Драйверы потребительского выбора на маркетплейсах для российского населения: экономия средств и ассортиментное разнообразие

В условиях опоясывающей цифровизации онлайн-площадки становятся важным элементом повседневной жизни – как по частоте использования, так и по совокупности причин использования. Действительно, онлайн-платформы сегодня все чаще выступают каналами потребления, упрощенного путем посреднической функции со стороны потребителя и со стороны продавца. При этом ценовая доступность и ассортиментное разнообразие не предлагаются к рассмотрению в большинстве исследований как значимые факторы улучшения экономического положения домохозяйств. Данное исследование предлагает косвенную оценку вклада маркетплейсов в благосостояние потребителей, основанную на экономии средств и расширении ассортимента. Опросы населения (N=3000) и верхнедоходной группы (N=1000), проведенные в 2024 г. НИУ ВШЭ в рамках проекта «Потребление и экономическое поведение домашних хозяйств», показывают, что возможность экономии средств – ключевой фактор при выборе маркетплейса для основной части населения. Полученные результаты исследования показывают, что маркетплейсы вносят значимый вклад в благосостояние домохозяйств: либо за счет предоставления возможности экономии, либо за счет более полного удовлетворения потребительского спроса. Обе эти модели потребительского поведения свидетельствуют о том, что посреднические платформы потребления становятся важным драйвером улучшения положения домохозяйств и, как следствие, оказывают косвенное положительное влияние на ВВП.

Статья опубликована в журнале «Проблемы прогнозирования», №6 2025

Комментарии:

Ещё на сайте: