Выступление: “Об идее введения цены на выбросы парниковых газов в России”

Выступление состоялось в рамках прошедшей 21-22 марта 2024 г. VI-й Всероссийской научно-практической конференции по межотраслевому и региональному анализу и прогнозированию, организованной ИНП РАН и ИЭОПП СО РАН.

Презентация

Тезисы

Опубликованы в сборнике Экономическая политика России в межотраслевом и пространственном измерении : материалы VI Всероссийской научно-практической конференции ИНП РАН и ИЭОПП СО РАН (Россия, г. Томск, 21–22 марта 2024 г.). Том 6

Перспективы введения цены на выбросы парниковых газов в России

[1]

Введение цены на выбросы парниковых газов (ЦВПГ) в экономике России сопряжено с дополнительной финансовой нагрузкой на производителей. В то же время можно выделить следующие потенциальные выгоды, наличие которых позволяет рассматривать возможность использования ЦВПГ в качестве реального инструмента экономической политики:

  1. ЦВПГ может стать инструментом стимулирования мер декарбонизации для достижения целей, зафиксированных в Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года и Климатической доктрине Российской Федерации;
  2. ЦВПГ может стать защитой от появления новых финансовых обременений со стороны механизмов трансграничного углеродного регулирования. Так, дизайн европейского EU’s Carbon Border Adjustment Mechanism (CBAM) предусматривает возможность вычетов из платежей, если аналогичные ЦВПГ были уплачены в стране происхождения импортируемых товаров;
  3. ЦВПГ и в целом национальная система регулирования выбросов парниковых газов (ВПГ) необходимы для возможности получения выгод от работы перспективного международного рынка углеродных единиц, предусмотренного Парижским соглашением (статья 6).

В мире практикуется несколько различных механизмов ЦВПГ.

Углеродный налог предполагает, что производитель платит фиксированную ставку налога с каждой единицы ВПГ. Этот механизм является гибким с точки зрения настройки, позволяет обеспечить хорошо регулируемый и прогнозируемый эффект на конкурентоспособность низкоэмиссионных решений, а также поток средств в бюджет для реализации целевых мероприятий. Но финансовая нагрузка на экономику является наиболее чувствительной.

Система торговли квотами (СТК) по «Европейской» модели предполагает, что производитель должен иметь квоту на каждую единицу выбросов. Квоты можно приобрести у регулятора и у других участников рынка. При этом в мире практикуется безвозмездное распределение «бесплатных» квот, позволяющих участникам покрыть существенную долю их углеродного следа. Данный механизм является гибким с точки зрения настройки, однако прогнозируемость его действия хуже по сравнению с углеродным налогом из-за рыночных принципов. Финансовая нагрузка на участников ниже, чем при углеродном налоге, из-за практики «бесплатных» квот. По такой модели работают практически все СТК в мире, включая крупнейшую – EU Emissions Trading System в ЕС (EU ETS).

СТК по «Японской» модели предполагает, что каждому производителю назначается годовая квота на ВПГ. Если реальные выбросы оказались ниже квоты, участник вправе оставить излишки на будущие периоды или продать их другим участникам. И наоборот, нехватка может быть покрыта экономией в предыдущие периоды или путем приобретения углеродных единиц у других участников. Из-за того, что на рынке обращаются только «небалансы» от установленных квот, такая модель создает относительно небольшую нагрузку на экономику.

Социальная цена углерода не сопровождается реальными платежами – она носит виртуальный характер и применяется при комплексной оценке эффективности инвестиционных проектов.

С точки зрения баланса интересов (величины финансовой нагрузки на экономику, защиты от платежей СВАМ, будущей вовлеченности в международный углеродный рынок) наиболее перспективным выглядит применение СТК по «Европейской» модели, так как на ее основе выстраиваются локальные рынки практически всех торговых партнеров России (за исключением Японии).

Для оценки эффектов такого решения рассмотрен сценарий, в рамках которого Правительство Российской Федерации вводит с 2028 г. ЦВПГ в полном соответствии с дизайном CBAM (для обнуления платежей по СВАМ), а именно:

  • ЦВПГ применяется к прямым ВПГ следующих укрупненных групп товаров: черные металлы, минеральные удобрения, цемент, электроэнергия, алюминий;
  • размер ЦВПГ составляет 6000 руб./тСО2-экв.;
  • степень охвата ВПГ постепенно растет и составляет: в 2028 г. – 10%, в 2029 г. – 22,5%, в 2030 г. – 48,5%, в 2031 г. – 61%, в 2032 г. – 73,5%, в 2033 г. – 86%, в 2034 г. – 100%.

Выполненные оценки (табл.) показывают, что описанный сценарий ведет к сокращению годового объема ВВП на 1% в 2028 г.; затем потери растут по мере расширения степени охвата ВПГ – до 7% в 2034 г. Для сравнения, возможные потери доходов от экспорта из-за СВАМ ЕС составят 0,04% ВВП в 2034 г. (если полностью будут переложены на российские компании, а не приведут к росту цен в ЕС).

Практически 80% негативного воздействия обусловлены ЦВПГ на электроэнергию; остальное – на черные металлы и цемент; эффекты от ЦВПГ на алюминий и удобрения оказываются несущественными для масштабов российской экономики. Среднее ежегодное ускорение инфляции оценивается в 0,32 проц. п. в период до 2034 г.

Следует отметить, что в России инвестиционные решения и объемы вводов генерирующего оборудования (за отдельными локальными исключениями) определяются исключительно решением Правительства Российской Федерации посредством назначения параметров программы договоров о присоединении мощности (ДПМ). Без изменения действующей логики и модели оптового рынка электроэнергии и мощности введение ЦВПГ приведет исключительно к росту цен на электроэнергию.

Таблица

Социально-экономические эффекты введения ЦВПГ в России на отдельные отрасли / товарные позиции с 2028 г.


Источник: расчеты ИНП РАН.
 

Выводы:

  • в случае принятия принципиального решения о введении ЦВПГ в России наиболее перспективной схемой с точки зрения баланса выгод и потерь выглядит применение СТК по «Европейской» модели;
  • защита от СВАМ через введение ЦВПГ имеет смысл только для удобрений и металлов, тогда как для остальной продукции баланс эффектов будет чрезмерно смещен в сторону ущербов;
  • введение ЦВПГ на электроэнергию бессмысленно при современной модели оптового рынка. Декарбонизация электроэнергетики может реализовываться путем конфигурации параметров программы ДПМ.

 

[1] Работа выполнена в рамках соглашения о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации между Минэкономразвития России и ИНП РАН от 1 марта 2023 года № 139-15-2023-003, дополнительного соглашения от 27 февраля 2024 года № 139-15-2023-003/2, реализации важнейшего инновационного проекта государственного значения «Единая национальная система мониторинга климатически активных веществ».

Комментарии:

Ещё на сайте: