Федеральная макроэкономическая политика и регионы

Автор статьи, Виктор Иванович Ишаев, известен как руководитель одного из крупнейших российских регионов Хабаровского края. Как управленец он успешно разрешал самые различные, в том числе и весьма острые, социально-экономические проблемы своего региона. Вместе с тем В.И. Ишаев – специалист по концептуальным вопросам развития российской экономики. Во многом именно поэтому осенью 2000 г. ему было поручено возглавить рабочую группу Государственного Совета России по разработке стратегии развития государства на период до 2010 г., в составе которой была представлена и Академия наук.

В настоящей статье В.И. Ишаев предложил свое понимание роли регионов в российской экономической истории последних 10 лет. Его взгляд особенно ценен тем, что он, в силу своего знания и практического опыта, всесторонне рассматривает проблему экономического взаимодействия центра и регионов. Описывая характер этого взаимодействия, В.И. Ишаев приходит к выводу, что в последние годы административно-хозяйственная деятельность на региональном уровне стала важнейшим фактором макроэкономической динамики в стране. Произошло это не столько по желанию самих регионов, сколько по логике экономической жизни. Различные хозяйствующие субъекты – население, предприятия, органы власти на местах – в условиях неадекватной экономической политики федерального правительства вынуждены были самостоятельно решать проблему собственного выживания. И именно эта адаптивная способность экономических агентов предотвратила коллапс российской экономики в условиях тяжелейшего экономического кризиса, а в дальнейшем стала важ-ным фактором компенсационного экономического роста в 1998-2001 гг. Российские регионы в этих условиях сыграли консолидирующую роль, объединив усилия всех хозяйствующих субъектов по выходу из тяжелой экономической ситуации.

В то же время в статье показано, что с точки зрения долгосрочного развития такой способ организации экономической жизни в стране очень неэффективен. Темпы экономического роста в стране не могут быть высокими, если центральная власть и регионы в большинстве ситуаций противостоят друг другу вместо того, чтобы объединять свои ресурсные потенциалы. Поэтому в настоящее время важнейшей задачей является выработка такой экономической стратегии, которая позволила бы согласовать интересы всех уровней власти и всех хозяйствующих субъектов в стране и обеспечить их совместную работу на благо национальной экономики.