В докладе показано, что управление в социальных системах национального масштаба, таких как образование и культура, организовано как управление сетями. Построение сетей – не стихийный процесс, сети проектируются и перепроектируются в зависимости от целей развития, и во многом определяются структурой расселения и тенденциями ее изменения. В России произошли изменения, которые существенным образом повлияли на соответствие сетей социально-культурного обслуживания структуре и динамике расселения: сокращается количество малых и средних городов, потери за последние 25 лет составили 340 городов и поселков городского типа с числом жителей до 50 тысяч, это 12% от их общего числа. Фактически можно говорить о тенденции разрушения сети малых городов, которые выполняли функции локальных центров сельского расселения. Для сельского расселения на фоне общей депопуляции катастрофических масштабов достигла мелкоселенность. Были выявлены тенденции концентрации и поляризации систем сельского расселения, которые необходимо учитывать в процессе развития сельских территорий для обеспечения социальных гарантий и доступности образования и культуры.
В докладе обосновывается, что изменяющаяся система расселения становится несомасштабна сетям социального обслуживания в образовании и культуре, спроектированным и построенным в соответствии со ступенчатой моделью пространственной организации сетей, принятой в советское время. Возникает институциональный дисбаланс, при котором управление развитием фактически невозможно, и требуется серьезное перепроектирование сетей социально-культурного обслуживания, а именно: переход от ступенчатой к узловой модели организации сетей; от пешеходной – к транспортной доступности учреждений; от отраслевого – к территориальному управлению; от ведомственных – к интегрированным учреждениям в социально-культурной сфере. Предложены перспективные модели социального партнёрства, основанные на кооперации и интеграции ресурсов социальной сферы для повышения доступности качественных государственных и муниципальных услуг социально-культурной сферы в сельской местности.