Темы выступления:
Ради чего работают экономисты? Экспертная роль науки. Стратегические разработки ИЭОПП СО РАН. Система регионального стратегического планирования в Новосибирской области. Схема разработки стратегий социально-экономического развития. Региональное стратегирование: кризис жанра? ФЗ «Закон о стратегическом планировании в Российской Федерации: плюсы и минусы». Рынок стратегий: монополизация, демпинг, шаблонность и унификация. Программа реиндустриализации Новосибирской области – пример проблемно-ориентированного стратегирования. Опыт работы с инновационными проектами. Инвестиционный проект «реализация технологической инициативы КИТ: катализаторы, инжиниринг, технологии». «Экосистема» национального центра инжиниринга и испытаний катализаторов. СКТБ Катализатор. Мегапроект «Академгородок 2.0» (Сибирский наукополис).
Выступление прошло в рамках совместной конференции ИНП РАН и ИОЭПП СО РАН 21-22 марта 2019. Программа конференции и видео выступлений других участников здесь.
Презентация
Тезисы
Опубликованы в сборнике Экономическая политика России в межотраслевом и пространственном измерении : материалы конференции ИНП РАН и ИЭОПП СО РАН по межотраслевому и региональному анализу и прогнозированию. Том 1.
Проблемно-ориентированное стратегирование как синтез регионального и корпоративного стратегического планирования
- Об экспертной роли науки. В современных условиях существенно возрастают требования к российской науке, которой вменяются важнейшие экспертные функции, в том числе по экспертизе важнейших государственных решений, стратегических разработок, проектов и программ федерального и регионального уровня. Однако такой запрос к науке со стороны государства и общества, с одной стороны, не подкреплен необходимыми ресурсами и институциональными условиями, с другой – он наталкивается на нерешенные методологические проблемы и ограничения, связанные с самой практикой участия академических институтов в подобной экспертной деятельности.
- Стратегические разработки ИЭОПП СО РАН. Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН обладает большим опытом стратегических разработок как по Сибири в целом и по ее отдельным регионам, так и по крупным народнохозяйственным программам, проектам и отраслевым стратегиям. В существенной степени это опиралось на возможность коллектива Института проводить комплексные исследования в единстве экономических, социальных, научно-технологических, экологических, геополитических факторов и условий и с использованием современного экономико-математического инструментария. Однако в последнее время возникла потребность переоценки собственных возможностей ИЭОПП в этом направлении и перехода на более современные методы и практику стратегирования, что в существенной степени связано с определенным «кризисом жанра» в области регионального стратегического планирования.
- Региональное стратегирование: кризис жанра? В докладе рассмотрены особенности реализации федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации», его плюсы и минусы. Сделан вывод о нецивилизованном развитии «рынка» стратегий и региональных программ, что нашло отражение в его исключительно сильной монополизации, демпинге ведущих «игроков», в шаблонности и унификации стратегий субъектов Федерации, разрабатываемых по типовой схеме Министерства экономического развития РФ. На этом рынке в итоге побеждают не качественные стратегии, а хорошо оформленные их типовые презентации, в которых доминируют стратегические лозунги. В подобной ситуации относительно снижается значимость участия академических институтов в разработке стратегий субъектов Федерации, поскольку это превращается в рутинную работу, где нет места серьезным исследованиям и использованию оригинальных идей.
- Позиционирование экономических институтов РАН в этой системе регионального стратегирования. В докладе сформулированы «уроки» для научного сообщества в такой ситуации: профессионализм (в том числе в системных расчетах), активное использование проектно-программного подхода и принципов государственно-частного и федерально-регионального партнерства; переход к синтезу регионального и корпоративного (внутрифирменного) стратегического планирования; использование элементов публичного управления в разработке и реализации региональных стратегий и программ. С учетом отмеченных вызовов, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН в последние годы модифицировал свои подходы к региональному стратегированию по указанным направлениям, дополнив это акцентом на интеграционных аспектах регионального и инновационного развития. В результате ИЭОПП СО РАН стал «пионером» в разработке проблемно-ориентированных документов регионального стратегического планирования и управления.
- Программа реиндустриализации экономики Новосибирской области на период до 2025 года – пример проблемно-ориентированного стратегирования. Данная Программа была разработана ИЭОПП СО РАН по заданию и совместно с Правительством Новосибирской области (научные руководители Программы – академик В.В. Кулешов и д.э.н. В.Е. Селиверстов). Главный ее результат в том, что она вышла на федеральный уровень, успешно работала Правительственная комиссия по ее реализации под руководством А. Дворковича. Фактически программа стала пилотным проектом развития регионов Сибири по несырьевому пути и модельным примером эффективного федерально-регионального и государственно-частного партнерства. Она приобрела характер национального эталона разработки проблемно-ориентированных документов регионального стратегического планирования. Успех Программы был предопределен наличием в ней тщательно проработанного научно-образовательно-инновационного блока, проработанного в терминах проектно-программного подхода. В докладе рассмотрены примеры селекции, научного обоснования и дальнейшей поддержки ряда флагманских проектов развития региона, которые соответствуют ключевым технологическим направлениям развития Новосибирской области, создают новую экономику и усиливают конкурентные позиции региона в экономическом и инновационном пространстве Российской Федерации. В конечном итоге Программа реиндустриализации экономики Новосибирской области стала примером синтеза регионального и корпоративного стратегического планирования и элементом стратегического управления региона.
В докладе рассмотрен еще один результат разработки Программы реиндустриализации экономики Новосибирской области – Стратегическая инициатива «Сибирский наукополис» как Национальный центр интеграции науки, образования и высокотехнологичного бизнеса. Эта инициатива реализуется ныне в формате мегапроекта «Академгородок 2.0» (программы развития Новосибирского научного центра СО РАН как территории с высокой концентрацией исследований и разработок).
- На примере проекта создания Национального центра инжиниринга и испытаний катализаторов, экономическое сопровождение которого выполняла группа сотрудников ИЭОПП СО РАН под руководством д.э.н. В.Е. Селиверстова, показаны принципы работы с проектами интеграции науки и высокотехнологичного бизнеса. Показано, что данный Центр станет составной частью катализаторного кластера мирового уровня, формируемого в Новосибирской области и являющегося новой точкой экономического роста региона.
- В заключение доклада сформулированы следующие итоги:
-
- академические институты экономического профиля способны стать консолидирующими и интегрирующими центрами в разработке и реализации новых программных документов межрегионального и регионального развития;
- это должно достигаться на основе высокого профессионализма как в системных прогнозных расчетах, так и в новаторском использовании проектно-программного подхода и принципов государственно-частного партнерства;
- региональные стратегические разработки должны включать предложения по институциональным условиям и механизмам их реализации, а также мониторинг выполнения программных мероприятий и возможности регулярной актуализации («перезагрузки») региональных стратегий и программ;
- особую значимость приобретает экономическое сопровождение инновационных проектов и программ развития высокотехнологичных производств. Экономисты должны более глубоко погружаться в специфику деятельности инновационных компаний. Это дает возможность осуществить стыковку регионального и корпоративного (внутрифирменного) стратегического планирования;
- на этой основе может происходить все более четкая трансформация регионального стратегического планирования в стратегическое управление (в том числе с использованием элементов публичного управления);
- особую значимость в этих разработках приобретает работа с проектами цифровой экономики (в том числе реализующими новые модели бизнеса – платформы и экосистемы бизнеса), а также использование современных геоинформационных технологий.