Кафедра в МФТИ на факультете управления и прикладной математики основана в 1999 году на базе Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. За прошедшие годы многие студенты не только прошли здесь обучение, но также стали сотрудниками института, и работают с нами и сейчас.
Преподаватели кафедры активно вовлечены в исследовательские проекты, которые нацелены на разработку и обоснование эффективных экономических мер для решения актуальных задач развития России, отдельных отраслей и крупных компаний. Это означает, что читаемые на кафедре курсы все время дополняются с учетом последних изменений в экономике страны и мира.
Среднее число студентов, набираемых для обучения на кафедре с одного курса МФТИ, – 6-7 человек. После окончания МФТИ желающие могут продолжить обучение в аспирантуре ИНП РАН.
Ответы на вопросы:
Чем занимается институт?
Наша задача как института – с помощью сценарного прогнозирования обосновывать последствия экономических решений для государства и крупных компаний, а также предлагать им наборы сбалансированных мер для достижения поставленных целей.
«Обосновывать последствия» означает, что, во-первых, мы даем экспертные оценки возможных результатов некоторых действий на качественном уровне («это решение даст позитивные результаты для населения, но создает риски для бизнеса»), и во-вторых, что важнее и выделяет наш институт, мы определяем конкретные количественные значения этих последствий («это решение повысит уровень доходов населения на 2%, но прибыль бизнеса сократится на 1%»).
«Предлагать наборы сбалансированных мер для достижения поставленных целей» означает следующее. Допустим, государство ставит себе цель «ежегодный рост экономики на 3% в течение следующих трех лет». Мы находим и предлагаем решения, которые позволили бы это сделать. Но это не просто идеи, а просчитанные, проверенные на выполнимость и увязанные между собой предложения. Мы вычисляем, как набор решений в одной области экономики повлияет на другую область; будет ли в сумме положительный результат или сопутствующие риски сведут на нет все возможные приращения. Кроме того, мы даем анализ в разбивке краткосрочных и долгосрочных эффектов, поскольку некоторое решение может вести к ухудшению показателей в текущем году, но через несколько лет отложенные эффекты обеспечат совокупный положительный результат.
Это и имеется в виду под словом «сбалансированные» – мы работаем с учетом взаимодействий и взаимозависимостей в экономике, и в конечном счете видим баланс позитивных и негативных эффектов от каждого используемого решения, а также от их комбинаций.
Уникальность такого подхода в том, что для него требуется команда из ведущих экспертов по всем ключевым сегментам экономики (нефтегазовый сектор, агропромышленный комплекс, металлургия, электроэнергетика, оборонно-промышленный комплекс, транспортный сектор, банковская система, рынок труда, демография, региональная экономика, институциональная структура и т.д.), а также специальная команда, которая обобщает все частные знания по отдельным сегментам, увязывает их между собой в единую систему и выдает результат на уровне всей экономики. Этот подход качественно выделяет ИНП РАН на фоне многих других организаций.
Что такое сценарное прогнозирование?
Дать точный экономический прогноз, который обязательно выполнится, не под силу ни одному экономисту или организации в мире.
Невозможно заранее предугадать все случайности. И даже те, что можно предвидеть, реализуются лишь с некоторой вероятностью, а могут и не случиться вовсе. Нельзя точно и наверняка предвидеть, где и когда появится новый «Убер» или «Биткоин», или другая прорывная технология. Как и нельзя наверняка и вовремя предсказать внезапный конфликт в отдаленном регионе мира или засуху, которые часто приводят к скачку цен на сырье и продовольствие.
Но самый главный источник неопределенности – действия самого человека в экономике. Это касается самых разных сфер: потребительского поведения (потому что далеко не всегда наш выбор в магазине носит объективный и рациональный характер), трудоустройства (кто-то гонится за высокооплачиваемой работой независимо от полученного образования; кто-то хочет заниматься любимым делом пусть и за небольшие деньги; а кто-то предпочитает оставаться нетрудоустроенным даже если для него есть подходящая позиция), инвестиционных решений (кто-то готов на высокие риски ради высокой доходности, другие предпочитают гарантированный низкий доход), действий правительства (которые могут обрушить рынки или придать уверенности бизнесу).
Поэтому, даже если собрать всех экономистов в мире, и дать им все существующие вычислительные мощности, предсказать будущее точно невозможно.
А вот что можно сделать – посчитать, что случится, если ничего не менять и все будет идти как идет (так называемый инерционный сценарий). Также мы можем оценить, что случится, если предпринять одно или несколько конкретных действий, или, например, если все же действительно случится некоторое рисковое событие, вроде военного конфликта, отрезающего производственные мощности от рынков, или резкого падения цены на нефть из-за прорыва в технологиях добычи (альтернативные сценарии). Построив вычислительную модель и просчитав на ней последствия нескольких разных сценариев, мы можем их сопоставить и увидеть разные альтернативы будущего. Сравнивая получившиеся варианты, мы можем понять, стоит ли предпринимать какие-то действия, или они вредоносны, или польза от них не стоит усилий по их воплощению.
Это и называется сценарным прогнозированием. Мы не пытаемся предсказать будущее. Вместо этого мы отвечаем на вопрос: «Что будет, если в перспективе реализуется рассматриваемый сценарий?».
Мы работаем на уровне всей экономики или отдельных компаний?
Институт занимается исследованием экономики на макро-, мезо- и микроуровнях.
Макроэкономика – это экономика страны как целого. Экономика на уровне гигантских явлений, экономика в общих чертах, без частных деталей. Например, макроэкономисты анализируют, насколько увеличилось «производство», но не «выпуск самолетов авиастроением» и не «выпуск самолетов конкретным заводом».
На макроуровне мы исследуем, в каком направлении движется наша страна и сравниваем ее с другими странами.
Вот примеры некоторых вопросов, на которые мы находим ответы на макроуровне:
- Будет ли производство в ближайшие годы расти или падать?
- Если ничего не менять, то каким будет производство в перспективе нескольких лет?
- Хватит ли инвестиций и денег экономике для достижения целевых уровней роста?
- Что может сделать государство, чтобы экономика развивалась лучше?
- Как это делают другие страны?
Конечно, есть еще очень много других вопросов, это просто примеры. В макроэкономике огромное количество интересных тем.
Мезоэкономика – это экономика на уровне отраслей и регионов. Здесь мы имеем дело уже не с одним огромным и довольно абстрактным объектом, но еще и не с отдельными фирмами. Поэтому рассматриваемые вопросы оказываются более «приземленными», а принимаемые решения носят более локальный характер.
На мезоуровне мы исследуем ситуацию в регионах и в отдельных отраслях и как они взаимодействуют между собой, составляя сложную подсистему экономики. Например:
- Какие проблемы мешают росту нефтяной отрасли и как их можно решить?
- Как быстро растет использование электромобилей и возобновляемой энергии в мире, и как это повлияет на мировую энергетику? А каковы будут эффекты конкретно для российской энергетики?
- Какие есть возможности для развития у агропромышленного комплекса и как их использовать?
- Как действовать Центральному банку России, чтобы эффективнее предотвращать банкротства частных банков?
- Как понять, есть ли «пузырь» на рынке акций?
- Какие технологии изменят отраслевую структуру мировой экономики в ближайшие 15-20 лет?
- Какие регионы страны будут развиваться быстрее и за счет каких отраслей?
Микроэкономика – это экономика отдельных рынков, отдельных компаний, отдельных промышленных объектов.
В своих исследованиях мы обычно фокусируемся на макро- и мезо- уровнях. Однако часто бывают ситуации, когда этого оказывается недостаточно, и тогда мы спускаемся на уровень микроэкономики.
Это бывает целесообразно в нескольких случаях. Во-первых, когда компания по своим масштабам сопоставима с целой отраслью – например, РЖД, Транснефть или Газпром. Мы изучаем состояние таких компаний и их перспективы с точки зрения ситуации на рынках, системы налогообложения, цен и тарифов в экономике. Во-вторых, когда количество производственных предприятий в отрасли является небольшим – например, костяк российской нефтепереработки составляют всего порядка 30 крупных НПЗ. При таких количествах становится реальным учесть их все, что может вывести исследование на более качественный уровень. В-третьих, когда исследование напрямую затрагивает рынки отдельных товаров – электромобили, финансовые услуги, молочная, мясная или аграрная продукция, моторные топлива. Поняв ситуацию на каждом рынке, оценив соотношение спроса и предложения, рассмотрев возможные технологические и структурные сдвиги, мы получаем принципиально более детализированное описание объекта с его нюансами и уникальными взаимодействиями.
Конечно, выводы, полученные на микроуровне, самодостаточны сами по себе. Но иногда они могут быть расширены и на более высокие мезо- и макро- уровни, существенно улучшая получаемые результаты.
Примеры вопросов микроуровня:
- Как появление беспилотных автомобилей скажется на общем автопарке?
- Для каких товаров возможно импортозамещение в условиях санкций?
- Как соотносятся реальные потребительские предпочтения и нормы потребления мяса и молочных продуктов для человека? Сколько население тратит на продукты питания и близки ли мы к насыщению этих рынков?
- Какие конкретные решения можно применять для цифровизации экономики?
- Каков будет спрос на электромобили в мире?
- Как спрогнозировать цены на недвижимость в Москве?
Как лучше понять, чем занимается институт?
Отличный способ – почитать интервью с экспертами института, посмотреть видео выступлений и передачи с ними. В интервью хорошо видно, как связана с реальной жизнью научная работа института. К тому же их легко понять без специальных знаний, а еще в них можно увидеть будущих преподавателей и научных руководителей. Например, вот интервью академика Ивантера В.В. в передаче «Познер» на первом канале.
Павел Ситников
С кем мы работаем?
Наибольшая потребность в наших исследованиях и экспертизе у государственных структур (федеральное правительство, отраслевые министерства, региональные администрации, Госдума), крупного бизнеса (Роснефть, Газпромнефть, Новолипецкий металлургический комбинат) и специализированных фондов (Деловая Россия, Российский союз промышленников и предпринимателей). Кроме того, институт сотрудничает с международными организациями (МАГАТЭ, Международное энергетическое агентство и другие).
Примеры наших проектов
Наш институт участвует во множестве интересных и актуальных исследований. Вот примеры нескольких проектов, которые мы сделали.
Роснефть:
Разработка системы моделей прогнозирования мировой и российской экономики и энергетики
Carbon-CAP (проект Евросоюза):
Оценка перетоков выбросов углекислого газа посредством мировой торговли
РЖД:
Прогноз грузовых железнодорожных-перевозок
Минэнерго России:
Разработка системы прогнозирования российского нефтяного сектора
Гранты Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда:
Конкретизация концепции продовольственной безопасности РФ.
Газпром нефть:
Прогноз потребления моторных топлив в регионах России
Министерство сельского хозяйства России:
Долгосрочное сценарное прогнозирование потребления и производства аграрной продукции
Администрации регионов России:
Стратегии развития регионов
МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии):
Оценка эффектов от международного сотрудничества в области строительства атомных станций
Кто заведует кафедрой?
Заведующий кафедрой – научный руководитель ИНП РАН, академик РАН Порфирьев Б.Н., заместитель заведующего кафедрой – заместитель директора ИНП РАН, д.э.н. Ксенофонтов М.Ю.
Какие известные люди работали в ИНП РАН?
Через наш институт прошло много экономистов, занимавших в разные годы высокие государственные (и окологосударственные) должности – например, Белоусов А.Р. (первый вице-премьер правительства), Гайдар Е.Т. (министр экономики и финансов), Клепач А.Н. (заместитель главы минэкономразвития), Нечаев А.А. (министр экономики), Шохин А.Н. (министр экономики, директор Российского союза промышленников и предпринимателей). В институте работает целая плеяда известных экспертов по каждой из отраслей, которых вы часто можете увидеть на телевидении.
Зачем к нам идти?
Прежде всего, если вы хотите разобраться в экономике. Не только на абстрактном теоретическом, но и на конкретном прикладном уровне. Узнать вещи, которые сложно увидеть из моделей и статистики невооруженным взглядом.
На кафедре вы можете получить широкий экономический кругозор, базовое экономическое и макроэкономическое образование, понять, как вообще должна вестись работа хорошего экономиста, и чем она отличается от плохой. Это возможность дополнить классическое образование физтеха с сильным упором на математику теми знаниями, которым учат на экономических факультетах классических экономических институтов, а также уникальными знаниями по конкретным отраслям и областям экономики.
Такие знания можно использовать как оставшись работать в институте, так и в любой коммерческой компании – для любого бизнеса жизненно важно понимать, в каком состоянии его отрасль и куда она движется.
Чему можно научиться?
Цикл занятий начинается с описания того, как именно функционирует экономика, являющаяся совокупностью отдельных производственных отраслей, транспорта, финансового сектора, сферы услуг, бюджетного сектора и населения.
Будет введено такое основополагающее понятие как «межотраслевые взаимодействия», с помощью которых может быть описана технология получения любого потребляемого товара с разбивкой на участвующие в процессе отрасли. Мы можем понять, что для того, чтобы получить электроэнергию, необходимо построить электростанцию со специальным генерирующим оборудованием, а также добыть газ или уголь, чтобы их сжечь на станции. Чтобы добыть газ, нужно пробурить скважину, наладить доставку газа с помощью трубопровода. Чтобы добыть уголь, нужно обустроить разрез, снять грунт, отбить уголь, вывезти его с месторождения с помощью грузовиков и железной дороги. Для каждого этапа нужны специальные машины и оборудование, создание которых требует своих производственных цепочек. Но самое интересное, что используемое на каждом этапе оборудование потребляет электроэнергию. Получается замкнутый круг (или, научно выражаясь, «обратная связь»): для получения электроэнергии, помимо всего прочего, нужна и электроэнергия тоже. И чем сложнее производимый продукт, тем сложнее и разнообразнее производственно-технологическая цепочка, и тем сложнее и запутаннее взаимодействия в экономике. Но если удастся увязать их вместе, можно понять, как конкретные изменения в одной отрасли повлияют на другие отрасли и экономику в целом. Хорошая новость состоит в том, что существуют способы описать все эти взаимодействия с помощью математических моделей, о чем вам расскажут на занятиях.
На следующих этапах будет детально изучаться специфика всех отраслей – энергетики, сельского хозяйства, металлургии, машиностроения, строительства, транспорта и т.д. Будет описано функционирование банковского сектора, бюджетно-налоговой и денежно-кредитной системы. Будет рассмотрен инвестиционный процесс, вопросы ценообразования и налогообложения. Изучается демография, структура доходов и расходов населения, функционирование социальной сферы. Конечно, не обойдется и без экономической теории.
В каждой из отраслей экономики есть много живых проблем, нелогичности, нерациональности. Без изучения некоторой истории, выявления подводных камней и причин, к ним приведших, сложно понять реальную картину. На кафедре вы сможете узнать у наших экспертов как устроена реальная экономика, а не только абстрактная.
Вы узнаете про то, как можно при помощи математических моделей описать экономику и ее отдельные составляющие. А также как с помощью таких моделей можно получать практические выводы о реальной экономике и строить сценарные прогнозы на будущие периоды.
Вы научитесь думать, как экономист, проводить экономический анализ и исследования, находить обоснованный ответ на интересующий вас вопрос.
Вы научитесь отличать плохое экономическое исследование от хорошего. Читая прогнозы разных экспертов, вы будете сразу видеть: толковый ли специалист писал, хорошая работа или все взято с потолка.
Также вы научитесь понимать, куда движется экономика, как развиваются отрасли. Это важно не только экономистам, но и в бизнесе: далеко не все могут предвидеть ситуацию и заранее угадывать, какие перспективы у бизнеса в зависимости от внешних условий. Другими словами, это умение мыслить стратегически.
Дипломные работы и научные исследования
На 4 курсе вы сможете выбрать научного руководителя, у которого вы будете делать ваше первое научное исследование – бакалаврский диплом. На 5 и 6 курсах у вас будет два года на подготовку магистерской диссертации. Это более серьезная работа, в рамках которой можно заняться и сложным математическим моделированием, и глубоким гуманитарным изучением процессов, происходящих в вашей области.
В институте есть специалисты по всем значимым отраслям, поэтому вы сможете выбрать ту отрасль или макроэкономическую тему, которая вам интересна. Например, вы можете взять тему по отрасли, в которой хотите работать в будущем. Или по какому-нибудь макроэкономическому направлению – энергетика, финансовый сектор, государственный бюджет, демография, трудовые ресурсы и так далее.
После этого все зависит от вашей инициативности. Если подойти к делу всерьез, за год вы сможете начать неплохо разбираться в теме. А наработанные навыки практического анализа вам пригодятся как в научной работе, так и в бизнесе.
Темы исследований, которыми занимаются студенты, возникают не просто так. Практически всегда они касаются тех актуальных и еще не решенных вопросов, с которыми сталкиваются их научные руководители в рамках выполнения проектных работ.
Роль научного руководителя заключается в том, чтобы разбить все исследование на отдельные шаги, ставить перед студентом на каждом этапе правильные вопросы, снабжать нужными материалами (или подсказывать, где их искать) и статистикой, помогать постепенно продвигаться по научному исследованию и шаг за шагом достичь поставленной цели.
Работа для студентов
Если мы видим, что студент активно учится, проявляет пытливость в выполнении заданий, мы можем предложить ему работать на младших позициях ИНП РАН. Такие студенты получают зарплату, могут претендовать на внутриинститутские исследовательские гранты, и при должном усердии к концу обучения станут достойно разбираться в своей области. Конечно, за три года не получится стать мастистым специалистом (ведь кругозор и опыт так быстро не набрать), но вы уже будете не новичком и обладать вполне серьезными знаниями.
Часто таким студентам предоставляется возможность поучаствовать в реальных проектах, выполняемых институтом.
Несколько примеров. Студенты со старших курсов кафедры:
- готовили ежемесячные аналитические обзоры мирового рынка нефти в рамках большого консалтингового проекта для компании «Роснефть». Они не только описывали последние события и тенденции, но и делали краткосрочный прогноз динамики ВВП и спроса на нефть в крупнейших странах и мире в целом, используя научные подходы и модельные конструкции, которым научились на кафедре;
- участвовали в моделировании автомобильного рынка и построении прогноза потребления моторных топлив в разных регионах России;
- участвовали в изучении перспектив электромобилей и их влияния на мировые рынки нефти.
Какие качества нужны для учебы на кафедре?
Бытовая смекалка.
Максимум пользы вы получите, если вам нравится решать не только математические, но и жизненные задачи. Специфика работы такова, что нужно не только решать уравнения, но и понимать, какие человеческие мотивы стоят за числами, находить объяснения из реальной жизни тем трендам, которые наблюдаются из статистики.
Творческий подход.
Часто оказывается так, что классический теоретический подход к задаче оказывается не совсем применимым в силу разных обстоятельств и особенностей реальной жизни или специфики конкретной страны. В таких ситуациях приходится отходить от плана и действовать творчески – не следовать алгоритму, а создавать свой алгоритм для решения задачи. В ИНП РАН каждый рано или поздно сталкивается с такой ситуацией.
Если вы умеете работать только когда вам говорят «сделай раз, два, три и получится результат»; если вам очень важно, чтобы вам постоянно выдавали алгоритм действий и правила; чтобы кто-то говорил, что надо делать – будет непросто и стоит подумать о выборе другой кафедры. Если вас не пугает отсутствие выданного кем-то свыше алгоритма, если вам нормально пойти поучится самому и поискать информацию, не зная заранее, где она найдется, или попробовать придумать какое-то, пусть не самое эффективное, решение жизненной проблемы, которую еще никто не решал – все будет нормально.
Подчеркнем, это не вопрос каких-то особых, выдающихся способностей, которые нужны для доказательства теоремы Ферма. Это вообще не вопрос математики. Просто бывает, что человеку легко работать, когда он заранее знает, что нужно сделать, чтобы получить результат. А когда это неизвестно, он впадает в ступор, теряется, ему некомфортно. И это не плохо и не хорошо. Люди с таким складом тоже учатся с высшими баллами и хорошо работают во многих профессиях и на многих должностях.
Инициативность.
В нашей сфере много материалов, которые стоит и нужно прочитать. Нельзя сказать: «вот это выучи, и достаточно». Вам нужно самим хотеть разобраться в проблеме, изучая для этого дополнительные источники информации.
Вам должно быть привычно учиться для самих себя, а не для того, чтобы получить «зачет». Без этого будет сложно получить пользу из дипломных работ на кафедре, как и работать экономистом. У вас, конечно же, будет научный руководитель, который будет направлять вас, подсказывать и объяснять. Но в конечном итоге он не может расширять понимание темы за вас, как тренер по бегу не может натренировать мышцы за бегуна. Цель дипломной научной работы не в том, чтобы решить задачу, а в том, чтобы научится находить ответы самому.
Любознательность и кругозор.
Если вы еще в школе с интересом смотрели новости, какие-то передачи про экономику, дискуссии экспертов – у вас есть нужная жилка. Тогда читать разные материалы по вашей области будет легко и приятно. Если для вас почитать – это лишнее наказание, а вместо этого вы бы предпочли составить расчетную модель из формул – вам будет очень тяжело. В нашем деле составить модель – это половина работы, надо еще и сопоставить ее с реальностью.
Экономист – это не только набор знаний, это еще и его уникальный ум, личная интерпретация, интуиция, и они-то и нарабатываются любознательностью. Вам должна быть интересна жизнь за окном, как устроена и работает страна. Тогда все пойдет легко и само собой.
Трудолюбие и целеустремленность.
Не получится ничего не делать. Даже будучи очень умным, бакалаврскую и магистерскую по экономике сложно сделать по-быстрому – тут нужно не только задачку решить, но и в гуманитарной информации разобраться. А это требует времени. Студенты, не готовые к такому формату, часто уходят на кафедры полегче.
Все же кафедра имеет гуманитарный или математический уклон?
В действительности это синергия гуманитарного и математического подхода, которая позволяет глубоко разбираться в экономике. Потому что без математики вы не сможете построить систему расчетов, а без гуманитарного изучения предмета вы не сможете верно описать логику и специфику взаимодействия разных экономических объектов.
В институте, конечно же, есть работа со сложными математическими моделями. Межотраслевой баланс Леонтьева, эконометрика, методы оптимального управления, имитационное моделирование, элементы теории вероятностей и теории игр – все это применяется в зависимости от поставленной задачи.
При этом мы никогда не стремимся построить как можно более сложную математическую модель ради самой сложности, ради красоты математики. Модели для нас прежде всего практический инструмент.
Ключевая особенность института – мы не ограничиваемся тем, что подаем в модель официальную статистику в качестве начальных данных. Мы анализируем, что стоит за статистикой по каждой из отраслей, соотносится ли она с реальностью, почему она именно такая, общаемся с отраслевыми экспертами, участвуем в семинарах и конференциях, где обсуждаем интересующие нас вопросы. В общем, сочетаем цифры и исследование реального положения дел «на земле».
Таким образом, часть нашей работы состоит в анализе данных на содержательном уровне – интерпретация статистики и ее анализ на уровне графиков и таблиц. Такой «гуманитарный» анализ необходим, потому что уже при помощи него можно сделать множество важных выводов. А без него легко потерять связь цифр с реальностью.
Есть ли программирование?
В экономике достаточно тем и проблем в каждой из областей, которые не требуют программирования. В реальной работе вам может быть достаточно применения специализированных программ по матстатистике.
Однако владение начальными навыками программирования может принести большую пользу экономисту. Например, знание языка VBA в рамках пакета Microsoft Office выведет ваш вычислительный и аналитический потенциал на более высокий уровень. Навыки работы с SQL позволят обрабатывать массивы больших данных, которых с каждым годом открывается все больше и больше. Так как многие данные еще не изучены, их анализ даже без сложных математических моделей позволяет получить много интересных результатов, которые могут лечь в основу вашей научной работы. Более того, в дальнейшем к ним можно применить алгоритмы big data и получить еще больший эффект.
Тем не менее, использование программирования не навязывается, и обычно является результатом личной инициативы студента.
Можно ли поступить с ФИВТ?
Да, никаких проблем. Мы совершенно одинаково относимся к поступающим и учащимся с обоих факультетов. Обучение на кафедре построено так, что ни для студентов ФИВТ, ни для студентов ФУПМ не возникает каких-либо сложностей из-за различия в факультетских программах.
Нет и каких-либо сложностей включиться в общение с одногруппниками с другого факультета. Ведь обучение экономике стартует для всей группы с нуля, и все в одной лодке. Новые профессиональные интересы позволяют студентам без проблем познакомиться друг с другом.
Мы будем рады учить студентов с любого из факультетов. Главное – их интерес к экономике.
Что можно почитать?
Выбор кафедры – это серьезный жизненный выбор. От него зависит в какой области вы будете лучше всего разбираться на выходе из института. Поэтому разумно потратить время и перед выбором кафедры почитать какие-то начальные материалы по теме. Тем более сама тема такова, что в любом случае пригодится вам в будущем.
Вот несколько вариантов.
- «Экономикс» Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Это один из самых популярных начальных учебников по макроэкономике. Хороший перевод, легко читается. Конечно, лучше постараться найти одно из последних изданий, чтобы читать со свежими данными и современными историями – так интереснее.
- «Прикладное прогнозирование национальной экономики: учебное пособие». Выпущенный кафедрой сборник. Некоторые главы содержат уже устаревшие цифры, но здесь очень хорошо описана логика развития и функционирования отдельных сфер российской экономики, которая остается актуальной до сих пор. Кроме того, в сборнике приведены базовые понятия, с которыми мы работаем.
- «Экономические беседы». В этой книге академик Яременко (директор ИНП РАН с 1987 г. по 1996 г.) рассказывает об экономике СССР и переходном периоде. Конечно, часть информации в книге носит только исторический интерес. Но в ней обсуждаются фундаментальные процессы, которые до сих повторяются во всем мире и будут повторятся, так что книга вполне актуальна. Книга написана очень простым разговорным языком и передает смысл нашей работы: для чего проводятся анализ и математические построения, в чем суть макроэкономики и вопросов, стоящих перед макроэкономистами.
- Интервью в категории «макроэкономика». Прочитав несколько интервью, можно понять, какие вопросы сейчас волнуют макроэкономистов, и в чем состоит наша работа.
- Журнал «Эксперт». Также дает хорошее понимание того, с какими проблемами работает институт. Кроме того, его можно почитать в качестве теста – интересно или «через не могу». Это хороший индикатор в вопросе выбора кафедры.
Куда потом?
Типичные варианты дальнейшей работы наших выпускников такие:
- научные экономические исследования в ИНП РАН (часто студенты остаются у нас насовсем, им нравится)
- стратегический консалтинг
- аналитика в крупном бизнесе или финансовом секторе
- госслужба (министерства, администрации, госкорпорации)
А где посмотреть презентацию кафедры?
Видеозапись презентации в 2020
Видеозапись презентации в 2023
Вы хотите поступать на кафедру?
Пожалуйста, заполните эту форму для прохождения собеседования осенью 2024. Мы пришлём Вам приглашение на собеседование, когда его дата станет известной.
Если что-то не работает с формой – напишите, пожалуйста, на