Выступление: “ESPO на международном рынке: российский маркерный сорт”

Экспертный совет ОАО «АК «Транснефть» на Дальнем Востоке, 14-е выездное заседание.

(г. Хабаровск, АБК ООО «Транснефть – Дальний Восток», 23 марта 2015 г.)

Тезисы выступления.

– В рыночной экономике ключевой целью является получение прибыли, как можно большей маржи. На международных рынках нефти продается достаточно много ее сортов. С 2009 г. поставляется российская нефть марки ESPO. Естественно, встала задача – продавать ее как можно более выгодно;

– ESPO в настоящее время торгуется по цене в привязке к ближневосточной нефти Dubai. Это сорт нефти добываемой в Эмирате Дубай и используемый в качестве эталона для установления цены на другие сорта экспортной нефти, поставляемой из стран Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона. Таким образом, существуют возможности определенного влияния на цены и другие торговые параметры;

– Маркерный сорт нефти должен отвечать некоторым требованиям.

А. Качество. В 2010 г. агентство Platts опубликовало показатели, характеризующие свойства нефти ESPO и они стали ориентиром для потенциальных покупателей. Следует отметить низкое содержание серы, парафинов, воды, механических примесей и др. Следует отметить и процентные показатели по светлым, получаемые при перегонке нефти ESPO.

Б. Спрос на данную нефть. Основными импортерами нефти ESPO являются Япония, КНР, Южная Корея. В меньших объемах ее покупают Малайзия, Таиланд, Филиппины.

В. Запасы нефти. Трубопровод ВСТО, согласно планам развития, к 2020 г. достигнет мощности в 80 млн.т в год. Прокачка на Козьмино будет в пределах уже достигнутого показателя – 24 млн.т в год. До 2020 г. общий объем перекачиваемой нефти (80 млн.т) будет обеспечен на счет нефти Западной Сибири – до 44 млн.т и Восточной Сибири – до 36 млн.т. Планируется достичь уровня добычи в 118 млн.т в год в Восточной Сибири. Ресурсная база обеспечена.
Г. Мощности, инфраструктура доставки нефти на внешний рынок. Порт Козьмино – осуществляется реконструкция акватории у причала № 2 и подходной дамбы. Цель – обеспечение подхода танкеров дедвейтом 150 000 т. Проект будет завершен в текущем году.

– Утверждение экспортного сорта ESPO в качестве признанного на международном уровне маркерного сорта, с последующим выводом его на эталонный уровень, потребует разработки четкого и эффективного плана, его последовательного выполнения.

– В ходе презентации слайдов целесообразно обратить внимание на:

– – необходимость усиления работы с партнерами-покупателями нефти ESPO, а также с международными экспертами, аналитиками, относительно более активного продвижения информации по данной марке в специализированных изданиях. До настоящего времени такая работа проводится вяло. В серьезных международных изданиях появилось лишь пара-тройка статей за последние четыре года;

– – необходимость проведения работы по созданию внутри страны сильной оргструктуры для поддержки проекта. Так, например, поддерживающая Дубайскую марку Дубайская биржа находится под своеобразным «зонтиком» Дубайской службы финансовых услуг, дубайского холдинга, Оманского Инвестиционного фонда, танкерной компании Vitol, компаний Goldman Sacks, Morgan Stanley, CME Group и некоторых других. Дубайскую нефть «поддержали» в 2001 г. Токийская товарная биржа, в 2002 г. – Сингапурская биржа. То есть, предшествовала огромная оргработа;

– – необходимость тесной работы с танкерными компаниями, тяготеющими к Сингапурской географической секции танкерного тоннажа. Либо формировать некую новую секцию – дальневосточную. Это также требует планомерной и скрупулезной работы;

– – необходимость проведения маркетинговых исследований по основным конкурентам и возможным партнерам по поддержке марки ESPO. В Южной Корее идет строительство мощного нефтепарка – нефтяного терминала, порт Ульсан. Ирак, вкупе с американскими компаниями, предпринимает попытки создать свой маркерный сорт нефти. Дубай укрепляет «свой альянс» с Оманом, другими странами арабского региона.

Презентация

Щербанин Ю.А.
Проф.,д.э.н.
Зав.лабораторией ИНП РАН
Зав. кафедрой РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина
Член Экспертного совета ОАО «АК «Транснефть»