Выступление состоялось в рамках прошедшей 21-22 марта 2024 г. VI-й Всероссийской научно-практической конференции по межотраслевому и региональному анализу и прогнозированию, организованной ИНП РАН и ИЭОПП СО РАН.
Презентация
Тезисы
Опубликованы в сборнике Экономическая политика России в межотраслевом и пространственном измерении : материалы VI Всероссийской научно-практической конференции ИНП РАН и ИЭОПП СО РАН (Россия, г. Томск, 21–22 марта 2024 г.). Том 6
Инновационная и инвестиционная политика в железнодорожном машиностроении
Железнодорожное машиностроение (ЖДМ) в 2023 г. вошло в список приоритетных направлений проектов технологического суверенитета[1], так, перед промышленностью и наукой России поставлена задача добиться технологического суверенитета в кратчайшие сроки.
Постановление Правительства РФ № 603 устанавливает приоритетные направления государственной политики по развитию инвестиционной деятельности в РФ и привлечению внебюджетных средств в проекты, связанные с достижением технологического суверенитета и структурной адаптацией экономики страны. Такими являются: производства, которых в стране еще нет; отрасли, где уровень локализации производства составляет менее 50%; направления, являющиеся критическими для обеспечения технологического суверенитета. В рамках железнодорожного машиностроения можно выделить мероприятия: «строительство железнодорожных путей, способствующих переориентации экспортных поставок на направления, отличные от недружественных государств», «услуги по ремонту и техническому обслуживанию железнодорожных локомотивов и пассажирского подвижного состава»; «строительство и развитие промышленных технопарков».
Продолжением государственной политики в сфере достижения технологического суверенитета стало принятие Концепции технологического развития до 2030 г.[2], наиболее существенны для ЖДМ показатели достижения целей Концепции. Это: снижение коэффициента технологической зависимости; рост внутренних затрат на исследования и разработки; увеличение темпа роста частных инвестиций в малые технологические компании; рост несырьевого неэнергетического экспорта. В документе сделан акцент на углубление локализации производственно-технологических цепочек и внедрение наилучших доступных технологий; уделено внимание обеспечению импортозамещения.
Приоритетные направления инновационного развития ЖДМ и сферы эксплуатации определяются текущими тенденциями и выпускаемой продукцией. Особое внимание уделяется производству беспилотной железнодорожной техники, двухуровневых скоростных электропоездов, выпуску комплектующих, повсеместному внедрению автоматизации и цифровизации, снижению выбросов парниковых газов, электрификации железнодорожных линий, в то же время прорабатываются вопросы использования альтернативных видов топлива.
В Московском метрополитене уже в 2026–2030 гг. должны эксплуатироваться поезда следующего поколения – с элементами беспилотного управления и онлайн-связью «поезд-инфраструктура». На Большой кольцевой линии (БКЛ) уже заложена высокая степень автоматизации: в тоннелях установлены RFID-метки, выделен отдельный сегмент радиосигнала; в закупаемых поездах предусмотрена возможность обеспечения уровня GoA4 («полное беспилотное управление»). Летом 2023 г. в Екатеринбурге представили первый в России трехсекционный трамвай двустороннего движения с элементами автопилота.
Реализация инновационной и инвестиционной политики в ЖДМ может обеспечиваться при помощи различных видов государственной поддержки. Это выражается в субсидировании, софинансировании НИОКР, в поддержке потребителей путем возмещения части затрат, связанных с приобретением продукции. Например, с точки зрения вагоностроителей, одной из самых эффективных мер может быть выделение субсидий, позволяющих нивелировать последствия от роста цен на металлопродукцию [1].
В условиях санкционных барьеров актуальными становятся вопросы обеспечения железнодорожного машиностроения потоком инвестиций[3], которые помогут обеспечить устойчивое развитие отрасли, особенно в рамках процессов технологического перевооружения. А перспективы развития зависят от установленных приоритетов в рамках государственных программ и стратегий, но финансовое обеспечение отрасли отдельно в НПА не прописано. Целесообразно ориентироваться на документы, посвященные развитию в смежных железнодорожному машиностроению отраслях. Так, согласно Инвестпрограмме ОАО «РЖД», в 2024 г. планируется потратить около 229 млрд руб. на обновление подвижного состава, что составит 18% всей суммы инвестиций.
Согласно ПП №603, а также Фонду Развития Промышленности, к направлениям, в рамках которых возможно получение финансовой поддержки, помимо ЖДМ, относятся (по ОКВЭД 2): 27. «Производство электрического оборудования», 28. «Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки» и пр. Так, значительно влияющей отраслью на развитие ЖДМ выступает станкостроение, поэтому целесообразно в рамках оценки инновационной насыщенности железнодорожного машиностроения учитывать и сопряженные инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на создание нового уровня технологического оборудования, технологий вспомогательного производства, в том числе в станкостроении. Согласно проведенным сценарным расчетам в рамках научных изысканий для достижения технологического суверенитета и обеспечения высокой конкурентоспособности отечественных предприятий ЖДМ, в период с 2024 по 2035 год необходимо порядка 570 млрд руб. инвестиций в основной капитал отрасли, включающих расходы на НИОКР (и ИКТ около 70 млрд руб.), в ценах 2023 г.
Отметим, значимость инновационно-инвестиционного фактора как драйвера развития железнодорожного машиностроения неоспорима, но только инвестиций может быть недостаточно. Необходимы меры поддержки социального характера как в железнодорожном машиностроении, так и смежных отраслях, создание корпоративных университетов, возрождение утраченных компетенций и в целом развитие престижа инженерной профессии. Важно не просто внедрение новых элементов цифровизации и автоматизации на производственных площадках, а вместе с тем обучение кадров для работы с такими технологиями; стимулирование работы небольших конструкторских бюро, которые могут гибко реагировать на потребности рынка и пр.
[1] Постановление Правительства РФ от 15.04.2023 № 603 (ред. от 02.12.2023) «Об утверждении приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики РФ и <…>, а также о требованиях к организациям, уполномоченным представлять заключения о соответствии проектов требованиям к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики РФ».
[2] Распоряжение Правительства РФ от 20 мая 2023 г. № 1315-р «Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 г.»
[3] Следует различать инвестиции в закупку подвижного состава и инвестиции в техническое перевооружение предприятий, производящих железнодорожную технику
Литература и информационные источники
- Железнодорожная промышленность станет основой технологического суверенитета. Издательский дом «Гудок» [Электронный ресурс]. – URL: https://gudok.ru/content/mechengineering/1637503/ (дата обращения: 12.02.2024).