Рассмотрение проблем преобразования российской электроэнергетики предваряется обобщением ее макроэкономических функций: надежное удовлетворение электро- и теплоэнергетических потребностей секторов экономики и населения – основное условие современного развития России. Обосновывается, что государственная политика по реформированию электроэнергетики должна обеспечивать гарантии необходимого объема поставок продукции этой отрасли на внутренний рынок и уровня цен, приемлемого для отраслей обрабатывающей промышленности и домашних хозяйств с точки зрения поддержания инвестиционного и потребительского спроса.

Далее…

Автор статьи, Виктор Иванович Ишаев, известен как руководитель одного из крупнейших российских регионов Хабаровского края. Как управленец он успешно разрешал самые различные, в том числе и весьма острые, социально-экономические проблемы своего региона. Вместе с тем В.И. Ишаев – специалист по концептуальным вопросам развития российской экономики. Во многом именно поэтому осенью 2000 г. ему было поручено возглавить рабочую группу Государственного Совета России по разработке стратегии развития государства на период до 2010 г., в составе которой была представлена и Академия наук.

В настоящей статье В.И. Ишаев предложил свое понимание роли регионов в российской экономической истории последних 10 лет. Его взгляд особенно ценен тем, что он, в силу своего знания и практического опыта, всесторонне рассматривает проблему экономического взаимодействия центра и регионов. Описывая характер этого взаимодействия, В.И. Ишаев приходит к выводу, что в последние годы административно-хозяйственная деятельность на региональном уровне стала важнейшим фактором макроэкономической динамики в стране. Произошло это не столько по желанию самих регионов, сколько по логике экономической жизни. Различные хозяйствующие субъекты – население, предприятия, органы власти на местах – в условиях неадекватной экономической политики федерального правительства вынуждены были самостоятельно решать проблему собственного выживания. И именно эта адаптивная способность экономических агентов предотвратила коллапс российской экономики в условиях тяжелейшего экономического кризиса, а в дальнейшем стала важ-ным фактором компенсационного экономического роста в 1998-2001 гг. Российские регионы в этих условиях сыграли консолидирующую роль, объединив усилия всех хозяйствующих субъектов по выходу из тяжелой экономической ситуации.

В то же время в статье показано, что с точки зрения долгосрочного развития такой способ организации экономической жизни в стране очень неэффективен. Темпы экономического роста в стране не могут быть высокими, если центральная власть и регионы в большинстве ситуаций противостоят друг другу вместо того, чтобы объединять свои ресурсные потенциалы. Поэтому в настоящее время важнейшей задачей является выработка такой экономической стратегии, которая позволила бы согласовать интересы всех уровней власти и всех хозяйствующих субъектов в стране и обеспечить их совместную работу на благо национальной экономики.

Далее…

В статье описывается двухсекторная имитационная модель макроэкономики, построенная на основе системы национальных счетов (СНС). Обсуждаются цели моделирования, основные методические принципы построения модели, использованные принципы прогнозирования в рам-ках сценарного подхода, а также некоторые результаты, связанные с опытом использования модели. В приложениях представлена схема материально-финансовых потоков в модели и ее математическое описание в стратифицированной форме.

Далее…

В статье представлены результаты совместных исследований Института народнохозяйственного прогнозирования РАН и Института экономического прогнозирования НАН Украины по разработке среднесрочного макроструктурного прогноза развития экономики Украины. Основное внимание уделено анализу влияния альтернативных вариантов внешнеэкономической ориентации Украины на динамику и структуру украинской экономики в ближайшие пять лет.

Далее…

Цель работы – обобщение некоторых теоретических и практических аспектов вексельного об-ращения и опыта, который приобрела Россия за годы реформ. В ходе предварительного исследования вексельного рынка России был сформулирован ряд вопросов, имевших цель глубже прояснить ситуацию, выявить недостатки, провести аналогии с рынками экономически развитых стран, очертить возможные пути развития вексельного рынка, определить факторы, влияющие на его объемы, лидерство разных видов векселей, эффект воздействия на рынок со стороны государства, отечественную и зарубежную практику их переучета. Данные вопросы были заданы специалистам по вексельному рынку, работающим в финансовых компаниях. Ряд ответов, отражающих различ-ные точки зрения, обобщен и структурирован по тематическим группам, а также дополнен материалами из различных информационных источников.

Далее…

Жизнедеятельность общества неотделима от использования трех основных видов потоков: естественных, порожденных природой, миграции людей и человеческой деятельности. Всеобщим наиболее доступным и продуктивным объектом управления являются потоки третьего вида, играющие на современном историческом этапе ведущую роль в общественном производстве. Статья посвящена управлению составной частью потоков третьего вида – материальных, охватывающих движение натурально-вещественных продуктов труда, особенно в их товарной форме.

Далее…

В статье обосновывается необходимость качественного изменения модели участия России в глобализирующихся мирохозяйственных связях, рассматриваются направления укрепления позиций России в мировой торговле и преодоления сложившейся в международном перемещении ресурсов роли страны как нетто-инвестора, должника и экспортера сырья, анализируются причины слабой конкурентоспособности многих секторов экономики и условия мобилизации и наращивания конкурентного потенциала национальных предприятий.

Далее…

Выступление автора следует в русле его взглядов о том, что перестройка экономики – эволюционный процесс, включающий реформирование существующих институтов, и что экономическая трансформация требует не только понимания роли цен и рынка, но и принятия во внимание позитивных функций государства. Для облегчения интеграции в мировую экономику необходима прежде всего не полная открытость национальной экономики сразу, а долговременная политика государственных ограничений – пошлин, тарифов и т. п. как инструментов поддержки внутреннего производителя и привлечения прямых зарубежных инвестиций.

Далее…