Радио Business FM
Спустя ровно 40 лет мы снова стоим на пороге начала реализации нового крупного инфраструктурного проекта. Речь идет о «Восточном полигоне». В узком смысле это проект модернизации и увеличения пропускной способности Транссиба и БАМа с 75 до 130 млн тонн в год, реализуемый ОАО «РЖД». Но по своему значению для экономического развития страны «Восточный полигон» можно сравнить с Транссибом времен его постройки. Модернизация существующей железнодорожной инфраструктуры не самоцель, и она откроет для России целый спектр новых стратегических возможностей.
Во-первых, развитие «Восточного полигона» придаст мощный импульс экономике дальневосточных регионов и всей страны в целом. На территории Восточной Сибири и Дальнего Востока сосредоточены огромные запасы полезных ископаемых и природных ресурсов, в том числе 17-18 млрд тонн разведанных запасов каменных и бурых углей, 7 млрд тонн запасов железной руды, 11 млрд куб. м товарного леса. Имеются также значительные запасы полиметаллических руд, редкоземельных и драгоценных металлов, биологических ресурсов. Их освоение сдерживалось в первую очередь инфраструктурными ограничениями. После расшивки существующих «узких мест» на железнодорожной сети станет возможной реализация нескольких десятков крупных инвестиционных проектов, связанных с добычей и переработкой полезных ископаемых. Это, в свою очередь, неизбежно приведет к развитию и перерабатывающих производств, и энергетики, и социальной сферы. Уже сегодня эти проекты можно объединить в пять крупных групп:
– Транспорт. Основные проекты (помимо модернизации Транссиба и БАМа): реконструкция Ванино-Совгаваньского транспортного узла, завершение реконструкции автодороги Хабаровск-Лидога-Ванино;
– Металлургия и горная добыча. Основные проекты: освоение Эльгинского и Элегестинского угольных месторождений, освоение Кимканского и Сутарского железорудных месторождений и т.д. (всего более 40 перспективных проектов);
– Энергетика. Основные проекты: ТЭЦ в Советской гавани, Сахалинская ГРЭС-2, Якутская ГРЭС-2, Благовещенская ТЭЦ-2, ТЭЦ «Восточная» (Владивосток). Плюс крупные углеводородные месторождения, развитие которых все равно потребует участия железнодорожного транспорта;
– Лесная промышленность. Основные проекты: Дальневосточный центр глубокой переработки в г. Амурск, заводы по производству плит МДФ из древесных отходов;
– Строительство, тяжелое машиностроение и связанные с ним проекты. Строительство космодрома «Восточный», новых НПЗ, создание Судостроительного промышленного кластера и т.д.
Во-вторых, «Восточный полигон» откроет для России, как евразийской державы, возможность быстро и в полной мере перегруппировываться, развивать многовекторные торгово-экономические связи. Эта задача требует основательной подготовки, развития региональной экономики и транспортной сети страны. С пуском в эксплуатацию БАМа Россия получила двойной выход на Тихий океан, возможность перебрасывать грузопотоки на Восток и еще больше проявлять себя в качестве евразийской державы, но сегодня этого уже недостаточно. Активизация внешнеэкономических связей со странами АТР требует увеличения мощностей морских портов, строительства подъездных путей, перевода некоторых предприятий на Дальний Восток.
В-третьих, «Восточный полигон» позволит стране более активно интегрироваться в глобальную экономику и участвовать в развитии мировой транспортной системы. Россия получит возможность проявить себя и в качестве транзитной державы. «Восточный полигон» позволит существенно сократить сроки перевозок грузов по Транссибу (по разным оценкам, от 20 до 45%) и тем самым существенно повысить шансы железнодорожного транспорта в конкурентной борьбе за транзитные потоки из КНР в страны ЕС. Эта транспортная инфраструктура станет основной для формирования целого ряда международных транспортных коридоров, среди которых Азиатско-Североамериканская магистраль и Трансконтинентальная магистраль Европа–Россия–Азия–Америка. «Восточный полигон» включает в себя 239 крупных компонентов (инвестиционных проектов), общая стоимость которых составляет 562 млрд рублей, из которых 46% будет профинансировано государством. Масштабы инвестиций и техническая сложность создаваемых объектов требуют тщательного подхода к планированию мероприятий и подготовке проекта.
В-четвертых, развитие «Восточного полигона» даст огромный импульс для освоения новых технологий и внедрения новых конструкционных материалов, как это было при строительстве на БАМе Северомуйского тоннеля, самого большого в России и уникального по мировым меркам. Его строительство было осуществлено в совершенно необжитом краю с суровыми климатическими условиями и в районе постоянных землетрясений (сейсмичность района составляет 9 баллов). В работах испытывались механизмы и машины из десяти стран мира, а для обеспечения основных производственных процессов применялось свыше 850 единиц оборудования. Тогда были освоены современные технологии по проходке механизированными тоннелепроходческими комплексами диаметрами 4,5 и 5,6 м, скоростной проходки горным способом в широком диапазоне горно-гидрогеологических условий и др.
В-пятых, нельзя забывать и о мультипликативном эффекте, который даст развитие «Восточного полигона» для страны. Реализация инфраструктурных проектов создает в экономике синергетический эффект — возникает дополнительная прибыль в машиностроении, металлургии, энергетике, сфере услуг. А «Восточный полигон» — это еще и добывающая промышленность и лесопромышленный комплекс. Считается, что один рубль, вложенный в инфраструктуру, дает (в сопоставимых ценах) от 2,7 до 8 рублей прироста ВВП на горизонте 10-15 лет. При таком раскладе даже при самом неблагоприятном развитии событий возврат вложенных средств возможен уже в среднесрочной перспективе.
Наконец, «Восточный полигон» — это в значительной мере геополитика. В нынешней непростой ситуации, когда Россия (во многом вынужденно) совершает поворот от Европы к Азии, реализация проектов «Восточного полигона» позволит упрочить позиции страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе, установить международную кооперацию и взаимовыгодное сотрудничество в различных сферах, в том числе экономической, военной и ряде других, и тем самым способствовать созданию того самого сбалансированного многополярного мира, о котором так много говорится с самых разных трибун в последние годы.