Аналитическая записка
Одним из ключевых вопросов анализа конъюнктуры и текущей экономической ситуации, является проблема оценки наличия и качества свободных незадействованных в экономике ресурсов, которые можно было бы достаточно быстро вовлечь в экономический оборот без ускорения инфляции.
Другими словами, это проблема оценки наличия конкурентоспособных незагруженных мощностей, незадействованной рабочей силы, свободных финансовых ресурсов и потенциального спроса.
Анализ существующей статистики по всем этим направлениям показывает наличие существенного потенциала для ускорения экономического роста.
Так в 2008-2018 гг. ввод мощностей стабильно опережал рост производства ВВП. Если темп прироста ВВП в эти годы были ниже 1%, то производственные мощности за это время увеличились почти 40% при среднегодовом росте на 3,7%. В результате загрузка мощностей в инвестиционном комплексе остается ниже 50%, а в производстве потребительской продукции и промежуточной продукции последних переделов – 60-65%. При этом, во многих секторах за последние 10-15 лет существенно улучшилось качество основного капитала.
Существенные резервы сохраняются и в части использования трудовых ресурсов. Например, 2018 г. около 22% всех занятых в промышленности работали с ограничениями по времени (находились в неоплачиваемых отпусках, работали неполный рабочий день, не работали в связи с простоем оборудования). При этом четверть работников в экономике заняты низкоквалифицированным и низкооплачиваемым трудом.
Аналогичная ситуация складывается в финансовом секторе. В последние 2-3 года ежегодно в экономике накапливалось около 10% (от объема ВВП) “избыточных” финансовых ресурсов, не работавших на экономический рост.
Все эти отдельные показатели свидетельствуют о том, что экономика могла бы расти более высокими темпами, по сравнению с фактическими среднегодовыми темпами в 1,5%.
Собственного говоря, в этом выводе нет ничего нового. Уже на протяжении нескольких лет многие эксперты с цифрами на руках демонстрируют, что проводимая экономическая политика не соответствует реальным возможностям экономики.
Интересно то, что в самом конце прошлого года Росстат представил еще один статистический аргумент в пользу данной позиции. 31 декабря были обновлены данные по темпам экономического роста и отдельных компонентов ВВП за ряд последних лет.
В частности, при незначительном повышении темпов экономического роста в 2018 гг. с 2,3% до 2,5%, была существенно пересмотрена структура роста. Согласно обновленным данным инвестиции в основной капитал в 2018 г. почти не росли – +0,1% по сравнению с +2,3% в предыдущей оценке. С другой стороны, на 1.1 п.п. в 2018 г. был повышен рост потребления домашних хозяйств – с 2,2% до 3,3%.
В результате, если до пересмотра данных основными драйверами роста были экспорт, потребление домашних хозяйств и инвестиции, то после последнего пересмотра данных – только экспорт и потребление домашних хозяйств.
Учитывая то, что за первые 3 квартала 2019 г. инвестиции сократились на 0,1% в годовом выражении, и в четвертом квартале косвенные индикаторы не сигнализировали об ускорении инвестиционной активности, можно говорить о том, что экономика уже два года растет без инвестиций.
Обновленные данные Росстата еще раз демонстрируют, что экономический рост в рамках сложившейся инерции не требует расширения мощностей. Вывод, который можно сделать из имеющейся на данный момент статистики состоит в том, что, пока не будет выбран сформировавшийся запас производственных мощностей, едва ли можно будет рассчитывать на устойчивую динамику инвестиций и рост экономики, превышающий сложившуюся инерцию.