Газета «Известия» от 23 августа 2017 г.
За 25 лет мы построили неоднородную экономику, которая имеет массу проблем. Они связаны с тем, что в России деформирована структура производства, цен и образования доходов.
На данный момент часть секторов российской экономики успешно встроилось в рынок, у других это не очень получается. Различия по уровню эффективности не характерны для развитых стран. Ко всему прочему Россия вынуждена тащить «вагоны из СССР»: предприятия, являющиеся стратегически важными, градообразующими и т.д.
У нас есть несколько вариантов: можно произвести очередную селекцию, то есть выбросить лишнее и сконцентрироваться на каких-то отдельных производствах, как это в очередной раз делает Украина (на мой взгляд, это не подходящий путь). Или — найти ресурсы, чтобы эту часть экономики модернизировать. Эти задачи решает структурно-инвестиционная политика.
Экономический спад 1990-х сопровождался общим ростом эффективности производства за счет того, что в структуре экономики стали преобладать конкурентоспособные сырьевые производства. Что касается цен, то на одни виды товаров они постепенно сравнялись с мировыми. На другие товары, причем на конечную продукцию, цены сильно отстают от зарубежных. Такая диспропорция существенно влияет на все сферы экономической жизни и, в конечном счете, на общую устойчивость экономики.
Получается, что эффективность производства за последние четверть века в России повысилась — в советский период была масса неэффективных предприятий, и это надо признать, но структура производства стала более примитивной. Примитивность российской экономики заключается прежде всего в структуре ее доходов. Доля нефтегазовых поступлений в бюджете превышает 45%, при этом в промышленном производстве сырьевой сектор занимает порядка 15% ВВП. Экспорт же несырьевых товаров вместе с оборонкой — всего 5–7% от ВВП. Такая экономика устойчивой быть не может.
Структурно-инвестиционная политика направлена на то, чтобы устранять те ограничения развития экономики, которые невозможно ликвидировать традиционными рыночными инструментами — процентными ставками, налоговой, валютной политикой и т.д. Эти меры могут поддерживать инвестклимат, но без конкретных мер по поддержке и развитию отдельных производств или целых направлений результата не будет.
Взять, например, авиастроение. Есть спрос на МС 21 или Sukhoi Superjet, но есть проблемы с производством авиакомпонентов. В результате приходится импортировать до 70% комплектующих. И отечественные производители компонентов просто так не появятся: нужно целенаправленно поддерживать развитие технологичных производств. Даже при инфляции в 4% и резком снижении ставок, они всё равно не смогут взять кредит. Поэтому нужна специализированная политика в секторах экономики, ориентированных на конечный спрос: в машиностроении, текстильном производстве, отдельных сегментах производства строительных материалов и др. Сырьевые отрасли, напротив, могут развиваться за счет своих собственных ресурсов и заемного финансирования.
Например, государство направило помощь на производство труб и в сельское хозяйство — результат очевиден. Производства труб и мяса стали лидерами за последние годы. Серьезно изменилась и структура импорта: если в 2011-м импорт труб из литейного чугуна составлял более 17,5%, то в 2016-м — лишь 3,5%. Внутреннее производство мяса в 2013 году составляло 8,55 млн т, а в 2015-м достигло 9,5 млн т. Доля импорта за это время сократилась более чем вдвое — с 2,48 млн т до 1,16 млн т.
Это же мы предлагаем сделать в ряде других отраслей. Сейчас ключевым «пробелом» в структуре российской экономики является инвестиционное машиностроение, то есть производство станков, оборудования. Этот сектор обеспечивает рост и эффективность производства за счет технологий. Перспективы развития отрасли хорошие: по нашим оценкам, здесь возможно добиться темпов роста на уровне 7–8% в год и даже больше. Восполнение этого пробела может и должно стать катализатором роста в большинстве высокотехнологичных и среднетехнологичных отраслей. Сейчас больше половины внутреннего спроса на станки и оборудование удовлетворяется за счет импорта. В прошлом году — $86,3 млрд. При возрождении отрасли большая часть этих денег останется в России.
Один рубль бюджетных инвестиций, по нашим оценкам, обеспечивает до 5 рублей инвестиций частного сектора. Безусловно, надо учитывать специфику секторов: в оборонке подавляющими будут госвложения, а в химпроме — частные. В большинстве секторов обрабатывающей промышленности основные вложения также должны быть частными.
Многим отраслям сейчас не хватает толчка и уверенности в будущем. Чтобы снять эту проблему, государство должно подтолкнуть частный бизнес к инвестициям в модернизацию и создание новых производств. Как? Во-первых, принять стратегию развития страны, чтобы предприниматели, реальный сектор, малый и средний бизнес видели направление развития, что в России не стагнация, а рост. Во-вторых, государство должно обеспечить часть инвестиций по ключевым направлениям, чтобы фактически подтвердить серьезность намерений стимулировать развитие. В третьих, нужно создать условия для притока частных инвестиций — снизить ставки по кредитам, предложить серьезные налоговые льготы, защитить бизнес от необоснованного роста тарифов и административного давления. Такие же рецепты предлагаются в комплексной программе социально-экономического развития России до 2025 года «Стратегия роста».
Импортозамещение в ключевых отраслях станет одним из драйверов роста экономики. Импортировать даже самые простые вещи, которые могли бы сами производить, — неправильно. Сейчас доля импорта в машиностроении достигает 20%, это слишком много. По оценкам ИНП РАН, для устойчивого роста России необходимо на 30–40% сократить количество импорта машиностроительной продукции.
Однако не весь импорт плох. Импортировать нужно то, где мы не имеем компетенций, прежде всего технологических, с перспективой перенять технологии и опыт и потом делать это самим. Но там, где у нас есть задел, например, силовые машины, авиастроение, нужно развивать внутреннее производство, повышать конкурентоспособность.
Важно проводить структурно-инвестиционную политику поэтапно. Вначале ориентироваться надо на простое производство и экспорт, который можно быстро нарастить. Эти отрасли нужно поддержать умеренно-слабым рублем. Второй шаг — повышение качества выпускаемой продукции, увеличения продукции с высокой добавленной стоимостью. Ее можно продавать дороже, а увеличение экспортных доходов будет способствовать укреплению рубля. На третьем завершающем этапе экономика должна прийти к сбалансированному сочетанию внутреннего спроса за счет повышения уровня жизни и динамичному развитию несырьевого высокотехнологичного экспорта.
Именно в этом и состоит задача структурно-инвестиционной политики, направленной на модернизацию отраслей: получить новое качество конкурентоспособности наших товаров и за счет этого иметь большую отдачу в мировой торговле и мировом разделении труда. Это приведет к большей устойчивости экономики, ее диверсификации и уходу от нефтяной зависимости.