В докладе представлены результаты анализа тенденции процесса цифровизации. Сделан вывод о том, что государственная политика – основной фактор и инструмент развития цифровой экономики стран, а также проведен прогноз по количеству участников, использующих различные виды связи.
Выступление на конференции молодых ученых “Создание дохода, накопление национального богатства, формирующиеся рынки и новые мировые финансы”
Презентация
Тезисы
В докладе представлены результаты анализа тенденции процесса цифровизации. Сделан вывод о том, что государственная политика – основной фактор и инструмент развития цифровой экономики стран, а также проведен прогноз по количеству участников, использующих различные виды связи.
В связи с происходящими изменениями в мировой экономике, связанными с ускорением научно-технического прогресса, меняющейся в результате внедрения новых технологий структурой производства, расширением использования цифровых технологий (доля цифровой экономики в мировом ВВП составляет 10% [1]) и т.п. – происходят позитивные структурные изменения во многих отраслях. Изменяются также взгляды и подходы к решению различных задач и проблем инновационного развития. Развитие инновационной экономики и внедрение цифровых технологий однозначно приводят к трансформации и пересмотру основ глобальной экономики, так как современная экономика – это экономика управления базами данных.
На современном этапе появилось еще одно понятие – «цифровая экономика», под сущностью которого стоит понимать способ организации деятельности людей, направленный на создание благ (товаров и услуг), необходимых им для потребления, и непосредственно связанный с развитием и внедрением цифровых компьютерных технологий, которые позволяют обрабатывать большой объем информации и развивать сферу услуг (предоставление онлайн-услуг, электронные платежи и др.).
Процесс внедрения «цифровых технологий» в экономику РФ находится на этапе анализа расширения потенциальных возможностей. Несовершенство технической базы, программного обеспечения, компьютерной грамотности населения, отсутствие должного правового регулирования, законодательной базы являются сдерживающими факторами для повсеместного внедрения компьютерных технологий и интеграции новых «цифровых технологий» в бизнес-среду [2, с.429].
Однако, стоит отметить, что роль государства значительна при развитии цифровой экономики. В целях реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 “О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы”, настоящая Программа направлена на создание условий для развития общества знаний в Российской Федерации, повышение благосостояния и качества жизни граждан нашей страны путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также безопасности как внутри страны, так и за ее пределами.
Стоит отметить, что по оценкам МСЭ, в конце 2018 года Интернетом пользовались 51,2% мирового населения, что составляет 3,9 миллиарда человек.
Таким образом, к концу 2018 года мы превысим рубеж 50/50 для использования Интернета, что является важным шагом на пути к созданию более инклюзивного глобального информационного общества. Тем не менее, слишком много людей во всем мире все еще ждут, чтобы воспользоваться преимуществами цифровой экономики. Поэтому необходимо создавать хорошие условия для привлечения инвестиций, а также поддерживать технологии и бизнес-инновации, с тем чтобы цифровая революция не оставляла никого вне сети. Рассмотрим динамику вовлечения населения в использование различных видов связи (Интернет, сотовую связь и др.) (Рис. 1).
Рис.1 Динамика вовлечения населения в использование различных видов связи с 2001 по 2018 год.
По данным МСЭ, в развитых странах медленные и устойчивые темпы роста увеличили долю населения, пользующегося интернетом, с 51,3% в 2005 году до 80,9% в 2018 году. В развивающихся странах рост был значительно более устойчивым – с 7,7% в 2005 году до 45,3% в конце 2018 года. Из всех регионов МСЭ наибольший рост был отмечен в Африке, где доля людей, пользующихся Интернетом, увеличилась с 2,1% в 2005 году до 24,4% в 2018 году. По оценкам, в регионах с самыми низкими темпами роста была Европа-79,6%, а в Северной и Южной Америке-69,6% населения, пользующего интернет. В регионе Содружества Независимых государств (СНГ) 71,3% используют интернет; 54,7% в арабских государствах и 47% в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Мобильный доступ к основным телекоммуникационным услугам становится все более преобладающим. В то время как в 2018 году число абонентов фиксированной телефонной связи продолжает снижаться, составив 12,4%, число абонентов сотовой связи превышает число абонентов в мире. Рост числа абонентов сотовой связи в последние пять лет был обусловлен странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Африки. Рост был незначительным в странах Америки и СНГ, в то время как в Европе и арабских государствах наблюдался спад.
Широкополосный доступ продолжает демонстрировать устойчивый рост. Число абонентов фиксированной широкополосной связи постоянно растет. Продолжая тенденцию, сообщенную в 2017 году, в 2018 году было больше фиксированных широкополосных соединений, 1,1 миллиарда, чем фиксированных телефонных соединений (942 миллиона).
Рост числа активных абонентов подвижной широкополосной связи был значительно выше: показатели проникновения увеличились с 4,0 на 100 жителей в 2007 году до 69,3 в 2018 году. Число активных абонентов подвижной широкополосной связи выросло с 268 миллионов в 2007 году до 5,3 миллиарда в 2018 году. В развивающихся странах наблюдается гораздо более быстрый рост числа абонентов подвижной широкополосной связи по сравнению с развитыми странами. В развивающихся странах показатели проникновения в 2018 году составили 61 на 100 жителей, что значительно больше возможностей для дальнейшего роста в ближайшие годы. Наибольший рост числа абонентов подвижной широкополосной связи наблюдался в Азиатско-Тихоокеанском регионе, арабских государствах и Африке.
Стоит отметить, что почти все население мира (96%) в настоящее время живет в пределах досягаемости мобильной сотовой сети. Кроме того, 90% населения мира имеют доступ к Интернету через сеть 3G или более высокую скорость.
По оценкам МСЭ, в мире в 2018 году почти половина всех домохозяйств имели, по крайней мере, один компьютер. В развитых странах в 2018 году 83,2% домашних хозяйств имели компьютер, по сравнению с 36,3% в развивающихся странах. Наиболее высокие темпы роста наблюдались в арабских государствах и регионе СНГ. В Африке доля домашних хозяйств, имеющих доступ к компьютеру, возросла с 3,6% в 2005 году до 9,2% в 2018 году.
Доступ в интернет в домашних условиях набирает обороты. По оценкам МСЭ, около 60% домашних хозяйств имеют доступ к интернету дома в 2018 году по сравнению с менее чем 20% в 2005 году. В развивающихся странах почти половина всех домашних хозяйств имеют доступ к интернету дома, что значительно больше, чем в 2005 году (8,4%). Региональные изменения в целом следуют тенденциям, наблюдаемым в домашних хозяйствах, имеющих компьютеры.
Рис. 2. Динамика вовлечения населения в использование различных видов связи с 2001 по 2021 год.
Таким образом, мы наблюдаем общую тенденцию увеличения доступности различных видов связи.
Так, мы можем прогнозировать, что к 2021 году число абонентов сотовой связи увеличится до 139,1 млрд. человек или на 30% по сравнению с 2018г.; физических лиц, использующих Интернет – до 57,4, или на 12%; число людей, использующих ШПД – 78,9 (т.е. вырастит на 13,9% по сравнению с 2018г.) (Рис 2).
Известно, что цифровые потоки в настоящее время ответственны за рост ВВП в мире больше, чем за торговлю традиционными товарами.
Поэтому можно выделить четыре группы стран, внедряющих технологии, которые способствуют развитию их цифровых экономик: страны-лидеры, перспективные, замедляющиеся и проблемные (Рис 3).
Рис. 3. Группы стран по уровню внедрения технологий, способствующих развитию цифровой экономики.
Страны-лидеры обладают крайне развитой цифровой экономикой и мощной динамикой развития. Они стимулируют внедрение инноваций, эффективно используя свое выгодное положение. Тем не менее, весьма сложно поддерживать высокие темпы роста на протяжении долгого времени, а инновации часто оказываются ненадежным фундаментом для расширения экономического влияния. Чтобы не потерять своих позиций, эти страны должны создавать новый спрос, а разработка инновационных решений должна идти в них полным ходом. В противном случае они рискуют перейти в разряд замедляющихся стран.
Страны с замедляющимися темпами роста обладают развитой цифровой экономикой, но теряют динамику развития. Пять стран в нашем рейтинге с наиболее высокими оценками (Норвегия, Швеция, Швейцария, Дания и Финляндия) находятся в этой категории, что показывает, как непросто сохранить темпы роста. Чтобы преодолеть «цифровое плато», этим странам придется приложить сознательные усилия к переосмыслению своей экономической модели, поставить все на те цифровые технологии и технологические сферы, в которых они лидируют, и устранить любые препятствия на пути инноваций. Тому, как поддерживать инновационное развитие, они могут поучиться у стран-лидеров. Используя свой опыт, масштаб и сетевой эффект, страны с замедляющимися темпами развития могут преобразиться и снова начать расти.
Перспективные страны в настоящий момент находятся на низком уровне цифровизации, но стремительно развиваются. Существенная динамика развития и большой потенциал могут сделать их очень привлекательными для инвесторов. Их сдерживают неразвитая инфраструктура и низкое качество институциональной среды. Лучшее решение для них — создавать новые качественные институты, которые помогли бы стимулировать внедрение инноваций. Перспективные страны обладают потенциалом для того, чтобы стать лидерами будущего. Возглавляют эту группу Китай, Малайзия, Боливия, Кения и Россия.
Проблемные страны находятся на низком уровне цифровизации и обладают низкой динамикой, что создает для них большие трудности. В некоторых из них темпы цифрового развития и вовсе снижаются. Некоторые из проблемных стран креативно подходят к проблемам существенной нехватки инфраструктуры, институциональных ограничений и неискушенности потребителя. Самым надежным способом увеличить динамику развития для них будет улучшение доступа населения к интернету за счет сокращения разрыва в использовании мобильного интернета, то есть разницы между количеством мобильных телефонов и мобильных телефонов, подключенных к сети.
Стоит отметить, что государственная политика определяет успешность цифровой экономики. Для решения проблемы «торможения» экономического развития необходимо законодательным путем обеспечить: государственно-частное сотрудничество в области цифровых инноваций; более активное использование автоматизации, информационных потоков и новых технологий в экономике; вложение в профессиональную переподготовку кадров и обучение студентов в школах навыкам и мышлению для успешного существования в цифровом мире; улучшение доступа к инфраструктуре капиталовложений и цифровой инфраструктуре и сокращение неравенства; разумные правовые нормы, которые идут в ногу с меняющимися правилами конкуренции и демонстрируют динамичный подход к защите интересов потребителей без замедления внедрения инноваций.
Итак, мировая цифровая экономика находится в таком положении, где возможности и риски находятся в равновесии. Однако, на пути цифровизации все еще встречается множество преград. Очевидно, во многом это обусловлено динамикой роста цифровой экономики в разных странах, а также системным характером сил, которые управляют цифровым развитием. Несомненно, что страны-лидеры и перспективные страны выигрывают от сочетания высокого уровня цифровизации и участия власти в формировании своей цифровой экономики. Более того, все страны мира стремятся развить цифровую экономику, т.к. она способствует увеличению ВВП (согласно исследованию консалтинговой компании McKinsey, цифровизация экономики может увеличить ВВП России на 4,1-8,9 трлн руб.). Также принято считать, что за цифровой экономикой – будущее не только экономик отдельных стран, но и мировой экономики в целом.
Литература
- Инновационные проекты [Электронный ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=P8V5PtU2f7w (дата обращения 10.02.2019)]
- Интеграция современных научных исследований в развитие общества: сборник материалов III Международной научно-практической конференции (29 сентября 2017 года), Том II – Кемерово: ЗапСибНЦ, 2017 – 490с
- Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р <«Об утверждении программы “Цифровая экономика Российской Федерации»>
- ITU, global and regional ICT estimates [Электронный ресурс: https://www.itu.int/en/mediacentre/Pages/2018-PR40.aspx (дата обращения 03.2019)]
- Digital Planet [Электронный ресурс: https://sites.tufts.edu/digitalplanet/files/2017/05/Digital_Planet_2017_FINAL.pdf (дата обращения 01.03.2019)]
- Digital Evolution Index [Электронный ресурс: https://newsroom.mastercard.com/ru/press-releases/mastercard-и-школа-права-и-дипломатии-им-флетче/ (дата обращения 02.03.2019)]