В докладе рассматриваются основные проблемы, возникающие при исполнении контракта жизненного цикла, заключаемого для разработки, производства и сопровождения эксплуатации и утилизации образцов вооружения, военной и специальной техники. При планомерном переходе МО РФ и предприятий промышленности к такому типу контрактов возникает острая потребность разработать его несколько разновидностей, включая техническое обслуживание и ремонт, с учетом области применения, а также более подробно регламентировать выполнение ремонта, так как именно ремонт задает общий уровень исправности.
Выступление на конференции молодых ученых “Создание дохода, накопление национального богатства, формирующиеся рынки и новые мировые финансы”
Презентация
Тезисы выступления
В соответствии с заявлением заместителя министра обороны РФ, уровень оснащенности войск современными и перспективными образцами вооружения и военной техники за 2017 год вырос более чем на 1,2% и составляет 59,5%. Ремонт и модернизация вооружения и военной техники по ГОЗ-2017 выполнены на 96,7%.
В оборонно-промышленном комплексе (ОПК) за последнее время получил распространение т.н. “сервисный экономической контракт”, который является разновидностью контракта жизненного цикла (КЖЦ), в рамках которого могут проводиться работы по среднему/капитальному ремонту продлению ресурса, или модернизации (Елизаров, 2014).
В табл. 1 представлена текущая схема проведения ремонта блоков и агрегатов, осуществляемая по КЖЦ. Основными условиями сервисного контракта является осуществление технического обслуживания образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), и по окончании эксплуатации – утилизация.
Таблица 1. Схема проведения ремонта блоков и агрегатов
Источник: обобщение практики работы ПАО «ОАК»
С 2009 по 2017 г. понимание КЖЦ постепенно менялось. Изначально промышленность поддержала идею внедрения КЖЦ, т. к. это предоставило возможность предприятиям участвовать в обеспечении технической эксплуатации своих изделий и избавило их от конкурентов и посредников.
Положительный эффект обслуживание от внедрения КЖЦ заключается и в возможности долгосрочного планирования финансово-экономической деятельности (Фролов, 2013, 2016). Сервисный контракт позволяет при бюджетных ограничениях более гибко заключать контракты, повышая эффективность технического обслуживания ВВСТ и уровень технической готовности техники в ходе эксплуатации.
Однако отсутствие требуемой нормативно-правовой и нормативно-технической базы до сих пор является препятствием корректного исполнения сервисных контрактов и внедрения КЖЦ в его изначальном понимании.
Регулирование цен на продукцию по гособоронзаказу, как и его правовое регламентирование также являются препонами при заключении контрактов. При заключении КЖЦ применяются следующие виды цен по ГОЗ: ориентировочная цена, фиксированная цена, возмещение издержек (Рис. 1).
Рис. 1. Блок-схема формирования фиксированных цен по ГОЗ
Источник: обобщение практики работы ПАО «ОАК»
В настоящее время поддержание высокого уровня исправности уже имеющегося вооружения напрямую зависит от цен на оборонную продукцию. Имеющаяся негативная тенденция их роста, как правило, становится основной причиной недопоставок образцов продукции военного назначения (ПВН) либо значительно увеличивает сроки поставки на период согласования цен с государственным заказчиком. Стоимость агрегатов, входящих в состав конечных изделий военной техники, составляет порой многие миллионы рублей. Соответственно любая ошибка в определении цены как составного изделия, так и его части, как в большую, так и в меньшую сторону ведет к неэффективному расходованию финансовых средств и увеличению цикла договорной работы как таковой (Бендиков, Фролов, 2003; Бендиков и др., 2009; Кошовец, Ганичев, 2010).
На решении проблем ценообразования на ПВН должны быть сосредоточены усилия всех заинтересованных министерств и ведомств, НИИ РАН, предприятий и организаций ОПК, однако за последние десять лет публикаций по проблемам ценообразования на такую продукцию было немного, за исключением ряда интересных теоретических работ (Клочков, Селезнева, 2016), возможно, из-за ограниченного круга заинтересованных лиц, которые являются скорее практиками.
К настоящему времени в области ценообразования на продукцию военного назначения принят целый ряд документов нормативного характера, направленных на повышение объективности и обоснованности формирования цен. Однако их анализ показывает, что современная система ценообразования на такую продукцию базируется на применении калькуляционного метода, являющегося по сути затратным, так как в основе его лежит суммирование совокупных издержек и прибыли. Даже методы расчета стоимости ПВН от аналога, которые очень редко используются сейчас органами военного управления, тоже относятся к затратным, поскольку в их основе лежат данные о трудоемкости и смете расходов по ранее выполненным работам.
В настоящее время затратные методы ценообразования на многие виды сложной продукции прочно вросли в российскую экономику, породив ряд мотиваций негативного плана. Например, сегодня ни система заказов ПВН, ни оборонные предприятия не заинтересованы в снижении себестоимости продукции.
Используемая затратная концепция ценообразования обладает такими недостатками как отсутствие стимулов для предприятий ОПК к снижению трудоемкости работ и материалоемкости продукции, к совершенствованию системы организации труда, что приводит к неэффективному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Создание сложной высокотехнологичной продукции военного назначения связано с большой неопределенностью расходования финансовых ресурсов. Жесткая привязка не позволяет осуществлять управление финансовыми ресурсами, перераспределяя их между отдельными статьями расходов в целях решения текущих проблем научно-технического и производственно-технологического характера. Это приводит к неэффективному использованию финансовых ресурсов, которое выражается в необходимости любой ценой, невзирая на результативность затрат, израсходовать запланированные по отдельным статьям калькуляции бюджетные средства.
Затратный метод ценообразования также не способствует развитию научных и инженерно-технических школ, а также закреплению на предприятиях ОПК талантливой молодежи и высококвалифицированных специалистов.
Главное преимущество калькуляционного метода, составляющего основу затратной концепции ценообразования, состоит в том, что он удобен для проверяющих и контролирующих органов, осуществляющих постатейную проверку расходов, в т. ч. опираясь на калькуляции по образцам-аналогам. Предоставление большого объема справок, «объясняющих» объем расходов по каждой подсистеме образца и составляющим ее многочисленным узлам и элементам, принимается заказывающими органами как «обоснование» потребного финансирования для создания ПВН. При этом не достигается главная цель ценообразования – постоянное повышение эффективности использования финансовых ресурсов.
Таким образом, существующая система ценообразования не стимулирует внедрение на предприятиях ОПК организационных, технологических, научных и других новаций, способствующих снижению себестоимости продукции, поставляемой для государственных нужд, и повышению ее качества, под которым в общем случае понимается совокупность свойств изделия, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением.
Для выхода из создавшегося положения необходима разработка новой системы ценообразования на продукцию военного назначения, в основу которой должна быть положена концепция зависимости цены продукции от ее качества (ценности). Суть ценностной концепции ценообразования состоит в единстве двух аспектов, первый из которых отражает интересы заказчика (государства) в части эффективного с военно-экономической точки зрения использования бюджетных средств, а второй отражает интересы исполнителя и заключается в экономической привлекательности заказа.
Реализация новой концепции ценообразования должна носить комплексный характер, затрагивая не только различные аспекты формирования цены, но и интересы различных хозяйствующих субъектов. Переход к новой концепции ценообразования позволит значительно повысить качество разрабатываемых плановых документов и обоснованность контрактной цены и эффективность расходования бюджетных ассигнований, выделяемых на реализацию государственного оборонного заказа. В связи с этим целесообразно определить орган исполнительной власти, ответственный за разработку нормативно-правовых актов и инструктивно-методического обеспечения в области ценообразования продукции военного назначения.
Одной из основных проблем является то, что законодательство и правоприменительная практика жестко регламентируют механизмы корректировки действующих государственных контрактов, вследствие всегда чего не всегда существует возможность вносить требуемые изменения в КЖЦ в ходе длительного периода действия контракта.
Также при заключении КЖЦ разработчики, производители и соисполнители в соответствии с действующим законодательством должны обязательно иметь лицензии на выполнение соответствующих работ, но это не всегда возможно для всех соисполнителей. Но даже при возможности выполнения ремонта со стороны соисполнителей процесс непосредственно договорной работы занимает зачастую больше времени, нежели сам ремонт. Без заключенного договора отсутствует возможность авансирования, исходя из которого начинается отсчет технологического цикла выполнения той или иной работы (Рис. 2).
Рис. 2. Блок-схема договорной работы с соисполнителями 2-го уровня в рамках КЖЦ
Источник: обобщение практики работы ПАО «ОАК»
Дополнительно, эксплуатация ВВСТ носит нерегулярный и не систематический характер ввиду постоянного изменения места ее базирования, что существенно затрудняет оценку затрат на обслуживание; срок жизни различных экземпляров техники может оказаться значительно короче запланированной длительности эксплуатации по независящим причинам. Опыт гражданских отраслей по применению КЖЦ не подходит для ОПК ни с правовой, ни с экономической, ни с нормативно-технической точек зрения. Из опыта КЖЦ гражданской продукции можно извлечь полезные рекомендации по переходу к контрактам на послепродажное обслуживание ВВСТ поставщиками с оплатой в зависимости от достигнутых показателей технической готовности изделий в ходе их эксплуатации (Елизаров, 2014).
Несмотря на то, что на сегодняшний день уже формально осуществлен переход к КЖЦ ВВСТ, хотелось бы, чтобы современная практика их исполнения в РФ в полной мере удовлетворяла мировым стандартам, а желательно и превосходила их, так как это влияет на обороноспособность в масштабах страны. Для этого необходимо разработать несколько дополнительных разновидностей контрактов на техническое обслуживание и ремонт, включающие в себя не только ответственность исполнителя, но и заказчика, так как именно он отвечает за своевременное предоставление авиационной техники и необходимых документов, что в свою очередь отражается на сроках исполнения государственного оборонного заказа.
Решения об объеме финансирования также не должно усложнять процесс заключения контрактов, так как оно должно учитывать жизненный цикл изделий и не противоречить процессу формирования бюджета МО РФ. Частичная сдача работ и изделий также должна быть допустима, так как зачастую ремонт определенных объемов изделий не влияет на показатели исправности в целом. Именно уровень исправности должен определять возможность перехода от контракта одного к контракту другого вида, продление контрактов также должно быть предусмотрено.
Отдельно хотелось бы отметить необходимость разработки новой системы ценообразования на продукцию военного назначения, в основу которой должна быть положена концепция зависимости цены продукции от ее качества (ценности). Само формирование фиксированных цен также должно быть предусмотрено после выполнения работ, так как цена может существенно изменяться в ходе ремонта, и не должно влиять на закрытие работ.
В успешной реализации исполнения государственного оборонного заказа необходимо внедрение инновационных, соответствующих современным реалиям схем контрактации (например, оплата по показателям конечного результата исправности, а не закрытие конкретных работ, как в контрактах сервисного типа). Это потребует значительной подготовительной работы как промышленности, так и МО РФ.
Список использованных источников:
Елизаров П.М. Контракты жизненного цикла для народнохозяйственной продукции и вооружения, военной и специальной техники: сходство и различия // Машиностроение и смежные отрасли. – 2014. № 8. С. 29-33.
Фролов И.Э., Ганичев Н.А., Кошовец О.Б. Долгосрочный прогноз производственных возможностей высокотехнологичных отраслей экономики РФ // Проблемы прогнозирования. 2013. № 3. С. 48-58.
Фролов И.Э. Оценка потенциала развития российской авиации в долгосрочной перспективе с учетом освоения Арктики: воспроизводственный и технологический аспекты // Проблемы прогнозирования, 2016, № 6. С. 30-41.
Бендиков М.А., Фролов И.Э. К проблеме выбора стратегии развития авиационной промышленности // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 3. С. 3-21.
Бендиков М.А., Фролов И.Э., Ганичев Н.А. Финансовый потенциал развития научно-промышленного комплекса России // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 6. С. 139-148.
Клочков В.В., Селезнева И.Е. Стохастическая модель двусторонней олигополии и ценовое управление конкуренцией на рынках высокотехнологичной продукции // Управление большими системами. 2016. Вып. 61. С. 191-225.
Кошовец О.Б., Ганичев Н.А. Проблемы модернизации высокотехнологичного комплекса в посткризисный период // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2010. Т. 8. С. 267-297.