Тестовый урок

Система

Наша система автоматизирует часть обучения. Она может снять с Вас часть рутины: переписку по почте со студентами, бесконечное повторение сказанного, рассылки одних и тех же материалов.

Главное: теперь можно делать электронные домашние задания (контрольные), которые студенты будут проходить сами. Не надо проверять тетрадки, распечатывать листочки, сидеть со студентами и проводить контрольные.

Так можно дать студентам дополнительную нагрузку, без особых усилий от Вас и без Вашего личного присутствия.

Суть: студенты регистрируются на нашем сайте, после чего для их группы открывается доступ к различным “курсам” (то есть, по нашему – “к различным предметам”). После чего в течение всех лет обучения студент может проходить разные курсы, а нам будут видны все его действия и оценки, если он проходит у нас ещё какие-то курсы.

Структура системы

Курс

Курс – это то же, что и “предмет” в зачетке у студента: набор уроков, за который в конце семестра выставляют допуск или оценку.

Технически “курсы” состоят из “уроков”, “материалов” и “тестов”.

Об открытом и закрытом доступе к курсам:

Читать
Мы можем выбирать, будет доступ к курсу закрытым или открытым. Если курс в закрытом доступе, зайти в него могут только те, у кого есть доступ. Например, студенты определенной группы. Или только зарегистрированные пользователи.

Можно выложить курс и в полностью открытый доступ – все желающие могут пройти курс даже без регистрации. Но для тестов лучше, чтобы их можно было проходить только зарегистрированным пользователям – чтобы их оценки не терялись.

Выкладывать ли уроки в открытую – вопрос двойственный. С одной стороны нам нужно, чтобы студентам был смысл учиться у нас (какой смысл записываться на кафедру, если все есть в открытом доступе?). Но с другой – чем больше людей учатся у нас хорошим вещам – тем выше наш статус, тем больше людей приходят на наш сайт.

Тесты

Тесты – это интерактивные задачники. И тут надо сразу сказать, что это вовсе не примитивная штука типа тестов на бумажке в школе, которая первой приходит в голову при слове “тест”. А вещь, позволяющая выдавать и оценивать сложные задачи.

Подробнее о тестах здесь

 

Подробности составления теста:

Читать

  • Проконсультироваться можно по shakiribragimov@gmail.com
  • Нам от Вас нужен word документ со списком “номер вопроса – условие вопроса – набор ответов – вариация условия вопроса (если есть) – ответы к вариации – следующая вариация – и так далее”. Картинки – нужно прикладывать отдельным файлом, называть их “номер-содержание-картинки”, длинной до 25 символов.
  • Курс может состоять из одного теста, если все остальное Вы рассказываете устно. То есть, в принципе, можно вообще не давать никаких материалов обучающих в электронном виде.
  • Баллы. Текстовый вопрос типа “выбери определение” я бы оценивал в один балл, числовой – в три балла, открытый вопрос\ вопрос типа “приложи файл” в 5 баллов. Может я не прав.
  • Числовые вопросы лучше задавать в форме free choice, но обязательно указав в условии до какого разряда округлять фразой “Ответ округлите до десятых: 0.1”. Так как итеративные вычисления, и может не сходится после какого-то знака. Если ответ целый и итеративных счислений нет – указывать точность не надо.
  • Не ограничивайте свои идеи привычным бумажным тестом. Например, можно сделать вопросы “вот вам эксель табличка, посчитайте на основе этих данных такой показатель” или “прочитайте по этой ссылке статью и скажите, каких из следующих утверждений придерживается автор” или “вот вам ссылка на раздел данных Росстата такой-то, на их основе вы должны вычислить Х. А может ещё и дальше не просто назвать точное число X, а сказать падал он или возрастал, и так далее).
  • Вопросы на определения – постарайтесь делать их так, чтобы надо было задуматься “а почему эта часть определения важна”, вместо вопросов типа “погугли и сравни по буквам”. Например, “как вы думаете, входят ли в ВРП Московской области булочки, выпеченные в Лианозово?”. Но задавать надо так, чтобы не было неоднозначных мнений по вопросу, которые могли быть не прописаны в ответах. То есть, студент не должен быть наказан за глубокое понимание вопроса, учет косвенных факторов.
  • Мы сами выбираем, показывать вопросы одной длинной страницей или по одному. Я еще не определился как лучше.
  • Мы сами выбираем делать ли подсказки к вопросам, писать ли что-то при неправильном ответе на вопрос, подсвечивать ли в конце теста неправильные ответы. Думаю, что максимум – делать подсказки. Иначе слишком уязвимо для взлома (ответы нужны тем, кто проходит тесты только для себя, только чтобы научится чему то и не общается друг с другом)
  • Вопрос типа “заполните пробелы”: может быть несколько пробелов в тексте + несколько правильных вариантов ответа на пробел. Указывайте их при составлении вопросов так: Текст {[ответ 1]|[ответ 2]} текст.

Об авторских правах на картинки

  • Почему это важно? Потому что мы ученые и корректное обращение с авторским правом так же важно как корректное цитирование. Некорректное – ведёт к скандалам. В случае материалов на сайте – это скандал, отражающийся на имени всего института.
  • Можно использовать изображения, которые есть в общественном достоянии, список ресурсов – обратите внимание, всегда надо проверять права на конкретное изображение (на одном ресурсе могут быть изображения в общественном достоянии, платные и cc лицензия.

Гайдлайн от Высшей Школы Экономики:

По состоянию на 2019 год, следующие произведения находятся в общественном достоянии и их можно использовать свободно и без ограничений:

a)    впервые опубликованные на территории Российской империи и Российской республики до 7 ноября 1917 года (за исключением Великого княжества Финляндского и Царства Польского);

b)    опубликованные на территории РСФСР, если автор умер до 1945 года и не был посмертно реабилитирован как жертва политических репрессий;

c)    впервые опубликованные на территории США до 1923 года;

d)    созданные служащими Федерального правительства США в рамках служебных обязанностей (сотрудниками пресс-службы Белого дома и Госдепартамента, НАСА, других правительственных изданий и веб-сайтов).

  • Лицензия Creative Commons – их шесть типов, но суть в том, что изображение можно распространять с указанием авторства. Некоторые типы лицензий ограничивают коммерческое использование, но мы используем для образовательных, а не коммерческих целей. Поиск по ним. В настройках поиска гугл по картинкам тоже есть “показывать только бесплатную лицензию” (  images.google.ru с указанием нужного типа лицензии в форме «Настройки» → «Расширенный поиск»). Также часто есть хорошие картинки на википедии, pixabay,
  • Вообще говоря, есть статья 1274. «публичное исполнение правомерно обнародованных произведений путем их представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли в образовательных организациях, медицинских организациях, учреждениях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы работниками (сотрудниками) данных организаций и учреждений и лицами, соответственно обслуживаемыми данными организациями и учреждениями или содержащимися в данных учреждениях;». По ней можно цитировать объекты авторского права в научных целях и учебных целях. Как определить относится ли к этим целям картинка – не так просто сказать. Если, скажем, у Вас в тексте скриншот с указанием источника и автора – это точно цитирование.
  • Можно встраивать картинки с gettyimages.com через embed (это когда она показывается на нашем сайте, но на самом деле находится на gettyimages и мы за нее не отвечаем).

2. Я разрабатываю онлайн-курс. Могу ли я использовать в нем тексты, картинки, видео- и аудиозаписи, созданные другими авторами?

Гражданский кодекс разрешает свободное использование авторских произведений в учебных целях (без согласия автора и выплаты ему вознаграждения) на таких условиях:

1. Нужно обязательно указать автора или правообладателя и источника заимствования.

2. Использование произведение или его части должно быть оправдано учебными целями.

Бывают разные виды использования авторского произведения:

– цитирование правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования;

– использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью.

3. А что такое учебные цели?

Например, если произведение длинное (фильм, книга, музыкальная композиция), то нужно брать фрагмент в таком объеме, в котором необходимо для конкретной поставленной учебной цели. Скажем, вам нужно привести в качестве примера признаки постмодернизма в творчестве писателя. В таком случае достаточно процитировать фрагмент текста, где эти признаки присутствуют, а не выкладывать произведение целиком.

Также важно понимать, что не любое использование авторского произведения в онлайн-курсе может соответствовать учебным целям. Например, это случай использования авторских произведений в дизайне (оформлении) курса. Скажем, создатели курса берут красивую пейзажную фотографию для «обложки» курса. Или накладывают музыкальный фон в видеозаписях. В обоих этих случаях использование фото и музыки без разрешения автора (правообладателя) будет считаться нарушением, даже если указать имя автора. Причина – произведение используется не в учебных целях, а как элемент оформления.

 

Урок

Урок – это обычный текст в электронном виде. Как word файл, но в виде странички на сайте. Фактически, Вы можете выдать нам файл word, а мы его конвертируем в урок.

Отличия от word-файла:

  1. Картинки и таблички вставлять сложнее, чем в word. У сайтов нет интеграции с Excel, поэтому верстка таблиц и графиков трудозатратна. Если это не какой-то суперважный материал, лучше сделать скриншот графика или таблички и отправить нам его файлом. А мы его вставим статичной картинкой. Это можно сделать любой программой для делания скриншотов, например бесплатной http://www.screencapture.ru/help/ (не забудьте выставить качество jpeg 100%, чтобы графики не были размытыми). Из платного – мне кажется hypersnap вполне удобной программой. В её настройках тоже надо не забыть в настройках поставить “сохранять jpg в 100% качестве”. Если Вы зав.лаб. и Вам совсем некогда этим заниматься – пришлите нам Ваш word файл.
  2. Можно вставлять видео, например видео презентаций.

3. Можно вставлять ссылки на другие файлы, сайты, что угодно. Можно делать ссылки на другие участки урока (“об этом читайте вот в этом месте”).

4. Можно прикладывать pdf (если надо – мы сконвертируем Ваш word файл в pdf), презентации.

Случайно взятые примеры:

5.Можно сделать какой-нибудь урок закрытого для внешних пользователей курса “тестовым образцом” – он будет доступен пользователям даже без записи на курс.

6. Можно составить расписание курса – уроки будут открываться через x дней после записи пользователя на курс, или после даты z. Если у вас какой-то классно сделанный курс и вы хотите, чтобы студенты не прошли все за раз.

7. Можно использовать tooltip вместо сносок

[1]

8. Можно делать пояснения к объяснениям

Объем расчетов, проходящих через все КО

Пример - Национальный Клиринговый Центр, который занимается тем, что обеспечивает расчеты на Московской Бирже. к 2031 году увеличится на 100%.

9. Можно скрывать необязательные части текста спойлером, например

━━━━━━━━━━━━━━━━━
Скрытое содержимое

10. “Урок” можно со временемобновлять. Не получится такого, что у всех читателей в разных местах разные версии Вашего курса, что им надо что-то рассылать. Только одна актуальная версия.

Короче говоря, при желании – можно сделать красивее, удобнее и с нелинейной навигацией по сравнению с word. Зачем? За тем что при чтении хорошо сверстанного учебника учащийся читает внимательнее и усваивает лучше.  Плюс в такой форме не надо рассылать всем, оно все лежит в одном месте.

11. В принципе курсы могут проходить не только наши студенты, так как трудозатрат для их оценки нужно заметно меньше. Или, например, уже выпустившиеся студенты могут приходить, чтобы прочитать новые знания или освежить старые. Все в одном месте, а не затерявшееся где-то в е-mail.

Материал

Материал – это отдельная подстраничка урока с каким-то важным дополнительным материалом. В принципе, без разницы, добавлять файл в сам текст урока или отдельным “материалом”. Но если Вы хотите заставить студентов заглянуть во все материалы – есть польза. А именно: нам видно в статистике, если человек даже не заглядывал в материал.

Урок Content
0% Завершено 0/1 Steps