Российская газета – Федеральный выпуск №7554 от 27.04.2018
В мае начнется отсчет нового экономического цикла. Ожидается прогноз Минэкономразвития по социально-экономическому развитию страны.
На этот раз он будет представлен как минимум на месяц позже положенного срока. Его показатели зависят от тех целей, которые на ближайшие годы обозначит президент. На них и Минфин будет ориентироваться при верстке бюджета. Эксперты “Российской газеты” обсудили, на какие резервы может рассчитывать российская экономика.
Александр Широв, заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН:
Новый тур антироссийских санкций и последовавшая за ним нестабильность на валютном рынке поставили вопрос о пересмотре макропрогноза. Но являются ли санкции главным фактором неопределенности в отношении российской экономики? Думается, что нет. Минэкономразвития, ответственное за подготовку макропрогноза, уже отложило его публикацию окончательной версии. И это понятно: в ближайшее время в той или иной форме официальных документов будут описаны целевые ориентиры развития экономики на очередной президентский срок. Если они будут соответствовать тем цифрам, которые содержались в Послании президента Федеральному собранию, то специалистам минэкономразвития придется попотеть. Они будут вынуждены практически полностью пересмотреть логику, содержавшуюся в предыдущих, достаточно консервативных версиях макроэкономического прогноза.
Если же говорить о новых санкциях, то пока их влияние на российскую экономику в большей степени связано с изменением курса рубля и уровня цен на импортируемую продукцию. Предыдущая версия базового прогноза минэкономразвития характеризовалась достаточно консервативным вариантом динамики цен на нефть Urals – 43,8 доллара за баррель в 2018 году при курсе 64,7 рубля за доллар. Понятно, что эти условия даже более жесткие, чем те, которые мы наблюдаем после введения очередного пакета санкций. Кроме того, предыдущие версии прогноза уже исходили из неизменности санкционного давления в обозримой перспективе и его возможного усиления. В этих условиях дальнейшее ужесточение внешних сценарных условий, по-видимому, уже не имеет смысла.
Таким образом, ключевой задачей нового прогноза минэкономразвития становится не учет влияния санкций на экономическую динамику, а оценка имеющихся факторов роста, превращение этого документа в один из ключевых инструментов обоснования конструктивной экономической политики.
К сожалению, в последние годы эта функция официального прогноза в должной степени не работала, а целевые сценарии развития экономики выполнялись с существенно более низким уровнем проработки, чем консервативные базовые. Задача прогнозирования постепенно сузилась до банального обеспечения текущих расчетов в рамках бюджетного процесса. Сейчас настал хороший момент для повышения значимости прогнозной деятельности минэкономразвития, ее нацеливание на решение задач долгосрочного развития российской экономики.