Тезисы выступления на конференции молодых ученых “Создание дохода, накопление национального богатства, формирующиеся рынки и новые мировые финансы“:
Дальний Восток всегда был очень важен для России как источник ценнейших ресурсов, как главный выход на рынки Азии и Тихого океана, как важнейшее пространство для развития национальной экономики и как ключевой оборонительный рубеж.
Необходимость приоритетного развития Дальнего Востока России предопределена также тем фактом, что он непосредственно граничит с сегодняшними лидерами мировой экономики – странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В этих обстоятельствах Россия может и должна самым активным образом сотрудничать со странами АТР, но полномасштабный эффект от такого сотрудничества возможен только при наличии экономически сильного и конкурентоспособного Дальнего Востока.
В настоящее время ключевым инструментом государственной политики по отношению к восточным территориям России стала Государственная программа по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона (ДВиБР). Однако реализация этой Государственной Программы происходит в непростых экономических условиях.
Одна из ключевых проблем, затрудняющих решение поставленных Президентом и Правительством России задач по долгосрочному развитию ДВиБР, – дефицит трудовых ресурсов в макрорегионе. В этой ситуации необходимо увеличивать численность населения макрорегиона, в том числе за счет привлечения на территорию ДВиБР квалифицированных работников из других частей России и удерживания коренного населения.
С этой целью предлагается программа дополнительных мер, повышающих привлекательность трудовой карьеры на Дальнем Востоке. В основе Программы лежит предложение по выплате работникам целевой единовременной субсидии – так называемого «Дальневосточного капитала», который будет использоваться на приобретение жилья, создание и развитие собственного бизнеса, оплату образования и поддержку дополнительного пенсионного обеспечения.
Начать реализацию этой Программы предлагается с территорий, на которых реализуются важнейшие для Дальнего Востока инвестиционные проекты (в первую очередь применительно к территориям опережающего развития – ТОРам и Свободному порту Владивосток). По мере улучшения экономической ситуации в России возможно поэтапное распространение Программы на другие территории Дальнего Востока.
Главными задачами данной Программы являются:
1) Привлечение квалифицированных работников на Дальний Восток;
2) Решение жилищных проблем населения Дальнего Востока, поддержка молодых семей, расширение возможностей граждан по созданию собственного бизнеса, оплате образования и формированию индивидуальных пенсионных счетов.
3) Ускорение развития экономики Дальнего Востока за счет расширения масштабов внутреннего платежеспособного спроса и усиления мультипликативных эффектов, порождаемых жилищным строительством.
Суть Программы заключается в следующем. Гражданам России, постоянно работающим в рамках приоритетных для ДВиБР инвестиционных проектов (прежде всего в ТОРах), предлагается выплачивать единовременную целевую субсидию – дальневосточный капитал.
При этом субсидию можно будет потратить только на долгосрочные инвестиционные нужды – покупку или строительство жилья, приобретение земли, на создание и развитие собственного бизнеса, оплату образования, а также на дополнительное пенсионное обеспечение, в том числе формирование индивидуальных пенсионных счетов.
Использование Дальневосточного капитала будет допускаться только в пределах ДВиБР.
Источником финансирования Дальневосточного капитала могут быть доходы федерального бюджета рентного характера (например, сумма прироста НДПИ, собираемого на территории Дальнего Востока), а также дополнительные налоговые доходы от реализации новых инвестиционных проектов на Дальнем Востоке, перераспределение денег в рамках уже существующих льгот и субсидий.
Порядок получения указанной субсидии будет определяться Правительством РФ. Реализовывать программу Дальневосточного капитала предлагается поэтапно. На пилотной стадии следует создать и апробировать все необходимые институты и механизмы. На последующих стадиях программу можно поэтапно распространить на всю территорию ДВиБР, включив в нее дополнительные категории работников.
Программа Дальневосточного капитала будет обладать следующими ключевыми характеристиками:
- Размер капитала. Этот размер должен быть достаточным для решения какой-либо крупной семейной задачи. Например, связанной с улучшением жилищных условий. В этой связи желательно, чтобы выплачиваемая субсидия составляла примерно 20-30% стоимости стандартной двухкомнатной квартиры (в расчете на семью, по средней для макрорегиона цене). Такая сумма, как правило, позволяет семье уплатить первоначальный взнос по ипотечному кредиту, взятому на покупку новой квартиры. В настоящее время указанным требованиям соответствует сумма примерно 500-600 тысяч рублей Окончательное решение по размерам Дальневосточного капитала должно приниматься Правительством РФ.
- Условия выдачи Дальневосточного капитала. Основные условия должны быть следующими:
- Порядок выдачи Дальневосточного капитала и размер ежегодной квоты на его выдачу определяются Правительством России;
- Квоты на получение Дальневосточного капитала должны в первую очередь выделяться для обеспечения квалифицированными работниками инвестиционных проектов, признанных приоритетными для макрорегиона, который будут создавать максимальные социально-экономические эффекты региона;
- Получателями Дальневосточного капитала должны быть исключительно российские граждане в трудоспособном возрасте, постоянно работающие в ДФО и в рамках приоритетных инвестиционных проектов на территории ДФО.
- Этапы Программы Дальневосточного капитала. В первый период (3 года) предлагается осуществить пилотную стадию Программы, ориентированную на привлечение трудовых ресурсов в особо важные для макрорегиона инвестиционные проекты. Число выделяемых квот на дальневосточный капитал в этот период предлагается поэтапно увеличивать – с 2 500 человек в год до 12 500 человек в год. Во второй период (10-15 лет) предлагается увеличить число участников Программы за счет расширения числа поддерживаемых инвестиционных проектов и довести ежегодную квоту на выделение Дальневосточного капитала до 35 000 человек.
При реализации базового сценария Программы Дальневосточного капитала потребность в финансировании вырастет с 1,25 млрд руб. в 1-й год до 16,25 млрд руб. на 10-й год. Начиная с 11-го года ежегодные затраты на программу будут составлять 17,5 млрд руб. Суммарные затраты по проекту за 18 лет могут составить 228,8 млрд руб. (без учета индексации).
Реализация Программы Дальневосточного капитала обеспечит значимый социально-экономический и бюджетный эффект уже в краткосрочной перспективе.
По оценкам, благодаря реализации Программы число новых работников со среднемесячной зарплатой минимум от 50 тыс. руб. в месяц в 2021г. составит 18,8 тысяч.
В результате бюджетных эффектов, выраженных через прирост НДФЛ, социальных отчислений, НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество и т.д., уже на 4-й год будет наблюдаться прирост бюджетных доходов на уровне 2 млрд руб., в конце 2-го этапа (на 12-13-1 год) прирост составит 19,3 млрд руб., на 18-й год – 35 млрд руб.
В более долгосрочной перспективе четко просматривается полная окупаемость Программы Дальневосточного капитала в части соотношения бюджетных расходов и дополнительных бюджетных поступлений – суммарные дополнительные доходы бюджета за 1-й и 2-о1 этапы составят 237,8 млрд руб.
Еще более значимыми будут макроэкономические эффекты, порожденные реализацией Программы. К концу 2-го этапа году Программа обеспечит свыше 115 млрд руб. дополнительного прироста ВВП России в год. При этом, накопленный дополнительный прирост ВВП за весь период Программы составит 785 млрд руб.
Рис.1. Доходы и расходы бюджета в рамках реализации Программы Дальневосточного капитала