Что означает принятая в РФ стратегия декарбонизации
Правительство России утвердило Стратегию социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г. Приняв долгосрочную стратегию декарбонизации, Россия заняла подобающее ей место в процессе достижения целей глобального характера по защите климата.
Фактически принятие стратегии стало результатом серьезного компромисса между государством и бизнесом, между различными группами в экспертном сообществе, отстаивающими ту или иную позицию в отношении сокращения выбросов парниковых газов.
Президент РФ Владимир Путин озвучил цель по достижению углеродной нейтральности Россией к 2060 г. С учетом того что ряд европейских стран ставят подобную задачу к 2050 г., а Китай – с определенными оговорками – к 2060 г., можно сказать, что наша страна после данного решения вошла в клуб стран, которые окажут наибольшее влияние на климатические процессы в ближайшие десятилетия.
Принятие пусть и неформальных обязательств по достижению углеродной нейтральности означает, что в результате многочисленных расчетов и обсуждений найден разумный баланс между требованиями по росту уровня и качества жизни населения и задачами снижения воздействия экономики на климат. Как следует из текста стратегии, это стимулирование безуглеродных и низкоуглеродных технологий в энергетике, модернизация реального сектора экономики, жилищно-коммунального хозяйства, исследования в области производства и использования водорода, формирование системы финансирования климатических проектов и поощрения компаний, которые ими занимаются.
Набор мер, предусмотренных стратегией, позволяет снизить выбросы парниковых газов к 2050 г. на 14% от текущего уровня (до 1830 т в СO2-эквиваленте), а с учетом поглощения парниковых газов российскими экосистемами их нетто-эмиссия может сократиться на 60% (до 630 т в СO2-эквиваленте).
Еще один вывод, который можно вынести из итогового варианта стратегии, состоит в том, что ее разработка невозможна без привлечения фундаментальной науки. Знания в области развития перспективных технологий, уровней поглощения парниковых газов экосистемами, верификация этих данных мировым сообществом невозможны без развертывания масштабных исследований, ориентированных на поддержку и сопровождение реализации стратегии.
Работа над документом позволила расширить компетенции правительства и экспертного сообщества по согласованию и обоснованию решений в области экономической политики, носящих долгосрочный характер. В отличие от большинства программных документов, разрабатываемых министерствами и ведомствами, стратегия будет иметь не только внутреннее, но и международное значение. Она будет рассматриваться как один из шагов нашей страны на пути достижения глобальных целей по защите климата.
Стратегия, как и любой документ программного характера, должна поддерживаться большим количеством конкретных решений. Сейчас в ней совсем мало цифр. Но перед секторами экономики и российскими регионами стоят задачи разработки программ адаптации к энергопереходу и к изменению климата. Обе задачи важны. Первая обеспечивает эффективность экономики в условиях сдвигов, вызванных реализацией климатической политики как у нас в стране, так и в мире. Нужно иметь ответ на изменение ситуации в мировой экономике и на энергетических рынках в условиях введения различных ограничений на торговлю товарами с высоким углеродным следом. Второе направление связано с защитой населения и экономики от последствий изменения климата (пожары, волны жары, засуха, таяние вечной мерзлоты и т. д.). При этом стоимость мероприятий по адаптации к изменению климата может быть сопоставима с адаптацией к энергопереходу.
За последние два-три года российские правительственные структуры и экспертное сообщество прошли большой путь от оценок того, насколько опасна для нашей экономики климатическая повестка, до осознания того, что ее можно использовать как один из ключевых факторов повышения эффективности производства и обеспечения приемлемых и устойчивых темпов роста в долгосрочной перспективе. При этом важен сбалансированный подход, опирающийся на расчеты. Именно в рамках таких расчетов можно, например, говорить о том, что российский энергетический сектор и в ближайшее десятилетие будет формировать фундамент российской экономики, а его ресурсы станут основой для адаптации к энергопереходу.
Исключительно важен анализ стоимости внедрения новых технологий и их влияния на доходы и цены. Можно рассчитывать, что в рамках подготовки стратегии такие задачи решались и они будут использованы при детализации параметров на уровне секторов российской экономики.
Жизнь сложилась таким образом, что климатическая повестка стала замещать другие форматы глобального обсуждения экономических и общественных проблем. Россия должна использовать эту возможность для защиты своих интересов, в том числе и в экономической сфере. Хочется надеяться, что разумный компромисс между странами, учитывающий их интересы и особенности развития, возможен. Принятая стратегия является важным шагом в этом направлении.