росгидромета).
Для решения шести ключевых задач проекта создано шесть специальных консорциумов, обеспечивающих активное взаимодействие этих организаций:
- Земная система: моделирование и прогноз
- Океан: мониторинг и адаптация
- Суша: мониторинг и адаптация
- Углерод в экосистемах: мониторинг
- Экономика климата
- Антропогенные выбросы: кадастр
Взаимодействие между консорциумами:
Консорциум «Экономика климата»
Головная организация консорциума
Участники консорциума
Взаимодействие организаций консорциума
Задачи консорциума «Экономика климата»
Климатическая повестка и действия стран в сфере изменения климата могут быть разделены на две крупные цели.
- Cнизить выбросы КАВ и защитить климат от антропогенного воздействия.
- Cпланировать действия по адаптации к изменению климата.
Поэтому экономический блок проекта РСКМ ориентирован на решение двух ключевых задач:
- Разработка сценариев декарбонизации мировой и российской экономики и оценка эффектов от них для макроэкономической и отраслевой динамики;
- Разработка политики и оценка эффектов от мероприятий по адаптации к изменению климата.
Ключевая информация, необходимая для решения первой задачи – это набор статистических данных об антропогенных выбросах парниковых газов, собираемая в Национальном кадастре выбросов и поглощений ПГ.
Для решения второй задачи потребуются данные об изменении климата в России, его благоприятных и неблагоприятных последствиях, а также характеристики мер адаптации экономики и населения.
В свою очередь, данные экономических расчетов обеспечат глобальную климатическую модель необходимой информацией об антропогенном воздействии.
Помимо этого, прогнозные оценки выбросов ПГ по видам деятельности – важнейший элемент информации, которая Россия должна предоставить, в рамках её международных обязательств.
Итоговой целью системы расчетов экономических эффектов в рамках РСКМ должно стать повышение эффективности национальной климатической политики на основе научно-обоснованного анализа ее социально-экономических последствий с использованием модельно-информационной системы.