Статья посвящена исследованию стоимости времени в пути в контексте формирования транспортной политики в России в части пассажирских перевозок. Рассматриваются различные подходы к оценке стоимости времени (value of time). В расчетах применяется общепринятый в мировой практике подход, основанный на «готовности платить». Для получения оценок использованы результаты социологических опросов, проведенных в четырех российских городах (Барнауле, Костроме, Чебоксарах, Южно-Сахалинске) в 2019-2023 гг. с участием 2000 респондентов.
По итогам расчетов с помощью мультиномиальной регрессии оценена средняя стоимость времени в поездке – 10,76 руб. за минуту. В статье также исследуется влияние различных факторов (пола, возраста, дохода и вида деятельности) на чувствительность поведения респондентов к изменению продолжительности и стоимости поездки. Выявлена убывающая отдача от экономии времени в пути. Полученные данные могут быть использованы для обоснования инвестиций в транспортные проекты и разработки транспортной политики, учитывающей различие предпочтений разных групп населения.
Статья опубликована в журнале «Проблемы прогнозирования», №6 2025
