Выступление на конференции молодых ученых “Создание дохода, накопление национального богатства, формирующиеся рынки и новые мировые финансы”
Презентация
Тезисы выступления
В современной экономике нет четкого определения крайне популярного термина – безусловного базового дохода. Сама идея не похожа на научную концепцию, а скорее предлагает руководство по переустройству мира. Основная ее суть в том, чтобы государство выплачивало каждому человеку определенную сумму денег на регулярной основе — просто так, за то, что он есть. По мнению сторонников безусловного дохода, это должно сделать людей свободнее, позволить им меньше работать и реализовать себя как личностей.
В современном мире данная концепция очень утопична, жители даже богатых развитых стран (Швейцария) не готовы на референдуме выразить ей согласие. Гораздо реальнее представляется введение отрицательного подоходного налога, который, возможно, станет первым шагом на пути к безусловному базовому доходу.
В 2017 году среднедушевой прожиточный минимум в Российской Федерации составил 10 329 рублей в месяц. Учитывая, что население страны составило 146,8 млн человек на начало 2017 года, необходимо было 1 516 297 млн. рублей в месяц для обеспечения всех жителей прожиточным минимумом.
Давайте предположим, что Правительство РФ решило выплачивать каждому гражданину данную сумму в рамках борьбы с неравенством и обеспечением социальных обязательств. В качестве способа финансирования данной инициативы выберем отрицательный подоходный налог: для обеспеченных слоев населения данная сумма превратится в налоговый вычет.
Согласно данным Росстата, в 2016 году в России доля населения с доходами ниже 10 500 рублей находилось примерно 29 млн. человек — см. Таблицу 1. Таких людей данная мера сможет вытащить из бедности.
Таблица 1. Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов, в процентах
Все население | 100 |
в том числе со среднедушевыми денежными доходами в месяц, руб.: | |
до 7 000,0 | 6,0 |
от 7 000,1 до 9 000,0 | 5,0 |
от 9 000,1 до 12 000,0 | 8,8 |
от 12 000,1 до 15 000,0 | 9,1 |
от 15 000,1 до 20 000,0 | 14,0 |
от 20 000,1 до 25 000,0 | 11,6 |
от 25 000,1 до 30 000,0 | 9,2 |
от 30 000,1 до 35 000,0 | 7,3 |
от 35 000,1 до 40 000,0 | 5,7 |
от 40 000,1 до 50 000,0 | 7,9 |
от 50 000,1 до 60 000,0 | 5,0 |
от 60 000,1 до 70 000,0 | 3,2 |
свыше 70 000,0 | 7,2 |
Источник: оценка на основании данных выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств и макроэкономического показателя денежных доходов населения.
На основе данной таблицы я провёл свои расчёты, представленные в таблице ниже — см. Таблицу 2
Таблица 2. Результаты расчетов
Я исходил из концепции, что слоям населения, получающим доходы, меньше прожиточного минимума, необходимо установить такой налог после введения доплаты, что в результате они будут получать примерную величину прожиточного минимума — 10 500 рублей и чуть выше — необходимо сохранить первоначальную дифференциацию различных групп.
В результате удалось обеспечить все группы населения доходами, равными или превышающими прожиточный минимум. Резкий скачок у четвертой группы позволит избежать институциональной ловушки — выгодно работать и самому обеспечивать свой доход выше прожиточного минимума, тогда доход сразу перейдёт с уровня 11 281 рублей до уровня 19 387 рублей. Налог прогрессивный, для каждой группы (если не брать в расчёт первые), ставка возрастает на 5%. В результате внедрения данного налога сократится неравенство доходов населения и получится обеспечить всем жителям приемлемый уровень жизни.
Однако данная система провоцирует людей скрывать свои доходы. Очевидно, что часть населения, представленного в «богатых» когортах с доходом свыше 37 500 рублей до налогообложения скроет свои доходы и станет декларировать доходы в диапозоне от 13 500 до 32500 рублей. В этом случае возникнет определенный дефицит в финансировании субсидии, т. к. уменьшатся сборы.
Однако, помимо этого, будет ускорена инфляция из-за резкого увеличения платежеспособности групп населения с низким доходом. Это в свою очередь приведет к тому, что прожиточный минимум придётся повышать, т. к. 10500 рублей уже не будут соответствовать реальному положению дел.
Исходя из этого стоит отметить, что несмотря на то что неравенство будет уменьшено, система не придёт в равновесие. Необходимо будет ежегодно менять ставки и размеры выплат.