С момента своего появления эконометрика стала не просто стандартным инструментом анализа эмпирических данных в экономике, но превратилась в отдельную самостоятельную отрасль экономической науки. Игнорирование и даже замалчивание важных методологических ограничений применения эконометрики для выявления зависимостей в статистических данных привело к выхолащиванию смысла существенной доли проводимых и публикуемых в настоящее время исследований при полном соблюдении всех сложившихся формальных критериев качества. Элементы рационального скептицизма по отношению к получаемым с помощью эконометрики результатам не закладываются стандартным экономическим образованием – в его содержании сегодня нет места даже для обсуждения важнейших для этой темы дебатов Дж.М. Кейнса и Я. Тинбергена об адекватности применения эконометрических методов для решения проблем экономической науки. В России проблема дополнительно усугубляется затяжным кризисом суверенности высшего экономического образования, возникшим после распада Советского Союза. В работе излагаются истоки и анализируются причины сложившегося положения, формулируются тезисы к развитию дискуссии о совершенствовании применения эконометрических методов. Обсуждаются первоочередные организационные меры по переформатированию преподавания эконометрики и открытию междисциплинарной дискуссии по предотвращению недобросовестного использования статистических методов в российской науке.
Статья опубликована в журнале «Проблемы прогнозирования», №6 2025
