В статье описываются проблемы, связанные с изданием научных журналов в России. Описываются первоочередные мотивы создания научных журналов, к числу которых относятся, в частности, желание российских исследовательских организаций и университетов быстрее и шире представлять свои результаты, повышать свой престиж в научной среде, улучшать формальные показатели эффективности и получать дополнительные денежные доходы за счет издательской деятельности. Анализируются модели поведения журналов на рынке научной периодики и возможные стратегии их развития. В качестве основных моделей поведения научных журналов рассматриваются: модель качественного журнала (в рамках которой приоритет отдается качеству статей), модель высокорейтингового журнала (в рамках которой приоритет отдается максимизации формальных показателей — индексу цитирования, импакт-фактору, месту в рейтингах и т. п.) и модель коммерчески эффективного журнала (в рамках которой главный приоритет — окупаемость издательской деятельности). Описаны достоинства и недостатки этих моделей. Показано, в каких случаях увеличивается риск нарушения научной этики, возникающий при подготовке и публикации статей. Рассмотрены способы, с помощью которых российские научные журналы зарабатывают деньги. Один из выводов состоит в том, что создать коммерчески эффективный научный журнал в современной России крайне трудно, особенно в сфере общественных наук. В этой связи рассмотрены способы, при помощи которых покрываются убытки, возникающие в процессе деятельности по изданию журналов. Коротко описана практика работы российского научного журнала «Проблемы прогнозирования» (Studies on Russian Economic Development), основные проблемы его деятельности и способы их решения.
Статья доступна для чтения на сайте журнала “Экономическая политика“