ТВ: ОТР – “Кирилл Янков: Чтобы довести архаичные радиальные направления до состояния МЦК, нужны сотни миллиардов рублей”


Общественное телевидение России (ОТР), программа “Тема часа” от 03 сентября 2018 года с участием заведующего лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Кирилла Янкова.

Расшифровка передачи

Константин Чуриков: Понимаешь, Оксана, есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе, это науке не известно.

Оксана Галькевич: Сие науке не известно!

Константин Чуриков: Но совершенно точно оценена стоимость развития железных дорог пригородного сообщения, в частности, в рамках Московского транспортного узла. Вот Минтранс оценил этот проект в триста пять миллиардов рублей. Деньги пойдут на что? Пойдут на реконструкцию малого кольца МЖД, на развитие МЦК, это московское кольцо, и на московские, вот это особенно интересно, центральные диаметры.

Оксана Галькевич: Ну помимо Московского транспортного узла есть ещё проект коммуникаций между центрами экономического роста, и он включает развитие пригородного сообщения ещё в нескольких городах, не только в Москве, к счастью друзья, но правда на него предполагается направить почти восемь раз меньше, чем на одну только нашу столицу, нашей Родины. Минтранс предложил потратить, вот ещё одна такая информация, больше трёхсот миллиардов на московские электрички, это позволит увеличить пассажиропоток в узле к 25-му году до миллиарда шестисот миллионов рублей. То есть, увеличить на миллиард, по сравнению с 12-годом. О, вот это серьезно!

Константин Чуриков: Вот это всё серьёзно и мы хотим задаться вопросом, а почему опять всё электрички приходят в Москву, а почему именно сюда устремлены все финансовые потоки развития коммуникаций.

У нас в студии Кирилл Янков, заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, Кирилл Владимирович, здравствуйте!

Оксана Галькевич: Здравствуйте!

Кирилл Янков: Здравствуйте!

Константин Чуриков: Логично всё это?

Оксана Галькевич: Кирилл Владимирович, скажите, вот такой вопрос, прости, Кость. Ну понятно, что проблемы нужно менять по степени накопившегося напряжения. Может быть эти цифры они не удивительны? Может быть действительно вот этот Московский транспортный узел, ценрт, столица, здесь и проблем больше накопилось, поэтому и средства такие существенные?

Кирилл Янков: Ну конечно, московская агломерация – это двадцать миллиардов человек. Двадцать миллионов, извините.

Оксана Галькевич: Мы уже обрадовались, как приросла страна!

Кирилл Янков: Двадцать миллионов, да? Агломерация Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Новосибирска ну это примерно полтора – два миллиона, в зависимости от того, как считать. Масштаб проблем совершенно другой. Если Московское центральное кольцо было реконструировано, модернизировано и все видят, как оно стало отличаться, то радиальные направления электричек – это наследие пятидесятых, шестидесятых, семидесятых годов. И по расположению платформ и по качеству этих платформ, по надземным и подземным пешеходным переходам и по подвижному составу, хотя он сейчас начал обновляться, всё равно, это – крайне архаичная система. И естественно, чтобы вывести вот эти центральные диаметры на тот уровень, который уже москвичам показан по кольцу, вот на Московском центрально кольце москвичи пассажиры они увидели, какой может быть уровень железной дороги в агломерации.

Оксана Галькевич: Эффект почувствовали на самом деле, да?

Кирилл Янков: Конечно. Вот чтобы довести радиальные направления хотя бы до такого состояния нужны, действительно, десятки и сотни миллиардов.

Константин Чуриков: Кирилл Владимирович, но когда есть, с чем сравнивать, когда мы видим, что в Москве и когда мы видим, что в регионах, ну хотя бы в сюжетах видим, которые нам корреспонденты присылают, нам вот то, что в московском ЖД узле совсем не кажется архаикой. Более того, нам это кажется весьма продвинутым уровнем пригородного сообщения.

Давайте сейчас спросим наших зрителей в целом по стране, смотрит же не только и не столько Москва,

– Вам нужны электрички? Отвечайте, пожалуйста «да» или «нет», смс-портал 5445, принимает ваши ответы, всё это бесплатно. Через полчаса подведём итоги и можно позвонить. Вот если вы живёте где-то, где отменена электричка, её не хватает, она нужна..

Оксана Галькевич: Вот, например, Воронежская область, нам пишут оттуда – « У нас электрички всё больше отменяют». Вот друзья, позвоните и назовите конкретную станцию, населённый пункт, как вы пользуетесь, как часто вам нужна эта электричка, поделитесь в прямом эфире своей историей. Всё совершенно бесплатно и телефон и смс-портал.

Константин Чуриков: Скажите, Кирилл Владимирович, все-таки развивать пригородное надо именно вокруг Москвы, как такого центра силы, главного рынка труда в стране, или все-таки вот эти региональные рынки пассажирских перевозок, ну как рынки, как соц. Услуга, они всё-таки нужны людям, они важны стране?

Кирилл Янков: Развивать надо там, где есть пассажиропотоки, достаточные для железной дороги. Ведь 40 человек в час, 50 человек в час увезёт и маршрутка. 100 – 200 человек в час увезет автобус, а вот уже 5000 человек в час автобус уже не увезёт. Там, где 5000 человек в час и больше это уже для электрички.

Оксана Галькевич: В час?

Кирилл Янков: В час.

Оксана Галькевич: То есть, мы считаем от пяти тысяч?

Кирилл Янков: В пик. Где то пиковые часы. Восемь – девять утра. Несколько тысяч человек в час – этот пассажиропоток автобусом уже не может быть вывезен. Он вывозится, как правило, внеуличным транспортом, железнодорожным. Нгде естьметро, хорошо, что оно есть, но метро гораздо дороже. А железные дороги есть и не все они в нашей агломерации должным образом используются. Вот использовали окружную железную дорогу в Москве, реконструировали, сделали малое кольцо, оно стало возить пассажиров. Радиальные направления используются, но там сейчас в час пик в Москву не проехать. На многих станциях не сесть, народу много, электрички ходят с интервалом в пять минут и не получается. Что надо делать? Дальнейшая реконструкция, как строительство новых путей, так и сокращение интервалов. Удлинение составов, переход на двухэтажные составы, двухэтажные составы не в аэроэкспрессе нужны в первую очередь, а на наиболее загруженных радиальных направлениях. Ну и наконец – инфраструктура. Вот какие мы видим станции, нВ московском центральном кольце, а уже до этого их увидели в Сочи, а ещё до этого, в 2012-м году во Владивостоке, когда готовились к саммиту АТЭС, там тоже построили несколько станций, которые по своему уровню напоминают московское центральное кольцо.

Оксана Галькевич: Это очень приятно, что Москва не первая узнала о том, как приятно может выглядеть.

Константин Чуриков: Приятно, что мы всегда к чему-то готовимся.

Оксана Галькевич: Из неизвестного региона нам пишут, не определился, что на вокзалах с платформой без укрытия, когда ливень, ты весь мокрый, когда снег, тоже весь промокаешь, пока дойдешь до вагона.

Кирилл Янков: конечно, конечно. Пассажиры в крупных агломерациях давно заслужили современные и качественные остановочные пункты, станции и вокзалов. Другое дело, что где-то…

Константин Чуриков: А в небольших, извините, агломерациях нет?

Кирилл Янков: Знаете, ну там, где одна электричка в день из четырёх вагонов вывозит 10 пассажиров потому, что другого транспорта нет, ну там уж хоть как-нибудь и без навеса и без укрытия. Там уж можно и под зонтиком, хотя в перспективе хотелось бы, чтобы и там станция была.

Оксана Галькевич: Ну подождите, у нас автобусные остановки с козырёчком стоя же все-таки вдоль дорог, вдоль трасс.

Кирилл Янков: Ну козырёчки, имеется в виду, надо поставить везде. Не везде нужно накрывать всю платформу, как на московскомцентральном кольце.

Оксана Галькевич: А, ну понятно. Давайте звоночек привем, у нас Волгоградская область на связи, Владимир. Владимир, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте!

Оксана Галькевич: Слушаем Вас!

Зритель: Вот у нас такая проблема. В перестройку отменили поезд у нас Волгоград – Урюпинск, это 350 километров. Сейчас можно доехать только на маршрутках, очень неудобно.

Константин Чуриков: 350 километров на маршрутке, простите? По вашим Волгоградским лорогам?

Зритель: Да очень тяжело. Было 14 вагонов, почему отменили? 14 вагонов – это очень много пассажиров ездило, в центр в Волгоград. Кто лечиться, кто к родственникам. И вот такая вот проблема. Обещали решать. Даже вот юбилей города у нас, 400 лет вот будет 15 сентября. Но никак пока.

Зритель: Владимир, да к тому же у вас город на всю страну известный. У вас уже город является брендом своеобразным. А вот как, между собой администрации могут договориться? Вашего города и Волгограда, чтобы каким то образом наладить сообщение?

Зритель: Ну пока никто как-то не может договориться, поему-то.

Константин Чуриков: Да, спасибо за Ваш звонок.

Кирилл Янков: Ну так комментирую. Город Урюпинск находится на линии Москва – Грязи – Волгоград и доехать поездом можно. Московские поезда, которые идут по маршруту Москва – Волгоград, они имеют остановку в Урюпинске. Но московские поезда – там плацкартные, купейные и СВ.

Оксана Галькевич: Это поезда дальнего следования, верно?

Кирилл Янков: Если бы был нормальный вагон с креслами, для местных пассажиров, то при удобном расписании пассажиры могли бы пользоваться этим вагоном, садиться в Урюпинске, и ехать в удобных межобластных креслах до Волгограда. К сожалению, видимо так не получается. Видимо есть ещё одна штука, котогое наше государство никак не может решить. Пригород – это только до 200 километров. Но у на во многих крупных областях, вот Волгоградская крупная область, в пределах одной области 350 километров. А это уже не пригород.

Оксана Галькевич: В пределах 200 километров там никого нет, там степь да степь.

Кирилл Янков: И область не может заказать. Это может только федеральная пассажирская компания такой поезд назначить. Но область заказать своей пригородной компании такой маршрут, на 350 километров, не может.

Оксана Галькевич: А вот кстати. Я хотела Вас спросить, а всегда ли вот такие решения о том, что тот маршрут или иной, с электричками, или вот вагон специального назначения, заказывается или отменяется, принимается в соответствии с той самой проходимостью, о которой вы сказали? Есть эти самые 5000 человек в час, или их нет, или решение все-таки принимается исходя из того, что это нагрузка на региональные бюджеты, а региональные бюджеты зачастую этих денег не имеют? Вот нам сейчас звонила Волгоградская область, а это не самый богатый регион.

Кирилл Янков: Ну и не самый бедный. Там очень промышленность в Волгограде, там и нефть даже на территории Волгоградской области добывается.

Оксана Галькевич: А мы не знали!

Кирилл Янков: Да, регион не самый бедный. Понимаете, дело в том, что во всём мире пригородное железнодорожное сообщение в той или иной форме датируется государством. Почему? Государство заинтересовано по ряду причин, чтобы люди меньше ехали в автобусах и больше ехали в поездах. Ну какая причина? Безопасность. Вот Вы занете, что безопасность движения поездов – это примерно в 10 раз выше, это самый безопасный вид транспорта, железная дорога. Дальше. Экология, охрана окружающей среды. От автомобилей, от автобусов вредные выбросы. Ну от поездов они тоже есть, если это тепловоз, но все равно тепловоз, который тащит много вагонов, выбрасывает гораздо меньше вредных веществ в атмосферу, чем большое количество автобусов, куда можно пересадить пассажиров поезда. По многим причинам государство заинтересовано. В конце концов меньше автодорог надо строить, если люди больше ездят поездами.

Оксана Галькевич: Вот это – плохая причина. Вот эта причина мне не нравится. Пусть строят, пусть строят.

Константин Чуриков: Вы знаете, я вам скажу так, что проходимость и будет нулевая, если не будет возможности. Это к вопросу все-таки о яйце и курице. Если нет сообщения, то и проходимости там никакой не будет.

Давайте послушаем Ирину из Подмосковья, добрый вечер, вернее добрый день! Мы тоже переучиваемся на дневной лад.

Оксана Галькевич: Здравствуйте!

Зрительница: Алё?

Константин Чуриков: Да, говорите пожалуйста.

Зрительница: Я сама живу в Московской области, но постоянно езжу в сторону Калуги. Наверно, ваш гость подумает, что вариант идеальный, но ничего подобного. Я если пытаюсь сесть, на Лесном городке и пытаюсь доехать до Калуги, я выбирала другое время, разное выбирала, будни и выходные дни. Эффект совершенно одинаковый. Правктически, я уже не молодоцй человек и мен уступают место, а так приходится ехать чуть ли не до Балабаново стоя. А в выходные и праздничные дни, это только не на крыше. Дело в том, что электрички идут там в среднем где-то два споловиной часа там, получается расстояние между электричками. Причём, ни утромне сядешь, и вечером не сядешь на 18-ти часовые которые из Москвы выходят и через нас идут. Электрички хорошие, электрички обновился как-бы состав, современные с кондиционером, здесь ничего не скажешь. Я часто разговариваю с работающими, едущими в эту сторону людьми. Очень все недовольны. И точно такие же претензии. Все считают, что надо бы ещё ну хотя бы две электрички, особенно вот в такое ходовое время.

Константин Чуриков: Ну да, а то получается какое-то китайское метро. Где там ещё – впихнём, впихнём! Утрамбовывают. Все-таки да, хочется уважения к человеку.

Оксана Галькевич: Давайте сразу может быть Благовещенск выслушаем? Как раз тот самый регион, для кого мы сегодня запустили наш новый дневной эфир.

Константин Чуриков: Мы запустили для всех.

Оксана Галькевич: В первую очередь, для Дальнего востока и Сибири. Здравствуйте, Аркадий!

Зритель: Добрый день! Мне бы хотелдось высказать свою точку зрения. Вот у нас отменили при губернаторе Кожемяко железнодорожное сообщение Благовещенск – Москва и на Приморье. Мы сейчас как бы получается в «аппендиците», как бы отрезаны от всего мира и среднюю полосу. Единственный вариант у нас – это авиасообщение, получается. Хотелось бы услышать ответ, будет что-нибудь у нас?

Оксана Галькевич: Понятно.

Константин Чуриков: Аркадий, а как объяснили такое решение? Так и сказали – летайте самолётами «Аэрофлота»? Что там вам сказали?

Зритель: Ну по всей видимости получается так.

Константин Чуриков: Понятно.

Оксана Галькевич: Речь идёт, конечно, не об электричке, но тем не менее.

Кирилл Янков: Ну хочу сказать, что да, к сожалению, Благовещенские прямые поезда отменили, хотя оставили беспересадочные вагоны. Но по территории Амурской области все-таки проходит Транссиб, и в 70-ти километрах от Благовещенска он проходит, через город Белогорск, в Белогорске есть много транзитных поездов. Поэтому тот, кто хочет ехать в Москву на поезде, ну или на прицепной вагон можно сеть и в Благовещенске, но это не каждый день, или каждый день два – три поезда есть по станции Белогорск, хоть до Владивостока, хоть до Москвы. Но хочу сказать, что люди столько дней в вагоне уже проводить не хотят. Пассажиропоток на направлениях свыше полутора – двух тысяч километров падает и это нормальная тенденция, люди пересаживаются на самолёт, на поездах остаются большие любители поездов. Там же в Амурской области надо развивать местное сообщение. К сожалению, что сделал предыдущий губернатор, он весь пригород в Амурской области отменил. Вот это вот плохо. И от Благовещенска до Белогорска, и от Благовещенска до Свободного теперь местным поездом или электричкой не доедешь. И вот это конечно надо восстанавливать, в первую очередь.

Оксана Галькевич: Вот это, чтоб быстрее люди добирались туда. Вы знаете, ещё мне кажется, что не только большие любители поездов передвигаются. Но может быть там люди, я не могу сказать – любят деньги, но может они их просто считают, самолётом существенно дороже, чем поездом, правда?

Кирилл Янков: Нет, нет. Более того, на Дальний восток и с Дальнего востока перелёты субсидируются. И билеты туда на самолёт они по крайней мере дешевле, чем, купейный вагон в поезде, они с плацкартом сопоставимы.

Константин Чуриков: Самые разные смс-ски на пишут. Красноярский край нам пишет: «Москва, пожалуйста, отщепни от трёхсот пяти миллиардов денег кусочек на 50 километров асфальта!» Для посёлка Таёжного, Каннского района, Красноярского края.

Оксана Галькевич: Это не к нам, это к мэру Собянину!

Константин Чуриков: Знаете, проблемы волнуют практически все регионы. Я вот сейчас смотрю, там, отменили электрички, тут отменили, Архангельская облать: «Очень не хватает оптимизированной электрички от Няндома до Архангельска». Нам пишут о том, что вот в Тверской области детям тоже в школу к всосьми тридцати утра, а электропоезд отходит в семь утра, очень неудобно.

Видимо с того самого совещания у Президента, где он сказал, «Да вы что, у ума сошли?», прошло слишком много времени и эта тема вне публичного поля находится. Что там с электричками то, на самом дел?

Кирилл Янков: В целом, объем перевозок электричками после 15-го года, когда они по решению Президента были восстановлены, в цлом он практически не упал, а формально он сильно вырос, и вырос он за счёт МЦК.

Константин Чуриков: За счёт Москвы.

Кирилл Янков: Да. Но тем не менее, людям же нужна не абстрактная электричка, когда-то. А нужна конкретная в нужное время. И вот тут множество локальных проблем. Почему проблема в Тверской области? Через Тверскую область проходит линия Москва – Петербург, где Сапсаны теперь ходят по тактовому расписанию раз в два часа, пакетным режимом. И из-за этого много удобных электричек на главном ходу действительно отменено, изменено время отправления, такая проблема есть. Множество есть локальных проблем, которые конечно надо решать, решать их прежде всего должны администрации Субъектов Федерации. Они должны по отношению к Российским железным дорогам и по отношению к пригородным компаниям – перевозчикам занимать не стороннюю позицию, а занимать весьма и весьма наступательную позицию. Почти во всех Субъектах Федерации Субъекты Федерации не оплачивают убытки пригородной компании. Оплачивая убытки они должны настаивать и требовать, чтобы электрички ездили не тогда, когда это удобно графистам железной дороги, да? А тогда, когда это нужно жителям.

Оксана Галькевич: То есть здесь просить не надо, получается? Мы всё жалеем регионалов, говорим, что вот просто у ваших бюджетов нет возможности, это оплачивать. А оказывается есть возможность решить вполне себе и безубыточно.

Кирилл Янков: Да. Почти все Субъекты оплачивают эти убытки. Но оплачивая убытки не все имеют квалифицированных сотрудников, и не все имеют такую волю политическую попросить, потребовать так, чтобы электрички ездили именно тогда, когда максимальный пассажиропоток, тогда, когда они нужны жителям. Тут есть большая проблема.

Константин Чуриков: Вот нам как раз Тверская область пишет – « Стыдоба! В Бологое – с тремя пересадками! На «Сапсане» дорого, если часто ездить». А правда, а жители Бологово, они что, только с тремя пересадками добираются к себе?

Кирилл Янков: Ну с одной пересадкой от Бологое до Москвы можно доехать. Ехать с одной пересадкой в Твери, есть прямые электрички Бологое – Тверь и Тверь – Москва. Но действительно стыдоба, что не запустили даже «Ласточку» прямую от Москвы в сторону Бологое. Вот до станции между Тверью и Бологое – Вышний Волочёк, Спирово, Лехославль, «Ласточкой» не доежешь, только до Твери доедешь. Почему? Вот всё та же норма – 200 километров. Вот до 200 километров там пригородная компания, «Московско – Тверская» она называется, может запустить «Ласточку» до Твери, а дальше уже не может. Хотя спрос есть. И от Бологое до Москвы был бы спрос не на дорогом «Сапсане», а на дешёвой «Ласточке».

Константин Чуриков: Слушайте, так может нам ввести, извини Оксан, норму, что все должны селиться на расстоянии, на удалении не более 200 километров от любого города.

Оксана Галькевич: Сталина на вас нет!

Константин Чуриков: И сбудутся, кстати, мечты некоторых наших прогнозистов!

Оксана Галькевич: Костя, а кто это нас так заставит селиться?

Давайте послушаем ещё один звоночек, Любовь из Псковской области.

Любовь, здравствуйте! Телевизор можно звук выключить, а слушать нас в трубочке.

Зрительница: Да, да, я Вас слушаю.

Оксана Галькевич: А мы Вас слушаем, Любовь.

Зрительница: Значит так. У нас уже лет пять, а может быть и больше, не ходит, она вернее ходит со Пскова до конечной станции, это граница с Латвией. Окончательная остановка. И вот уже сколько, лет пять эта электричка ходит, но она не возит людей. Это ездят железнодорожники, может десять – пятнадцать человек. Каждый день она ходит, но пассажиров не возит. Как этот парадокс можно понять, скажите? Неужели не договориться?

Оксана Галькевич: Так. Любовь, так она пассажиров не берет, это только для перевозки сотрудников?

Зрительница: Да, да, да, да! А раньше таким составом ездили. Очень удобно было людям с посёлков разных добираться до Пскова, школьникам, дачникам и много другое. Но отменили. Сколько писали, обращались и никто на это не обращает внимания на этих людей. В некоторых посёлках даже автобус туда не ходит, где ходила эта электричка, брал пассажиров. Хотелось бы узнать, как на дальнейшее, будет этот вопрос решён или это бесполезно?

Константин Чуриков: Ну хотят люди поближе к латвийской границе!

Оксана Галькевич: Давайте спросим. Кирилл Владимирович, ну действительно.

Кирилл Янков: Знакомая ситуация. Дело в том, что РЖД нужно возить своих сотрудников. Если администрация Субъекта Федерации не заказывает перевозку для всех, РЖД часто не отменяет этот поезд, а делает его рабочим поездом. Только для своих сотрудников. Потому, что своих то всё равно возить надо, но это говорит о том, что администрация Псковской области с «Северо-Западной пригородной компанией» не находится в состоянии нормального, конструктивного сотрудничества.

Оксана Галькевич: Вы знаете, у нас, что цифровая экономика работает ни пойми как, что обычная, какая то коммуникация и экономика тоже не работает. Мы только что говорили про сбой в Росреестре, понимаете, там вот одна база сливается с другой, они никак не могут «подружиться», поэтому у людей проблемы. А здесь вот есть база в администрации Псковской области, в РЖД и они всё никак не могут встретиться, чтобы людям было нормально удобно ездить, поездами добираться до своих посёлков.

А вот эта норма, я хочу спросить, двухсоткилометровая. До двухсот Вы говорите – это пригородные поезда, а дальше – уже дальнего следования. Она вообще сама по себе не устарела? Надо обязательно чётко вот этих двухсот километров придерживаться?

Кирилл Янков: Ну конечно она устарела, потому, что в крупном узле, как московский, это примерно соответствует действительно крупным маятниковым ежедневным перевозкам, а в крупных Субъектах Федерации, Читинская область, там 600 километров едешь и один Субъект Федерации.

Оксана Галькевич: Да та же Амурская.

Кирилл Янков: Да, Амурская, Республика Коми, даже Волгоградская.

Оксана Галькевич: Всё Зауралье, оно, в принципе, не попадает в эту норму.

Кирилл Янков: Да, конечно нормативную базу по пассажирским перевозкам давно надо менять. Уже второй год лежит в Правительстве закон о регулярных пассажирских перевозках, он должен быть внесён в Думу.

Константин Чуриков: Но кто здесь интересант, помимо местных властей? Всё равно местные власти обращаются к кому? Фактически в РЖД, Федеральная пассажирская компания, дочерняя структура. РЖД это интересно? Они как себя ведут? Как государство? Как госкомпания или они говорят – ребята, это там ваши «хотелки» региональные, и вы извините, у нас тут, мы государство в государстве.

Кирилл Янков: РЖД себя ведёт – мы владелец инфраструктуры, мы не перевозчик. Хотя на самом деле мы взяли по скоростным поездам, по некоторым «Сапсанам» и «Ласточкам», сама РЖД является перевозчиком. РЖД говорит, вот есть пригородные компании, их 23 штуки, вся страна распределена на зоны, обращайтесь в свою пригородную компанию и ей и заказывайте перевозки. А если эта перевозка не укладывается в пригород, тогда Субъект Федерации может только высказывать свои «хотелки», свои пожелания в адрес Федеральной пассажирской компании. Реагировать на это в общем Федеральная пассажирская компания не обязана, хотя в ряде случаев, конечно реагирует и сохраняет нерентабельные, убыточные поезда, но это её добрая воля. Хочет, сохраняет, хочет – отменяет.

Оксана Галькевич: А вот скажите всё-таки по поводу того ,что администрации регионов не выходят с предложениями к тем самым перевозчикам, об организации перевозок, когда это совсем просто, как в Псковской области, а они вообще знают о проблемах и как нужно, собственно говоря, людям действовать в таких ситуациях? Вот этой вот женщине из Псковской области, позвонила в наш эфир, а может ей организоваться со своими жителями, соседями в посёлке, куда то написать, или я там не знаю, постучать, позвонить?

Кирилл Янков: Тем более, что там в следующее воскресенье выборы губернатора.

Оксана Галькевич: Кстати, кстати! Любовь, срочно! Всеми возможными способами. Так куда, куда?

Кирилл Янков: Нет ну конечно в свою администрацию, администрацию губернатора, к своему депутату законодательного собрания регионального, Псковской области. Есть же депутат в Заксобрании Псковской области такие вот пожелания жителей аккумулировать, доносить до администрации области, а администрация должна их формулировать в тот заказ, который она даёт перед пригородной компанией.

Константин Чуриков: В Кемеровской области тоже будут выборы в ближайшее воскресенье, нам оттуда Галина звонит, здравствуйте, Галина!

Зрительница: Здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Слушаем Вас говорите, Вы в прямом эфире.

Константин Чуриков: Если можно, покороче, говорите!

Зрительница: Я живу в городе Юрга, Кемеровской области. Городок наш не большой, но здесь у нас учатся дети со станции Болотная, и Новосибирские дети учатся. Но нам, чтобы доехать до Новосибирска, нужно выйти в Болотном, часы отсидеть, а потом добираться до Новосибирска. Также у нас тут есть педучилище, дети учатся в педагогическом колледже. Так вот электричка ходит по нечетным числам. Если ученик как то там, можно поехать с обеда, или на несколько часов задержаться дома, то уже в этот день не уедешь!

Константин Чуриков: Галина, ну тогда давайте по нечетным числам все будем учиться, по нечетным числам – работать.

Оксана Галькевич: А по остальным числам сидеть и ждать у моря погоды

Кирилл Янков: Это граница двух областей. Вы знаете, на границе областей проблема.

Оксана Галькевич: Ещё одна проблема! Кирилл Владимирович, я боюсь, что сейчас мы просто не успеем её обсудить.

Константин Чуриков: Быстро подводим итоги смс-голосования, мы спросили вас, нужны ли вам электрички, и 92% ответили «Да». Это итоги смс-голосования.

Оксана Галькевич: Ну а остальные, соответственно, сказали «Нет».

Кирилл Владимирович, спасибо Вам большое. Кирилл Янков был в нашей студии, заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.