Выступление: “Проблемы достижения технологического суверенитета России в условиях форсированного импортозамещения”

Выступление состоялось в рамках прошедшей 22-24 марта 2023 г. V-й Всероссийской научно-практической конференции «Анализ и прогнозирование развития экономики России», организованной ИНП РАН и ИЭОПП СО РАН.

Презентация

Тезисы

Опубликованы в сборнике Экономическая политика России в межотраслевом и пространственном измерении : материалы конференции ИНП РАН и ИЭОПП СО РАН по межотраслевому и региональному анализу и прогнозированию (22-24 марта, Россия, Московская область). Том 5

Проблемы достижения технологического суверенитета России в условиях форсированного импортозамещения

В дискуссиях, начавшихся с лета-осени 2022 г., все время, когда возникал вопрос о технологическом суверенитете России, зачастую происходило неявное отождествление концептов «независимости» и «суверенитета». Они близки по смыслу, однако отличия всё же есть. Независимость – в простейшем негативном смысле – это самостоятельность принятия решений субъектом, отсутствие его подчинения кому-либо. В политическом аспекте она определяет то, что государство самостоятельно принимает собственные решения в части своего развития и не подчиняется никакой силе. Суверенитет (через нем. Souveränität от фр. souveraineté – верховная власть, господство) – в современных реалиях (если отвлечься от многочисленных историко-правовых концепций) фиксирует определённые ограничения независимости, но в позитивном смысле подразумевает не только верховенство государственной власти в принятии решений, но и предполагает возможности в реализации этих решений. Перенося эти суждения на сферу развития технологий, можно сделать вывод: технологический суверенитет должен означать создание и эффективное функционирование системы государственного управления научно-технологическим развитием (НТР). Поскольку ни одно государство не обладает полным технологическим суверенитетом, то политика по его достижению будет означать деятельность, включающую формирование приоритетов в сфере «исследований и разработок», ориентированных на достижение технологического суверенитета и их имплементацию при государственном контроле. Важно, что обеспечение технологического суверенитета, особенно для стран, являющихся импортерами технологий, осложняется глобальным трендом на цифровизацию [1].

Одна из ключевых проблем НТР применительно к российской экономике заключается в том, что в настоящее время уже невозможно повторить путь догоняющего развития в тех классических формах, которые были успешны в 1970-2000-е годы. Причем, поскольку российская экономика не имеет полного набора собственных передовых, критических и сквозных технологий, а передовые критические и сквозные технологии необходимо активно внедрять уже сейчас, то необходимо использовать зарубежные технологические решения. Соответственно, возникает проблема достижения сложного, динамического «баланса» между потребностями экономики РФ в сквозных и критических технологиях «здесь и сейчас», которые можно удовлетворить только за счет импортных технологий, и формированием механизмов, стимулирующих разработку отечественных аналогов, для постепенного замещения таких технологий и движения к технологическому суверенитету. На этом пути уже кое-что сделано. В феврале т.г. Минэкономразвитию РФ было поручено обеспечить образование межведомственной комиссии по технологическому суверенитету и структурной адаптации экономики, а Правительство РФ утвердило перечень приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики России [2, 3].

Ключевая задача на ближайшее время: перелом сложившихся в 2022 г. негативных тенденций нарастания ограничений для российских игроков на мировом рынке технологий и инвестиционных товаров и постепенный переход к системному формированию позитивных изменений. Это требует активного перевооружения производственно-технологической базы промышленности, что предполагает: 1) параллельный импорт машин и оборудования, 2) дружественное импортозамещение, 3) развивающее отечественное импортозамещение. Заметим, что параллельный импорт и форсирование переориентации импорта с недружественных на сотрудничество с конструктивными и нейтральными странами не обеспечивает рост технологической конкурентоспособности национальной экономики, и только третье слагаемое – развивающее отечественное импортозамещение – обеспечивает НТР и повышение эффективности экономики (см. [4]).

Итоговый вывод: технологический суверенитет – это эффективное функционирование системы государственного управления НТР и воспроизводство под национальным контролем определенного набора критических и сквозных технологий и, соответственно, условий масштабного производства продукции на их основе, которые обеспечивают устойчивую возможность государства и общества ставить и реализовывать собственные национальные интересы.

Технологический суверенитет принципиально не может достигаться внутри отдельно взятой страны, его нужно рассматривать как некоторую последовательность состояний взаимодействия сфер разработки технологий и производства, достигаемых в рамках взаимодействия с другими государствами, но обязательно за счет создания и развития в России определенных уникальных компетенций и технологий.

Нерешенная проблема, которую придется решить в ближайшие годы – какова цена технологического суверенитета и как будут обосновываться и поддерживаться приоритеты по воспроизводству необходимых технологий: как сформировать их внутреннюю согласованность между собой?

Важно, что перспективы НТР и промышленного развития, в свою очередь, предполагают выделение разных стратегий и приоритетов деятельности на разных уровнях: от Союзного государства России и Белоруссии и ЕАЭС до стран БРИКС.

Литература и информационные источники

  1. Ilves L., Osula A.-M. (2020) The Technological Sovereignty Dilemma – and How New Technology Can Offer a Way Out // European Cybersecurity Journal. – Vol. 6. Issue – P. 24-35. – URL: https://m.guardtime.com/files/Ilves_Osula.pdf (дата обращения 01.09.2023).
  2. Ведомства разработали приоритетные направления технологического суверенитета. Министерству поручено обеспечить образование межведомственной комиссии по технологическому суверенитету и структурной адаптации экономики //ТАСС, 16 февраля 2023 г. – URL: https://tass.ru/ekonomika/17070297 (дата обращения 01.09.2023).
  3. Об утверждении приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики РФ и Положения об условиях отнесения проектов к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики РФ, о представлении сведений о проектах технологического суверенитета и проектах структурной адаптации экономики РФ и ведении реестра указанных проектов, а также о требованиях к организациям, уполномоченным представлять заключения о соответствии проектов требованиям к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики РФ. Постановление Правительство РФ от 15 апреля 2023 г. № 603. – URL: http://static.government.ru/media/files/8JsiO5kSItJA1g5IHhGd5qiQVACelECn.pdf (дата обращения 01.09.2023).
  4. Фролов И.Э. Проблемы перехода к инновационноемкому развитию российской экономики в условиях форсированного импортозамещения / И.Э. Фролов, В.Н. Борисов, Н.А. Ганичев // Проблемы прогнозирования. – 2023. – № 4. – С. 67‑81. DOI: 10.47711/0868-6351-199-67-81 – URL: https://ecfor.ru/publication/importozameshhenie-investitsionnoj-tehniki-innovatsionnoemkoe-razvitie-ekonomiki/ (дата обращения 1.9.2023).

Комментарии:

Ещё на сайте: