В мировом хозяйстве намечаются перемены, вызванные целом рядом новых созревших и назревающих факторов. Смещение центров производства продукции из Европы и Америки на азиатский континент, начало масштабной добычи углеводородного сырья в Америке, возможные изменения политического измерения на Ближнем Востоке, планы по созданию некоего нового экономического образования в АТР свидетельствуют о грядущих изменениях. Они, безусловно, окажут воздействие на развитие транспорта и пассажиро- и грузоперевозок, на маршруты движения грузопотоков. В данной статье даны попытки рассмотреть некоторые вопросы «в первом приближении».
Пути сообщения в мире.
Рассматривая вопросы, связанные с развитием мировых транспортных коммуникаций, полагаем целесообразным учитывать роль и место отечественной транспортной системы в контексте эффективного использования российского пространства в качестве мощного конкурентного преимущества. Создание новых транспортных коммуникаций, главным образом, автомобильных и железных дорог, должно быть обусловлено необходимостью решения в первую очередь внутренних задач и лишь потом учитывать некую международную (т.е. внешнюю) потребность в российских коммуникациях. Это не относится к ЕАЭС, в котором проекты имеют интеграционную составляющую и работают на благо этих стран. В процессе планирования, строительства и развития транспортных коммуникаций проводятся расчеты относительно того, насколько инвестиции в данную сферу деятельности повлияют на общие макропоказатели, в частности, на рост ВВП. В России опубликовано много статей и комментариев о том, что для восстановления экономического роста следует направить серьезные средства на строительство дорог, объектов транспортной инфраструктуры. Сторонники увеличения инвестиций в строительство дорог утверждают, что в результате будут достигнуты мультипликативный, синергетический и другие эффекты. Это не совсем так. Международный транспортный форум (International Transport Forum) в 2013 г. представил работу «МТФ: Перспективы развития транспорта» 2013, в которой представлены результаты глубоких исследований влияния инвестиций в транспортную инфраструктуру на показатели экономического роста экономики отдельных стран. Отмечается, что «… анализ результатов инвестирования в развитие инфраструктуры транспорта и связи 14-ти слаборазвитых, 16-ти среднеразвитых и 24-х высокоразвитых стран не оказывают серьезного влияния на общие макроэкономические результаты развития. Они (внимание!) существенно ниже результатов, которые достигаются при увеличении инвестиций в образование» [1]. Расчеты, проведенные авторами исследования, свидетельствуют о том, что увеличение инвестиций в транспортную и телекоммуникационную инфраструктуру на 10% дает прирост ВВП в 0,6%. Тезис о возможном «получении» синергетического, мультипликативного эффекта не вполне убедителен. Существует следующая формула для расчета инвестиций в транспортную инфраструктуру: инвестиции в транспортную инфраструктуру должны составлять примерно 2% от ВВП плюс 25% от прироста ВВП, достигнутого в предыдущем году. Отдельно рассчитываются инвестиции в транспортную инфраструктуру в сельской местности: объем инвестиций составляет 1% ВВП на каждые 20% сельского населения. Ниже приводятся некоторые статистические данные по протяженности путей сообщения и данные по авиаинфраструктуре (см.табл.).
Таблица – Протяженность путей сообщения в мире в 2013-2014 гг. [2]
Всего (млн.км) | Скоростные автодороги (тыс.км) | |
США | 6,586 | 77,017 |
Индия | 4,865 | 1,324 |
КНР | 4,460 | 123,000 |
Бразилия | 1,751 | 11,000 |
Россия | 1,396 | 0,929 |
МИР, автодороги | 64,285 | — |
МИР, железные дороги | 1,148186 | |
МИР, внутренние водные пути | 2,293412 |
Число аэропортов – 41821 ед., число вертолетных площадок – 6524 ед. (лицензируемых). По данным KPMG за 2013 г.[3], в ходе опроса компаний различного профиля разных стран, 66% респондентов указали, что основным драйвером развития экономики стали «планы правительств по развитию инфраструктуры». Но приоритеты разные: метро, высокоскоростные железные дороги, СПГ-терминалы и др. Темпы строительства новых сухопутных транспортных коммуникаций в мире в последние десятилетия несколько замедлились. Основное внимание уделяется выходу экспортной товарной массы на международные рынки (т.н. “Hinterland Logistics”).
Морская торговля и развитие флота.
В морском сообщении перевозится примерно 85-87% всех грузов внешней торговли: в 2014 г. перевезено 9,842 млрд.т грузов, в т.ч. 2,826млрд.т нефти и нефтепродуктов, 3,112 млрд.т основных навалочных грузов и 3,903 млрд.т других грузов. Происходит дальнейшее наращивание флота контейнеровозов большой грузоподъемности и вместительности. В эксплуатацию введены суда на 20 тыс. TEU (такое судно может перевезти 156 млн.пар обуви или 300 млн.шт. смартфонов). Завершено проектирование судна на 35 тысяч контейнеров. Большинство судов будут обслуживать евроазиатсикие маршруты, поскольку имеются возможности их обработки в портах КНР, Южной Кореи и Северо-Запада Европы.
Международные сухопутные транспортные проекты.
Последние достаточно крупные проекты были реализованы в Европе – TEN, Морские автострады. Принимаемые/провозглашаемые решения по развитию международных транспортных коридоров, пока не привели к реальным результатам. «На бумаге» остались МТК «Север-Юг», ТРАСЕКА, Южный коридор. И только ТРАНССИБ и Севморпуть развиваются.
Проблемы транзита.
Попытки научно обосновать его выгоду для экономики страны, конкретного региона, на основе серьезных расчетов по научным методикам, с учетом большого количества факторов, судя по доступным публикациям, не предпринимались. Международный транспортный транзитный коридор может реально работать на экономику только в том случае, если в его ближайшем ареале расположены промышленные и сельскохозяйственные предприятия, продукция которых может быть вывезена в другие регионы страны и за ее пределы
Риски.
Для России риски, в части развития международных транспортных коммуникаций, в основном сводятся к экономическим санкциям, которые объявляются странами Запада. Экономические санкции в отношении России были, есть и будут. СССР всю свою историю (начиная с 1922 г.) развивался под воздействием экономических санкций. О финансировании отрасли в России в 2016 г. и инфраструктура. В условиях сокращения бюджета на 10%, ряд инфраструктурных транспортных проектов, видимо, придется отложить или увеличить сроки их реализации. Планируется финансирование объектов предстоящего Чемпионата мира по футболу в полном объеме, строительство железной дороги в обход Украины и Керченского моста, субсидирование авиации.
Выводы
На текущем этапе развития мирового хозяйства отмечается некоторая стагнация в части строительства новых крупных транспортно-инфраструктурных объектов. Исключение – вторая ветка Суэцкого канала. В последние годы основное внимание уделялось качественному совершенствованию инфраструктуры морских и речных портов, повышению провозной и пропускной способности дорог. Морские перевозки грузов в межконтинентальном и, частично, в региональном сообщении будут доминировать в обозримом будущем. Основное внимание будет уделяться росту производительности наземных портовых мощностей (краны, насосные группы и др.), повышению грузоподъемности судов с целью снижения удельных издержек при транспортировке. России предстоит принять стратегически важное решение в части направления основных векторов взаимодействия на международной арене. Данные по внешнеторговым грузопотокам за последние три года свидетельствуют о начале некоторого «перенацеливания» с Европы на АТР. России вряд ли следует отказываться от энерго-сырьевой модели развития, это наше конкурентное преимущество. Транспорт должен учитывать данный фактор и соответствующим образом усиливать свои позиции в части инфраструктуры и технического развития подвижного состава и флота.
Список литературы
1. ITF Transport Outlook 2013. Funding Transport. OECD Publishing/ITF. http://dx.doi.org/10.1787/9789282103937-en. – 162 p. 2. The CIA World Fact Book. 2015. https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/bf.html 3. https://www.kpmg.com/ID/en/IssuesAndInsights/ArticlesPublications/Documents/KPMG-Global-Construction-Survey-2013.pdf 4. Christian Reynaud. Globalization and its Impact on Inland and Intermodal Transport. International Transport Forum. Forum Paper 2009-5. OECD/ITF, Paris. 2009. – 91 p.