РосДорБанк_Эксперт на Яндекс Дзен от 28 мая 2024 г.
С 28 по 31 мая 2024 года в Москве проходит самое масштабное и насыщенное отраслевое событие в России – Международная выставка строительной техники и технологий СTT Expo 2024. Самое время поговорить о тенденциях рынка грузового транспорта. Экспертный взгляд на настоящее и будущее отрасли представляет Кирилл Янков, заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член Общественного совета при Минтрансе России.
Новости легкового транспорта на виду: интерес к нему по понятным причинам всегда велик. К транспорту грузовому и коммерческому он меньше, но в этом сегменте автомобилестроения происходят не меньшие изменения.
Пожалуй, больше всего в последнее. десятилетие речь идёт о переходе с двигателей внутреннего сгорания на электричество. Тут флагман – легковые автомобили, грузовые и коммерческие машины выходят на рынок позже. На зарубежных рынках лидером среди производителей электрогрузовиков является Volvo, а также Daimler, Scania и MAN (*1).
Несмотря на то, что Россия находится на ранней стадии этого процесса, в 2023 г. произошел пятикратный рост продаж электромобилей – продажи составили более 14 тыс.ед., что составляет более 1% в продажах новых легковых автомобилей в стране (*2). Есть видимый рост и в сегменте электробусов. Но на рынке появились уже и коммерческие модели: представлен коммерческий электромобиль «Газель NEXT», готовится к продажам модель ГАЗ SDV 3,5, низкопольный электромобиль с многофункциональным грузовым отсеком (*3), рассчитанный на доставщиков.
Логично, что в первую очередь от двигателей внутреннего сгорания избавляются автомобили, работающие в городах, где легко разместить зарядные станции. Это не только машины для перевозки грузов, но и специализированная техника по обслуживанию инфраструктурных объектов, например, электросетей. А вот большегрузные автомобили, предназначенные для дальних перевозок, быстро от углеводородного топлива не уйдут: насытить всю страну сетью зарядных станций очень непросто, да и проблему быстрой зарядки, при которой минимизируются простои, нельзя считать решённой.
Другой тренд – беспилотные автомобили, где технические решения уже есть для разных типов транспорта. Но рынка нет: его возникновение упирается не в технику, а в правовые и психологические проблемы. Когда они будут решены, флагманом внедрения могут оказаться именно грузовые перевозки, причём не в городах, а на более безлюдных трассах. Не зря КАМАЗ ведёт испытания беспилотников именно в этом сегменте (*4).
Быстрые изменения на рынке грузовой логистики связаны, прежде всего, с IT-технологиями. Интернет-решения позволяют оптимизировать перевозки и порожние пробеги, а вместе с GPS/Глонасс – отслеживать местонахождение каждой единицы товара.
Такая оптимизация – один из способов купировать нехватку водителей, наблюдающуюся сейчас в отрасли автомобильных перевозок. Российский рынок грузового и коммерческого транспорта переживает сейчас непростое время. Лидируют пока отечественные бренды: КАМАЗ, ГАЗ и «Урал» (*5) . Но специалисты отмечают, что «марки из КНР захватывают отечественный рынок» (*6) . Процесс в первую очередь касается специализированных автомобилей с узким спросом, часть из которых в России уже давно не производилась, а кроме этого, например, седельные тягачи и строительная техника. Думается, что производить всю нужную стране колёсную технику в России не получится, да и ставить такую задачу не нужно. Важно, как и в предыдущие десятилетия, сохранить национальные компетенции в производстве массовых моделей грузового и коммерческого транспорта.
*1 http://logisline.ru/reviews/gruzovie-avto/tendentsii-v-razvitii-gruzovykh-avtomobiley-v-evrope-novye-tekhnologii-i-funktsional
*2 https://ecfor.ru/wp-content/uploads/2024/03/avtoreferat-rostovskij-j.-k.pdf
*3 https://iz.ru/1570121/evgenii-bagdasarov/tiazhelyi-rost-kak-rossiiskie-gruzoviki-konkuriruiut-s-kitaiskimi
*4 https://kamaz.ru/press/releases/kamaz_zapustil_magistralnye_tyagachi_na_trasse_m_11_neva_v_bespilotnom_rezhime/
*5 https://www.autostat.ru/press-releases/50458/
*6 https://iz.ru/1570121/evgenii-bagdasarov/tiazhelyi-rost-kak-rossiiskie-gruzoviki-konkuriruiut-s-kitaiskimi