Презентация: “Прогнозирование ускоренного обновления основного капитала в России с использованием динамической межотраслевой модели”

Темы выступления:

Две группы климатических рисков: природно-климатические и климатически обусловленные. Оборотная сторона мер по борьбе с климатическими рисками. Как эффективно управлять климатическими рисками? Климатический мейнстрим: насколько эффективен набор предлагаемых мер. Какой ущерб от климатических бедствий? Приоритеты глобальных рисков. Радикальная реструктуризация экономики и обеспечение нулевых нетто-выбросов. Оценка эффективности модели низкоуглеродной экономики. Эффективное управление климатическими рисками. Случай Китая.

Выступление прошло в рамках совместной конференции ИНП РАН и ИОЭПП СО РАН 21-22 марта 2019. Программа конференции и видео выступлений других участников здесь.

Презентация

Тезисы

Влияние ускоренного обновления основного капитала на развитие экономики России*

Аннотация. В докладе анализируется состояние основных фондов в России, оцениваются необходимые параметры ускоренной замены устаревшего основного капитала. С использованием динамической межотраслевой модели выполнено три варианта прогноза развития экономики России на период 2019-2024 гг. с целью оценки влияния ускоренного обновления основного капитала на параметры экономического роста.

Данная статья является продолжением исследований проблемы низких темпов роста инвестиций и ухудшения динамики обновления капитала в экономике России, дискутируемых в работах многих российских экономистов.

Основная идея выполненных расчетов, связанных с оценкой ускоренного обновления основных фондов в период 2019-2024 гг., состояла в том, чтобы сделать прогноз необходимых инвестиций для обеспечения постепенного приближения нормативов возмещения выбытия основного капитала к нормам амортизации, используемым в бухгалтерском учете и отражающим технически обоснованные сроки службы основного капитала. Далее, с использованием увеличенных коэффициентов возмещения выбытия, произвести оценку влияния ускоренного обновления основного капитала на темпы экономического роста в России с применением динамической межотраслевой модели.

Выводы по результатам прогнозных расчетов сводятся следующему.

  1. Даже в инерционном варианте, в котором среднегодовой темп прироста ВВП в 2019-2024 гг. составляет 2,7 %, среднегодовой темп прироста инвестиций в основной капитал должен составлять 6,0% или превосходить среднегодовой темп прироста этого показателя в 2017-2018 гг. (4,1%) примерно в 1,5 раза.
  2. Для ускоренного по сравнению с текущим уровнем обновления основного капитала, ориентированного на нормативы амортизации, необходим среднегодовой темп прироста инвестиций в основной капитал 7,4%, в том числе по машинами и оборудованию 8,8 % и по зданиям и сооружениям 6,3%. Фактически это нижние границы темпов прироста инвестиций в ОФ в 2019-2024 гг., ниже которых будет продолжаться деградация производственного аппарата в России.
  3. Ускоренное обновление основного капитала, в результате которого среднегодовой темп прироста инвестиций в основной капитал увеличивается до 7,4%, приводит к увеличению среднегодового темпа прироста ВВП с 2,7% до 3,6%, валового выпуска – с 2,7% до 3,3%, в том числе валового выпуска первого подразделения с 3,1% до 3,7% и валового выпуска второго подразделения – с 2,0% до 2,6%. Темп прироста ВВП за весь прогнозный период возрастает с 17,6% до 23,4%.
  4. Обеспечение экономического прорыва, выражающегося в увеличении ВВП к 2025 г. в 1,5 раза, требует среднегодового прироста инвестиций примерно 11,5%, в том числе среднегодового прироста инвестиций в машины и оборудование 13% и в пассивную часть ОФ 10,4%. По сравнению со среднегодовыми темпами прироста инвестиций в ОК в 2017-2018 гг. (4,1%) необходимо увеличить прирост инвестиций примерно в 3 раза.
  5. В результате ускорения обновления ОФ, обеспечивающего увеличение темпов экономического роста, структура валового выпуска меняется в направлении уменьшения доли следующих ВЭД: сельского хозяйства, добычи нефти, добычи газа, производства нефтепродуктов, торговли, транспорта, операций с недвижимым имуществом, управления и обеспечения военной безопасности. Одновременно возрастает доля: машиностроения, строительства, химических производств, производства черных и цветных металлов, производства готовых металлических изделий, производства строительных материалов. Иначе говоря, структура валового выпуска перераспределяется в направлении увеличения доли отраслей инвестиционного комплекса и связанных с ними ВЭД.

Полученные по результатам прогнозных расчетов выводы не являются неожиданными. Их новизна состоит в количественной оценке параметров темпов прироста инвестиций, необходимых для ускоренного обновления основных фондов в соответствии с их нормативными сроками службы, и оценке структурных изменений валового выпуска экономики России, необходимых для перехода к более высоким темпам экономического роста.

Необходимость корректировки экономической политики. Существенное ускорение роста инвестиций и, как результат, – увеличение темпов роста всей экономики возможно лишь в условиях изменения монетарной и фискальной политики в направлении реализации комплекса известных в мировой практике мер по стимулированию экономического развития. На эту тему в последние годы вышло большое количество публикаций, в которых авторы призывают Правительство РФ и Банк России проводить более активную и нацеленную на ускорение экономического роста политику. Назовем некоторые важнейшие, на наш взгляд, меры по стимулированию экономического роста.

Меры монетарного стимулирования со стороны Банка России должны включать:

  • проведение политики менее жесткого процента с целью стимулирования потребительского спроса и инвестиций в отношении широкого круга экономических агентов, без чего невозможен устойчивый рост экономики; возросший потребительский и инвестиционный спрос простимулируют производство, что, в свою очередь, является фактором, противостоящим инфляции;
  • обеспечение роста насыщенности экономики кредитами, в том числе, с использованием целевого финансирования инвестиционных проектов с использованием эскроу-счетов в коммерческих банках;
  • отказ от концепции стерилизации «избыточной» ликвидности;
  • введение мягких рыночных ограничений для вывода капитала резидентами, используемых в международной практике, например, в виде специального налога (эта мера одновременно и фискального характера).

В области фискальной политики можно выделить следующие меры:

  • снижение налоговой нагрузки, то есть увеличение финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении бизнеса для целей развития;
  • расширение налоговых стимулов, связанных с модернизацией производства и длинными инвестициями;
  • масштабные инвестиции государства в инфраструктуру, науку и образование с использованием части средств, полученных федеральным бюджетом в 2018 г. в результате существенного роста цен на нефть;
  • увеличение инвестиций государства в корпоративные долги на публичном рынке, связанные с модернизацией и развитием предприятий.

К сожалению, практические действия Правительства России и Банка России во второй половине 2018 г. – начале 2019 г. имели направленность, противоположную стимулированию экономического роста. Центральный Банк дважды поднял ключевую ставку и оставил ее на прежнем уровне в конце первого квартала 2019 г., а Правительство России с начала 2019 г. увеличило НДС с 18% до 20% в условиях исполнения бюджета 2018 г. с существенным профицитом. И в теоретическом, и в практическом аспектах обе эти меры имеют своим следствием замедление экономического роста. При этом увеличение НДС противоречит цели Банка России по таргетированию инфляции. Поэтому другой важнейший аспект в обеспечении ускорения роста экономики России состоит в формировании команды профессионалов, которые реально разделяют амбициозные цели ускорения экономического роста и способны предложить механизмы их практической реализации.
 
 

* Доклад подготовлен в рамках проекта №АААА-А17-117022250127-8 «Инновационные и экологические аспекты структурной трансформации российской экономики в условиях новой геополитической реальности» программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 гг.

Комментарии: