Темы выступления:
Почему и как у нас устроено землепользование в России? Сельскохозяйственная земля как ресурс развития. Качество земельной статистики. Земли сельскохозяйственного назначения: формы собственности. Концентрация земель у аграрных холдингов. Кто основные владельцы сельскохозяйственной земли в России? Откуда берутся «белые пятна» землепользования. Земельная реформа. Проблема заброшенной земли. Сложность системы земельных отношений. Роль местных властей. Изменение рыночной конъюнктуры – корректировка правил. Ускорение формирования устойчивых земельных отношений по мере роста привлекательности аграрного сектора для инвестиции. Высокие риски внедрения инновации в сельском хозяйстве из-за непоследовательной земельной реформы. Разные архитектуры земельных рынков. Инвентаризация земли сверху.
Выступление прошло в рамках совместной конференции ИНП РАН и ИОЭПП СО РАН 21-22 марта 2019. Программа конференции и видео выступлений других участников здесь.
Презентация
Тезисы
Опубликованы в сборнике Экономическая политика России в межотраслевом и пространственном измерении : материалы конференции ИНП РАН и ИЭОПП СО РАН по межотраслевому и региональному анализу и прогнозированию. Том 1.
Сельскохозяйственная земля как ресурс развития: социологический анализ сложившихся земельных отношений
В докладе на основе статистической информации, полученной из разных источников и данных социологических исследований в ряде сибирских регионов представлен анализ состояния отечественного рынка земли сельскохозяйственного назначения и сложившихся на локальном уровне земельных отношений. Показано, что на начало 2015 г. в государственной и муниципальной собственности находилось 2/3 земель сельскохозяйственного назначения, в состав которых входили сельскохозяйственные (пашня, пастбища и пр.) и несельскохозяйственные угодья (земля под дорогами и другими линейными объектами), на долю частных лиц приходилось 29% земель сельхозназначения, юридических лиц – 4%. Однако анализ структуры собственности на сельскохозяйственные угодья демонстрирует обратную картину: доминирует не государственная, а частная форма: государственные и муниципальные власти владели только 30,7% сельхозугодий, закрепленных за сельхозпроизводителями, в то время как 69,3% сельхозугодий имели статус частной собственности. При этом 70% частных земель имели форму общей собственности граждан. Общей проблемой и государственного, и частного земельного имущества остаются вопросы низкой доли зарегистрированных прав собственности, межевания границ земельных участков и постановки их на кадастровый учет.
В научно-экспертном сообществе нет единого понимания того, как велики земельные ресурсы страны и насколько эффективно они используются. Причина – отсутствие эффективной системы учета данных о реальном землепользовании на местах. По данным двух Всероссийских сельскохозяйственных переписей, с 2006 г. по 2016 г. земли сельхозназначения сократились на 23%, сельхозугодий – на 14%. Однако, абсолютные показатели величины имеющегося у России объема земельных ресурсов, согласно данным различных источников, серьезно расходятся. Так, площадь земель сельхозназначений, которую выявила Перепись в 2016 г., оказалось на 37 млн га меньше (на 10%), чем декларировало Министерство сельского хозяйство в 2015 г. По данным В.Я. Узуна, из 222 млн га сельхозугодий, которые на начало 2016 г. числились в отчетах Росреестра по всем категориям земель (в том числе относящихся к землям поселений, лесного фонда и пр., т.е. не входящих исключительно в разряд земель сельскохозяйственного назначения), переписчики смогли выявить только 142,2 млн га (64%). При этом охваченная переписью 2016 г. площадь угодий оказалась на 23,8 млн га меньше, чем показала перепись в 2006 г. В итоге, по оценке Узуна, неиспользуемые сельхозугодья по всей стране составили около 96-97 млн га, или 44% от их общей площади. Не были обнаружены владельцы или пользователи 50 млн га земли, а еще более 30 млн га земли не были закреплены за производителями. По нашим оценкам, суммарные площади неиспользуемых сельхозугодий в Сибири составили 31,2 млн га (52% всех сельхозугодий), т.е. на 3,5 млн га превысили площади, учтенные в переписи. Причины невостребованности одного из самых ценимых в мире природных богатств (земли), с одной стороны, связаны с порядком и характером проведения постсоветской аграрной реформы в целом и земельной реформы, в частности. С другой стороны, это результат текущей агарной политики, слабо защищающей товаропроизводителей от рыночной турбулентности и волатильности закупочных цен, неумения государства адекватно противостоять как кризису недопроизводства, в основе которого лежат, прежде всего, природно-климатические факторы, так и кризису перепроизводства. Конъюнктура мировых продовольственных рынков, мощности переработки и хранения, условия логистики вывоза и реализации сельхозпродукции также определяют спрос на землю.
Наши социологические исследования в сельских районах сибирских регионов показали, что больше всех заинтересованы в правовом оформлении земельной собственности, как правило, сельхозпроизводители. Они же и в наибольшей степени страдают от несовершенства существующей системы. Именно землепользователи, а не владельцы земельных долей (номинальные собственники земли) зачастую берут на себя организацию и денежные расходы на оформление прав собственности – проводят межевание границ, ставят участки на кадастровый учет, готовят документы для регистрации, способствуя созданию условий для увеличения сроков полезного использования земельных участков и снижения рисков потери уже произведенных ими инвестиций. Формирование устойчивых земельных отношений и локальных земельных рынков ускоряется по мере роста привлекательности аграрного сектора для инвестиций. Непоследовательность и затянутость земельной реформы и администрирования земельных отношений создает высокие риски для внедрения инноваций в сельском хозяйстве. Сочетание формальных и неформальных практик землепользования (использование неоформленной земли, в т.ч. без заключения договоров аренды, сговор в рамках земельных аукционов и пр.) обеспечивает относительную стабильность сложившимся на локальном уровне системам земельных отношений, но не всегда способствует росту эффективности сельскохозяйственного производства.
Продолжение мониторинга сложившихся практик землепользования на локальном уровне, барьеров и ограничений существующих систем оформления земельных прав, правил аренды и покупки земли вкупе с анализом статистических данных об эффективности использования земли и ввода брошенных угодий в хозяйственный оборот позволит оценить влияние земельного фактора на рост или сокращение объемов сельскохозяйственной продукции.