Доклад «Цифровой форсаж» и его ограничения: как пандемия изменит структуру и принципы организации ИКТ-рынков»

22 декабря 2020 года научный сотрудник ИНП РАН Ганичев Н.А. выступил с докладом на Четвертом Российском экономическом конгрессе (конференция Цифровая экономика и сети, сессия Цифровизация информационных технологий).

Тезисы

На фоне вводимых для борьбы с пандемией COVID-19 мер социального дистанцирования начала ускоренно развиваться большая группа ИТ-услуг и онлайн-сервисов (онлайн ритейла, удаленного образования, дистанционного типа занятости и пр.), что сделало весьма популярным тезис о том, что эпидемиологический кризис фактически запустил беспрецедентное в истории революционную трансформацию, в рамках которого в режиме реального времени происходит смена социально-экономической формации и форсированный перевод человечества в «ручном режиме» в новое цифровое общество или даже миропорядок. В своем докладе я покажу, насколько обоснованы такие предположения, и может ли в действительности спровоцированное всемирным карантином и вынужденной социальной разобщенностью «принуждение к онлайну» радикально ускорить цифровую трансформацию и привести к тотальному преобразованию мировой экономической и финансовой системы.

Как представляется ответ на этот вопрос не столь очевиден. С одной стороны, принятые в большинстве стран Запада и в других ведущих экономках мира меры реагирования на пандемию действительно создали благоприятные условия для формирования массовых рынков новых онлайн-услуг. Однако, с другой стороны, объективный и лишь усугубленный всемирным карантином экономический кризис нанес серьезный удар по «материальному ядру» цифровой экономики (далее – ЦЭ). Падение спроса населения и инвестиционных возможностей предприятий на фоне кризиса создали предпосылки для замедления развития базовой цифровой инфраструктуры, без которой взрывной рост ИТ-услуг, базирующихся на «платформенных технологиях», скорее всего, будет ограничен. В докладе я также постараюсь показать, что новая модель форсированного внедрения цифровых технологий содержит в себе серьезный дисбаланс и приведет к формированию нового глобального «технологического центра» и «технологической периферии», что несет в себе серьезные риски для РФ.

В период пандемии и принудительной социальной разобщенности различные сервисы и услуги, оказываемые через интернет, которые раньше воспринимались как приятное, полезное, удобное, но необязательное дополнение, перешли в разряд потребностей первой необходимости. А это ключевое условие для успешного формирования массовых рынков. Закономерным стал бурный рост клиентской базы и выручки в отдельных сегментах ЦЭ, а также рост капитализации ведущих цифровых компаний.

При этом порождаемая этими процессами необходимость создания физической основы (на базовом уровне) цифровой инфраструктуры потенциально может породить огромный дополнительный спрос на традиционную продукцию ИКТ и микроэлектроники, то есть обеспечить дальнейшее интенсивное развитие этих отраслей на базе существующих технологий и с учетом имеющихся технологических ограничений.

Вместе с тем, мировой эпидемиологический кризис продемонстрировал, что существующая система производства микроэлектроники с несколькими крупными центрами выпуска микрочипов, на которые ориентируются все производители конечных изделий, и логистическими цепочками поставок, завязанными на КНР, чисто физически не способна справиться с взрывным ростом спроса на электронные изделия. Причем эта проблема стала проявляться еще до начала пандемии и главной ее причиной стали объективные трудности технического перевооружения микропроцессорных фабрик для производства чипов по новым, более тонким технологиям. Таким образом, возможность дальнейшего масштабного наращивания производства микросхем и конечных изделий на их основе, которые должны составить основу базового уровня инфраструктуры ЦЭ может оказаться под вопросом (Hamilton, 2020).

Серьезные проблемы возникли и с развитием двух других «базовых элементов» первого уровня цифровой инфраструктуры, а именно с сетями передачи данных и центрами их обработки. Резкий рост интернет-трафика, вызванный использованием цифровых интерактивных развлечений на карантине, настолько увеличил нагрузку на сети, что в некоторых странах возникли опасения, связанные с устойчивостью телекоммуникационной инфраструктуры. Между тем, для обслуживания потенциальной системы обмена данными между датчиками, камерами и другими устройствами базового уровня глобальной цифровой инфраструктуры требуется значительно большее увеличение пропускной способности, чем нагрузка на сети во время пандемии. По оценкам IDC, генерируемый устройствами «интернета-вещей» объем трафика будет расти в среднем на 28,7% в год и к 2025 г. вырастет до 79,4 зеттабайта в год (1 зеттабайт равен 10 в 21-й степени байт). При таких темпах наращивания объёмов трафика возникнут сразу две проблемы: необходимость резко увеличивать мощности дата-центров и пропускную способность сетей передачи данных (Reinsel, Gantz, 2018).

Между тем, на фоне пандемии тоже возникли трудности с развитием сетей мобильной связи пятого поколения 5G, которая должна обеспечивать достаточную емкость, надежность и скорость передачи данных в сетях, связывающих элементы первичной ИКТ-инфраструктуры. Общий объем инвестиций в развитие сетей мобильной связи по всему миру в ближайшие пять лет оценивается в 1,1 трлн. долл., из которых порядка 80% приходится на сети 5G . При этом уже по состоянию на 2019 г. расходы на пропуск всё возрастающего трафика по сетям операторов связи не покрывались доходами от традиционных услуг. Этот разрыв устойчиво рос еще до начала пандемии, а в постпандемический период будет и далее увеличиваться, что не позволит обеспечить необходимый объем инвестиций в строительство новых сетей (Ganichev, Koshovets, 2019).

Эти финансовые и технические трудности не позволяют быстро развернуть сети нового поколения, особенно в тех странах, где к моменту начала пандемии и экономического кризиса еще не было соответствующей инфраструктуры. Однако, те страны – прежде всего, КНР – где сети 5G были развернуты еще в 2018-2019 гг., по итогам пандемии COVID-19 получили колоссальное преимущество в дальнейшем развитии обоих уровней цифровой инфраструктуры и основанных на них продуктов и услуг.

Фактически речь идет о сращивании финансово-технологических возможностей частных ИКТ-компаний с административным ресурсом, репрессивным аппаратом и бюджетными возможностями государств-лидеров в ИТ-сфере для формирования принципиально новой системы управления, в рамках которой часть в том числе властных (фискальных, банковских, административных, медицинских) функций будет делегирована автоматизированным системам, принимающим решения на основе глубокого анализа массивов «больших данных» о всех видах человеческой активности.

Пандемия COVID-19 явственно показала, что в КНР эта схема сращивания частных цифровых корпораций и государственного аппарата уже реализуется. Создание в США мощных лоббистских институтов, добивающихся увеличения государственных расходов на финансирование разработок в области ЦЭ и строительства соответствующей базовой технологической инфраструктуры (сетей 5G и “интернета вещей”), началось еще до пандемии и стало ответом на успехи китайских компаний, которые на протяжении последних лет, пользуясь поддержкой со стороны государства, занимались сбором огромного массива данных обо всех видах активности населения КНР. Необходимость остановить распространение инфекции всеми средствами и предотвратить развитие новых пандемий создает потенциально благоприятные условия для реализации этой схемы в других странах или даже на глобальном уровне.

При этом, сложившаяся система практически монопольного контроля над первичным (микроэлектроника и технологии 5G) и вторичным (платформы и технологии ИИ) уровнями цифровой инфраструктуры, в которой доминируют транснациональные корпорации КНР и США, не оставляет развивающимся странам, включая РФ, шанса сохранить экономическую самостоятельность и независимость в ходе процессов цифровизации, вынуждая их использовать технологии одной из этих стран – технологических лидеров в сфере ЦЭ.

Список литературы

Ganichev N., Koshovets O. (2019). Integrating Russia into the Global Project of Digital Transformation: Opportunities, Problems and Risks // Studies on Russian Economic Development, 2019, vol. 30 (6), 627-636. DOI: 10.1134/S1075700719060030.

Hamilton E. (2020). Over a year later, Intel’s CPU shortage is expected to last «another quarter or two». Available at: https://www.techspot.com/news/82415-over-year-later-intel-cpu-shortage-expected-last.html (accessed 23.07.2020).

Reinsel D., Gantz J., Rydning J. (2018). The Digitization of the World From Edge to Core. Framingham, IDC White Paper, 2018. 28 p.

Комментарии:

Ещё на сайте: