Подмена права неправовым алгоритмом (на примере российской таможни)

Читать pdf
 

На примере таможни описано использование неправового алгоритма по борьбе с коррупцией. Определено понятие неправового алгоритма. Показано, что этот алгоритм оказался эффективен в решении задачи борьбы с коррупцией. Вместе с тем работа алгоритма связана со значительными издержками. В первую очередь речь идет о моральных издержках от правового нигилизма. Неправовые алгоритмы предельно циничны и могут ломать судьбы людей. Экономические издержки связаны в первую очередь с дискриминацией малого и среднего бизнеса, имеющего меньше возможностей противостоять незаконному давлению со стороны таможни. В качестве основных мер по наведению правового порядка предложено отказаться от директивного планирования таможенных сборов и наладить взаимодействие с таможнями других стран.

Эпиграф:

Черчилль спросил у Молотова: «Как вам удается заставлять советских людей покупать невыгодные для них облигации государственного займа?». Молотов велел привести собаку и намазал ей под хвостом горчицей. Собака тут же все вылизала. Молотов сказал: «Вот так».

(Анекдот советской эпохи)

Понятие неправового алгоритма

Данная статья написана на результатах опроса 20 предпринимателей и руководителей служб по внешнеэкономической деятельности в 2021 г. Цель исследования состояла в выявлении причин, осложняющих внешнеэкономическую деятельность предприятий.

Статья формально посвящена проблемам таможни, однако предметом анализа является подмена правового регулирования неправовым управленческим алгоритмом. Гипотеза состоит в том, что такие алгоритмы широко распространены во многих отраслях экономики, и не только в России, но и во всех странах мира. В большинстве случаев эти алгоритмы латентны, т.е. неизвестны за пределами сферы их применения. Экономические субъекты, работающие в сфере действия этих алгоритмов, предпочитают о них не распространяться.

Неправовые алгоритмы могут успешно решать стоящие перед ними задачи. Более того, для их решения они и создаются. В нашем случае речь идет о прекращении коррупции на таможне.

Использование неправового алгоритма часто бывает намного проще и, на первый взгляд, эффективнее правового. Более того, такой алгоритм приносит экономическую выгоду, хотя точнее будет сказать, что он имеет своих выгодоприобретателей. Однако работа таких алгоритмов влечет за собой значительные моральные и экономические издержки.

Использование неправовых алгоритмов предельно цинично и может ломать судьбы людей.

Неправовые управленческие алгоритмы являются латентными. Они не видны стороннему наблюдателю и существуют именно в силу своей непрозрачности. Выявление этих алгоритмов является необходимым условием преодоления правового нигилизма и наведения правового порядка во всех сферах экономики и общества.

Преодоление таможенной коррупции

Проблема коррупции на российской таможне была очень актуальна в 90-е и «нулевые» годы. Суть коррупционной схемы состояла в занижении таможенной стоимости товара путем замены его наименования на более дешевый продукт. Соответственно занижался и размер таможенных платежей. Существовал даже анекдот про то, как электроника «превращалась» на таможне в зеленый горошек.

В десятые годы, по мнению опрошенных, коррупция на российской таможне была практически преодолена.

Однако, несмотря на очевидный успех, в СМИ об этом почти ничего не было сказано. Тема просто исчезла из повестки дня. Соответственно не появилось и публикаций о том, какими средствами была достигнута эта победа.

Априори можно предположить, что коррупция была побеждена за счет наведения правового порядка. Эта точка зрения имеет под собой основания, предприниматели отчасти ее подтверждают. Усиление контроля за работой таможни и переход на электронную форму документации сыграли значительную роль в повышении прозрачности ее работы.

  • Вопрос: Вы знаете про какие-либо незаконные схемы провождения грузов через таможню? Ответ: Сталкивался, но это было достаточно давно. Сейчас, на мой взгляд, этого стало гораздо меньше. У меня, в моём окружении таких ситуаций в последнее время нет.
  • Ситуация улучшилась из-за возможностей электронного декларирования. Электронные данные проще передаются и стыкуются между собой. Это сильно облегчает работу. И возникает меньше спорных моментов.

Однако приписывать этим мерам всю полноту успеха в преодолении коррупции было бы чрезмерным упрощением. Значительную роль сыграл и неправовой алгоритм, описанию которого посвящена данная статья.

Таможня оказывает давление на предпринимателей в сторону завышения стоимости грузов

Наиболее распространенная претензия предпринимателей к работе таможни состоит в том, что работники таможенных постов неправомерно настаивают на увеличении декларируемой стоимости ввозимых товаров. Эти требования обосновываются либо ссылкой на некие статистические данные о среднемировых ценах, которыми якобы располагает таможня, либо требованием изменить код (наименование) товара таким образом, чтобы величина таможенных сборов возросла. При этом работники таможни вынуждают предпринимателей идти на прямой подлог документов.

Парадоксальность существующей практики состоит в том, что под давлением требований таможни предприниматели не занижают стоимость товаров в своих интересах (за взятки, как об этом сообщали СМИ), а завышают их стоимость. Коррупционное занижение стоимости товаров тоже может иметь место, но, по мнению респондентов, сегодня это гораздо более редкое явление, чем завышение с целью обеспечений контрольных показателей.

А. Корректировка таможенной стоимости

  • Основная проблема при импорте –определение стоимости товара. К примеру, мы покупаем полутуши. Выходим на рынок Бразилии, обзваниваем производителей. Выбираем наилучшее, более выгодное для нас. Завозим на российскую территорию. И говорим: эта полутуша, условно говоря, стоит доллар. Вот наши платежки, вот наши документы, вот наш контракт. Таможня говорит: “По нашим данным эта полутуша стоит 1,20 доллара, поэтому заплатите пошлину исходя из нашего видения, а не из вашей реальной сделки”.
  • Если таможня нашу стоимость не принимает, она увеличивает ее до средней по рынку по своей статистической базе. Откуда берется эта база – никто не знает.

Б. Изменение кода товара

  • Это тоже способ выкручивания рук импортёрам. Например, я везу говяжью печень. А таможня говорит: «У нас есть большие сомнения, что ты правильно определил код товара. У тебя не говяжья печень, а что-то другое. Ты подпадаешь под другой код». Как правило, это код с большей величиной сбора. Ты говоришь: “Если вы так считаете, у вас есть лаборатория. Берите образцы, и выясняйте”. Но у них свои доводы: “Мы берём. Но мы же пока не знаем, что ты везешь. Мы считаем, что ты неправильно определил код товара. Пока мы проводим лабораторные исследования, пожалуйста, положи нам на депозит деньги исходя из того, что у тебя там, возможно, вырезка”. Платежи на вырезку раз в 10 выше, чем на печень. Они получают эту сумму на депозит. Месяца два выясняют в своей лаборатории, что же ты всё-таки привёз. Деньги на депозите фактически заморожены, мы не можем их использовать, как оборотные средства. В конце концов тебе их возвращают, но выпускают товар под такое повышенное обеспечение.

Причина требований о завышении таможенной стоимости

По мнению респондентов, причина, по которой работники таможни неправомерно настаивают на завышении стоимости товаров, состоит в том, что таможне в целом и всем ее подразделениям, вплоть до каждого таможенного поста, доводятся планы по сбору таможенных пошлин и иных платежей. В тех случаях, когда общая сумма сборов в течение определенного периода не достигает установленной контрольной цифры, таможенники вынуждены оказывать незаконное давление на импортеров, чтобы обеспечить выполнение плана.

Необходимо отметить, что сами работники таможенных постов тоже находятся под давлением. При невыполнении контрольных показателей вышестоящие инстанции сообщают о подозрениях, что работники постов за взятки занижают стоимость товаров, умышленно присваивают им более льготные коды, вследствие чего возникает недобор плановых показателей. Вслед за этим организуются проверки с неизвестным исходом для работников таможенных постов. С другой стороны, работники таможни, регулярно выполняющие контрольные показатели, находятся на хорошем счету и перед ними открывается возможность карьерного роста.

  • Каждый пост отвечает за перечисление определенных сумм в бюджет. Я не знаю, как это делается на уровне государства, ставятся такие задачи официально или нет, но негласно я знаю, что у каждого таможенного поста есть какие-то нормы отчислений.
  • У них есть план по бюджету, который они должны обеспечить. Таможенники возразить не могут, иначе им скажут: ты берешь взятки и занижаешь таможенную стоимость. А раз ты такой нехороший, мы организуем тебе проверку. Будешь рад, если отделаешься увольнением. И таможенник берет под козырек.
  • Они честно нам говорят, что у них план «горит», поэтому они будут нас корректировать, им же надо отчитаться за выполнение плана.

Формы оказания давления на предпринимателей

Наиболее распространенные формы давления, которое работники таможни оказывают на предпринимателей – это затягивание процесса оформления и омертвление оборотных средств. Типичная практика состоит в том, что товар выпускают из таможни, но образцы отправляют на экспертизу, и на время ее проведения предприниматель обязан положить на депозит определенный залог, величина которого равна разнице в величине таможенных сборов, заявленной предпринимателем, и величине сборов, заявленной таможенниками. Экспертиза часто соглашается с предпринимателем, после чего денежные средства ему возвращаются, но на это, по разным оценкам, уходит от четырех месяцев до полугода. Кроме того, сбор документов, необходимых для возврата денежных средств является сложной и трудоемкой процедурой.

Возможны варианты, когда спор о таможенной стоимости развивается по более жесткому сценарию. На предпринимателя могут завести дело о недостоверном декларировании. В этом случае деньги с депозита в бесспорном порядке списываются в бюджет, а предприниматель может быть привлечен к ответственности. В зависимости от суммы начисленного ущерба может быть заведено административное или уголовное дело. Последнее случается редко, но такие случаи у предпринимателей на слуху. Поэтому они стараются не конфликтовать с таможней.

А. Омертвление денежных средств

  • Образцы отправляют в лабораторию. Мне проще не спорить, а положить деньги на депозит. Через два месяца тебе сообщают результат. Дальше два варианта. Первый, когда говорят: «Друг, у тебя всё-таки это вырезка, поэтому мы весь твой депозит с тебя спишем». Иди после этого, доказывай обратное. Второй вариант: таможня соглашается с правильностью твоей декларации. Они говорят: “Хорошо, мы готовы твой депозит вернуть. Пиши заявление”. Заявление рассматривается еще два месяца, в итоге выходит четыре. То есть фактически они берут у тебя беспроцентный кредит. Если согласились, что ты прав, то через четыре месяца тебе деньги вернут.
  • Товар выпускается с таможни под обеспечение, фактически под залог разницы в пошлинах. Если потом мы нашу стоимость все-таки отстаиваем, таможня нам этот залог возвращает. Но если сумма залога перечисляется на депозит за один день, то возвращения мы ждем по полгода, значительные суммы там зависают.

Б. Длительность и трудоемкость оформления документов

  • Разницу в пошлинах приходится возвращать очень долго. Допустим, мы доказали, что у нас правильная стоимость, они её принимают, но потом приходится предоставлять большой пакет документов, чтобы эти деньги вернуть обратно.

В. Возможность возбуждения уголовного дела

  • Вопрос: а если Вы настаиваете на своей правоте? Ответ: тогда заводится дело о недостоверном декларировании. Деньги просто списывают. А тебя ещё могут привлечь к ответственности в зависимости от суммы начисленного ущерба. Либо административное наказание, либо уголовное. Вопрос: то есть для импортера это может закончиться не очень хорошо? Ответ: да, таких примеров достаточно.

Реакция предпринимателей на требования о завышении таможенной стоимости

В большинстве случаев предприниматели предпочитают не спорить с таможней, а соглашаться с ценами и кодами товаров, на которых настаивают таможенники. В этом случае, по словам предпринимателей, таможня быстро дает «зеленый свет».

Но здесь возникает один неприятный момент. Предприниматели передают таможне копию контракта, в котором указаны стоимость товара и его наименование. Если предприниматель соглашается на пересмотр кода товара, он должен предоставить таможенникам новый вариант контракта. Запросить новую версию контракта у зарубежного поставщика импортер не может, поскольку это противозаконно и подрывает репутацию российского импортера. В результате при возникновении подобных ситуаций российские импортеры в массовом порядке изготавливают поддельную версию договора и передают ее таможенникам.

Как правило, подобная практика не имеет юридических последствий. Таможенники без проверки принимают фальшивый договор и выпускают товар на территорию России. Если не считать определенных финансовых потерь, которые несет предприниматель, ущерб от такой практики является скорее моральным. Зарубежный партнер остается неосведомленным об этой практике.

Однако один из опрошенных сообщил, что лично знаком с уголовным делом, которое было заведено одновременно на предпринимателя и работников таможни за сговор с целью выполнения контрольных показателей (цитату из интервью см. ниже).

Еще одна возможность избежать конфликта с таможней состоит в том, что предприниматель предоставляет образцы товара и просит таможенников самим определить правильный код. Положительный аспект этой процедуры состоит в том, что она полностью страхует предпринимателя от обвинений в недостоверном декларировании. Негативные аспекты – это, во-первых, платность самой процедуры экспертизы, а, во-вторых, предприниматель заранее соглашается с тем кодом, который таможня присвоит его товару.

Можно ли за взятку откупиться от требований изменить код товара, т.е. обеспечить таким способом право на достоверное декларирование? Предприниматели склонны отвечать на этот вопрос отрицательно. Если над таможенниками довлеет контрольная цифра, они заинтересованы ее обеспечить во что бы то ни стало, и это перевешивает стремление «заработать».

А. Формы согласия с требованиями таможни

  • Можно сразу согласиться с решением таможни, без лабораторной проверки. Допустим, что ты согласен. Тогда тебе дают зелёный свет, по-быстрому всё отпускают. Но при этом тебе приходится подделывать документы – договоры от зарубежных партнеров. У тебя есть подлинник договора, там указана цена и наименование товара. Этот вариант не устраивает нашу таможню. Но просить зарубежного партнера переделать контракт, заложить в него ложную информацию – на такое никто из них не пойдет. Для них это какой-то нелепый риск, с которого они ничего не имеют. Приходится этот договор попросту подделывать, чтобы заложить в него требования таможенников.
  • Есть еще такая возможность. Ты можешь предварительно привезти образцы. И сказать: “Ребята, я не знаю, как правильно этот товар закодировать. Вы можете это определить?”. Получается, что ты подстраховался. Ты сдал им образцы, тебе таможня сказала, как кодировать. Ты в итоге так и закодировал, как тебе таможня сказала. Твоей вины нигде нет. Вопрос: это стоит денег, занимает время? Ответ: да, конечно. Это платная услуга. И время какое-то она занимает. Но ты страхуешься от обвинений в недостоверном декларировании.
  • С точки зрения бизнеса – лучше доплатить и быстрее товар забрать, чем держать его на хранении, пока будут проходить всякие юридические процедуры.

Б. Уголовное дело по факту завышения таможенной стоимости

  • Я недавно одно уголовное дело читал. Написано, что предприниматели вошли в сговор с таможней с целью выполнения контрольных показателей сотрудниками таможни. Очень мне понравилась такая формулировка. Значит, у них есть определённые контрольные показатели, которые они во что бы то ни стало должны выполнить в целях своего карьерного роста. Они не получают от этого живых денег, но продвигаются по служебной лестнице. И их очень здорово “дерут”, если планы утверждены, но по факту сборы недобираются. Для них это самое страшное.

В. Можно ли за взятку сохранить достоверные сведения в таможенном декларировании?

  • Вопрос: можно ли откупиться? Ответ: не всегда. Иногда это можно сделать через брокера. Но если таможне дали задание увеличить сборы по полной программе, то с ними, может быть, и невозможно договориться. Таможенники боятся.
  • Не всегда есть смысл откупаться. Обычно разница в величине таможенных сборов не столь велика, чтобы идти на риск, и все равно деньги надо платить. Проще согласиться, и дело с концом. В таких операциях есть смысл, если ты ввозишь товар с высокой пошлиной, а хочешь, чтобы он был оформлен по самой низкой. Но это уже чистая уголовщина. Сейчас такими вещами мало кто занимается.

О возможностях судебной защиты

Предприниматели говорят, что возможность оспаривания в суде неправомерных требований таможни существует. Более того, вероятность выиграть дело достаточно высока. Вместе с тем, суд – это трудоемкая, длительная и зачастую дорогостоящая процедура, а положительный исход возможен, но не гарантирован. Кроме того, таможенники очень не любят судиться и поэтому могут «запомнить» данного предпринимателя и при случае отомстить ему.

Малые и средние предприниматели практически никогда не обращаются за судебной защитой от требований таможни. Крупным предприятиям это по силам, но и они предпочитают договариваться, а не судиться.

  • Бывает, что люди подают в суд на таможню по поводу завышения таможенной стоимости. Таможенники очень этого не любят, потому что где-то 80% дел они в суде проигрывают. Но суд – это трудоемкая и длительная процедура. Она не всем по силам и не всем хочется с этим связываться. Тут каждый принимает для себя самостоятельное решение. Опять-таки крупные фирмы, имеющие штат юристов, находятся в более выгодном положении.
  • Когда они своим решением корректируют таможенную стоимость, у импортёров есть возможность обратиться в суд, и достаточно велика вероятность, что импортер этот суд выиграет. Но таможенники могут тебе это припомнить. Потому что у них показатели “плывут”, если они проигрывают дело в суде.

Как часто возникают проблемы с корректировкой таможенной стоимости

Требования о корректировке таможенной стоимости товара возникают не всегда. По свидетельству предпринимателей, это 10 – 15% от всех случаев декларирования. Но, по словам опрошенных, неприятно то, что такие ситуации возникают внезапно и, как выразился один из респондентов, «очень больно бьют». При этом денежные потери могут быть относительно невелики, но резко возрастают трудозатраты и потери времени. Очевидно, велики и моральные издержки, коль скоро многие предприниматели выдвигают эту проблему на первый план.

  • Вопрос: как часто возникают такие проблемы? Ответ: чаще работа идет в нормальном режиме. Все знают поставщиков, знают производителей. Может быть, раз в квартал такая история случается. Таможенник вдруг начинает считать, что товар неправильно декларирован. До этого они считали, что правильно декларировали, а сейчас вдруг неправильно. И предсказать это невозможно. Вопрос: все-таки как часто это случается? Ответ: процентов 10 от всех случаев декларирования наберется. Но это всегда происходит неожиданно и очень больно бьет. Как в Советском Союзе. Ты ничего плохого не делаешь, но можешь и «попасть под раздачу». Прогнозируемости в этом плане нет никакой.
  • Вопрос: как часто эти проблемы возникают? Ответ: на моём опыте постоянно. Конечно, всё зависит от контрактных условий. Но, как только у нас идёт снижение стоимости, эта проблема становится основной. Мы в год по пять, по шесть раз выпускаем товар под обеспечение, потом эти деньги возвращаем в течение этого года или уже следующего, потому что это очень долгая процедура.

В условиях кризиса незаконное давление на предпринимателей возрастает

В условиях кризиса выполнение таможнями контрольных показателей усложняется. Во-первых, можно предположить (хотя предприниматели об этом мало осведомлены), что контрольные показатели могут увеличиться в связи с обострением проблемы наполняемости государственного бюджета. Во-вторых, – об этом говорили многие импортеры – кризис заставляет предпринимателей искать более дешевых поставщиков, поскольку внутренние цены упираются в «потолок» спроса.

Поиск дешевых зарубежных поставщиков нередко бывает успешным, однако таможня, как правило, неохотно соглашается со снизившимися ценами и требует приравнивания стоимости к прошлым поставкам. Возникающие споры заканчиваются по-разному, но в целом предприниматели указывают, что по этой причине их отношения с таможней усложняются.

  • Из-за кризиса мы стали искать сырьё более дешёвое на рынке, что было непросто. И перейти с наших постоянных партнёров на других. Соответственно это определённые риски, когда ты находишь нового партнёра с более дешёвым сырьём. И опять же проблемы с таможней, я говорю про уменьшение стоимости. Мы реально нашли более дешевых поставщиков, в контрактах все цены прописаны, но таможня не желает с этим соглашаться.
  • Казалось бы, нас надо поощрять за то, что мы ищем более дешевых поставщиков. Ведь тем самым мы сдерживаем рост внутренних цен, почему нас за это наказывают? Но нет, таможне это не нравится. Для них это проблема.

Дискриминация малого и среднего бизнеса

Большие предприятия имеют преимущества при работе с таможней. Тем, кто имеет в своем штате квалифицированных юристов, легче отстаивать свою позицию при возникновении споров с таможней. Причем, таможенники это понимают и сами стараются не доводить дело до серьезных конфликтов.

Что же касается малых предприятий, то зачастую у них нет иного выхода, кроме как соглашаться с предъявляемыми требованиями.

Крупные предприятия находятся в привилегированном положении еще по одной причине. Большие объемы грузов, которые они провозят через границу, помогают таможне выполнять планы по таможенным сборам. Благодаря этому, как отметил один из опрошенных, таможня их «уважает», легче достигается взаимопонимание.

  • Когда ты не согласен с таможней, ты должен быть либо очень большим и сильным, и у тебя должен быть штат юристов, либо ты просто соглашаешься с тем, что говорит тебе таможня.
  • Большие компании имеют возможность защищаться и нападать на таможню. У них есть юридические отделы. А малые и средние, как правило, этого не могут. У них только один вариант: как сказали – так и делайте.

Малым фирмам часто бывает трудно разобраться в таможенных процедурах, к тому же таможенники чувствуют их юридическую беззащитность. Поэтому такие фирмы часто работают через таможенных брокеров. Это люди, хорошо знающие все входы и выходы на таможне, имеющие «хорошие отношения» с должностными лицами. Брокеры берут за свою работу значительную плату и не всегда добросовестно ведут себя по отношению к клиентам. Могут сказать, что для прохождения груза требуется взятка, хотя на самом деле никакой взятки не требуется.

  • По сегодняшним меркам одна декларация стоит у брокера около 40 тысяч рублей. Это если не возникает каких-то особых сложностей. Но если, к примеру, везут мебель, то там помимо основного товара, может быть еще 15 – 20 позиций. Фурнитура всякая и т.п. Каждый товар надо правильно описать, правильно закодировать. Умножайте на 40 тысяч. Вот и считайте.

Аналитическое обобщение

Обобщим описание неправового таможенного алгоритма, используя схему «проблема-решение».

Проблема. В таможне существует коррупция, которая вызывает негативный общественный резонанс и уменьшает платежи в бюджет. Необходимо принять меры, которые обеспечат решение проблемы, но вместе с тем не будут иметь неприемлемых и скандальных последствий.

Решение состоит из следующих шагов.

  • В качестве первого шага следует определить стоимостный объем импорта по каждому таможенному посту в предшествующий период (в динамике за несколько лет).
  • Далее необходимо установить план по величине таможенных сборов в предстоящем периоде. План устанавливается методом от достигнутого уровня. Плановую величину прироста следует дополнительно увеличить по сравнению с предшествующей динамикой (планы должны быть напряженными и мобилизующими).
  • Величина прироста показателей не должна быть слишком вольготной, чтобы сотрудники «не расслаблялись», ни чрезмерно жесткой, чтобы не «перегибать палку». Другими словами, необходимо найти оптимальную величину. Для этого по окончании планового периода следует предпринять следующие действия.
  • Оценить степень выполнения плана по каждому таможенному посту. К руководителям постов, не выполнивших план, применить репрессивные меры (освобождение от должности, возбуждение административного или уголовного дела). Если после смены двух-трех руководителей показатель выполнения планов не улучшается, предел увеличения напряженности планов следует считать достигнутым. В этом случае плановое давление следует перестать увеличивать.
  • Оценить динамику числа официально поданных административных жалоб и судебных исков со стороны импортеров, а также числа проигранных таможенниками исков. Если количество жалоб не возросло, степень давления на предпринимателей можно считать приемлемой. Если же возросло, то в избежание скандалов наращивание давления следует остановить.
  • Оценить динамику текучести кадров работников таможни исходя из следующих соображений. В прошлом доходы таможенников складывались из официальной заработной платы и неофициальных доходов (взяток). В новых условиях последние должны уменьшиться, одновременно снизится и общий доход. Это может привести к тому, что доход упадет ниже рыночно-равновесного, сотрудники начнут увольняться. Если этого не произойдет, доходы достаточны. Если возникнет тенденция к увольнениям, нужно поднять официальную зарплату (либо ослабить контроль за получением взяток).
  • Для острастки и недопущения скандалов запланировать некоторое (небольшое) количество уголовных дел как в отношении таможенников, так и в отношении предпринимателей.
  • Поскольку резервы увеличения таможенных сборов не одинаковы на разных таможенных постах, описанный выше анализ и вытекающие из него действия следует осуществлять в разрезе каждого таможенного поста. На тех постах, где предел увеличения финансовых планов достигнут, плановую величину роста таможенных сборов следует снизить, «перебросив» выпадающие объемы на те посты, где подобных явлений не наблюдается.

Последствия работы алгоритма

Описанные выше меры по борьбе с таможенной коррупции дали ожидаемые позитивные результаты. По сообщениям предпринимателей коррупция на таможне практически ликвидирована, а платежи в бюджет значительно возросли.

Вместе с тем, реформа повлекла за собой значительные издержки.

Во-первых, это моральные издержки, создающие атмосферу правового нигилизма. Предприниматели это очень хорошо понимают. Один из респондентов высказался по этому поводу так.

  • Если власть себе позволяет такое, то у нас, глядя на них, тоже возникает желание что-то для себя замутить.

Наряду с моральным вредом неправовой алгоритм наносит ущерб конкретным экономическим субъектам и обществу в целом. В нашем случае это связано с ростом трансакционных издержек во внешнеэкономической деятельности, а также дискриминаций малых и средних предприятий, занимающихся экспортно-импортными операциями.

Правительство РФ много раз заявляло о необходимости более широкого вовлечения во внешнеэкономическую деятельность малых и средних предприятий. Однако до тех пор, пока действует неправовой алгоритм, решение этой задачи будет затруднено.

Меры по наведению правового порядка

Наведение правового порядка в любой сфере экономической деятельности является более сложной задачей, чем использование неправового алгоритма.

Понятно, что в преодолении неправового алгоритма значительную роль должны сыграть стандартные меры по усилению контроля, а также переход на электронный документооборот, в перспективе автоматизация таможенных процедур.

Вместе с тем в высказываниях респондентов прозвучала специфичная причина, создающая условия для незаконного давления на предпринимателей, а именно несогласие таможенников с ценами, указанными в договорах с внешнеторговыми партнерами. Принуждение предпринимателей к изготовлению фальшивых договоров является уголовным преступлением, причем, формально ответственность за него несет предприниматель.

По мнению предпринимателей возможность предъявления неправомерных требований значительно уменьшилась бы, если бы российская таможня более активно взаимодействовала с таможнями других стран. В настоящее время, по словам предпринимателей, такое взаимодействие отсутствует.

  • Наша таможня не смотрит на таможни других стран, никак не учитывает их существование. С моей точки зрения это неправильно. Таможням надо между собой взаимодействовать. Должны быть заключены соответствующие соглашения. Нужно, чтобы таможни улучшили между собой коммуникацию и признавали, что если груз прошел через границу другого государства, то он легальный, и нет необходимости повторно доказывать его легальность.
  • Нужны договоры о взаимном признании. Ведь ситуация часто доходит до абсурда. Вопрос: это недоверие к таможням других государств? Ответ: я бы сказал, что даже не недоверие, а просто наши госорганы не обращают на них внимания. У нас вроде как суверенное государство, свои требования, по которым наши госорганы работают. До остального мира им дела нет.

В идеале, как считают предприниматели, между таможнями должен быть налажен прямой обмен информацией в электронной форме. Помимо упрощения процедур это позволит пресечь многие незаконные таможенные операции. Прозрачность работы таможни возрастет, а затраты, связанные с контролем за ее деятельностью, могут быть сокращены.

  • Нужно наладить взаимодействие с таможнями других стран в электронном формате. Страны ЕС свои декларации выпускают в течение нескольких часов, и у них есть такие же документы, как и у нас. У них тоже есть экспортные декларации, в которых указана стоимость и номенклатурный код. Контроль за соблюдением там строгий, нет необходимости проверять.

Таким образом, для наведения правового порядка необходимо инициировать межгосударственные переговоры о взаимном признании таможенных документов, унификации таможенных правил, также об установлении прямой электронной связи между таможнями и оперативном обмене информацией. Это большая и сложная работа, но ее необходимо начинать.

В качестве первоочередной меры может быть принято одностороннее решение о доверии к документам, оформленным таможнями других стран. Если есть опасения, что таможни других стран могут сообщать в документах недостоверную информацию, данный вопрос следует проанализировать. По мнению опрошенных предпринимателей эти опасения преувеличены.

В числе прочих мер целесообразно изучить вопрос о возможности создания упрощенного таможенного режима для малых партий грузов и малых предприятий (по аналогии с упрощенной системой налогообложения).

Директивные финансовые планы, устанавливаемые для таможенных постов, следует заменить прогнозными (индикативными), чтобы пресечь возможность их использования как рычага незаконного давления на бизнес.

Автор сопроводил статью комментариями для редакции. По обоюдному согласию, они опубликованы ниже:

  1. В статье отсутствуют ссылки на литературные источники и список литературы. Это связано с тем, что я не опирался ни на какие опубликованные работы. Статья написана исключительно на материалах интервью. Аналоги работ про неправовые управленческие алгоритмы мне неизвестны. Я решил не прикладывать нерелевантный обзор литературы и не использовать нерелевантные ссылки, чтобы не затруднять понимание прочитанного.
  2. В статью не включен обзор публикаций по таможне. Статья посвящена описанию не таможни, а неправового алгоритма, аналоги которого, я предполагаю, действуют во всех отраслях и частично описаны мной в других публикациях. Включение обзора таможенных проблем отвлечет внимание читателя от основной темы данной статьи.
  3. Статья предваряется эпиграфом, иллюстрирующим работу неправового алгоритма. Считаю эту иллюстрацию уместной и помогающей читателю понять главную мысль статьи. Хотя использование эпиграфов редко встречается в академических публикациях, прямого запрета на это нет. Считаю, что при принятии решения о публикации следует исходить из интересов читателей, а не формальных требований к формату статьи.

Комментарии:

Ещё на сайте: