Выступление: “Ключевые результаты и перспективы развития строительного сектора: взгляд с макроуровня”

Выступление состоялось в рамках прошедшей 21-22 марта 2024 г. VI-й Всероссийской научно-практической конференции по межотраслевому и региональному анализу и прогнозированию, организованной ИНП РАН и ИЭОПП СО РАН.

Презентация

Тезисы

Опубликованы в сборнике Экономическая политика России в межотраслевом и пространственном измерении : материалы VI Всероссийской научно-практической конференции ИНП РАН и ИЭОПП СО РАН (Россия, г. Томск, 21–22 марта 2024 г.). Том 6

Ключевые результаты и перспективы развития строительного сектора: взгляд с макроуровня

Настоящий доклад посвящен анализу важнейших показателей, характеризующих развитие строительного сектора, и рассмотрению основных прогнозных параметров, заложенных в Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года (далее – Стратегия) [1]. В целом наблюдается положительная динамика валовых показателей строительного сектора, особенно в последние годы:

  • с 2018 г. увеличился объем строительных работ (в 2023 г. их объем составил 137,5% от уровня 2017 г.);
  • выросла добавленная стоимость (в 2023 г. прирост к 2013 г. составил 11,5%), хотя она лишь в последние три года превзошла уровень десятилетней давности;
  • увеличился ввод жилья (жилищное строительство выросло с 70,5 млн кв. м в 2013 г. до 110,4 млн кв. м в 2023 г.), который, однако, происходил преимущественно за счет индивидуального жилищного строительства, в статистику которого включаются дома, зарегистрированные в рамках «дачной амнистии». При этом максимальный за все годы объем многоквартирного жилья был введен застройщиками лишь в 2023 г.

При этом некоторые результаты выглядят противоречивыми. За 10 лет обеспеченность населения жильем возросла почти на 5 квадратных метров, однако этот показатель остается одним из самых низких среди стран ОЭСР [2]. Увеличилась обеспеченность жилищного фонда водоснабжением, теплоснабжением и канализацией, но данный результат достигнут, прежде всего, за счет увеличения плотности застройки и без существенного обновления инфраструктуры.

Что касается финансовых показателей строительного сектора, то бизнес здесь стал более успешным, зависимость предприятий от внешних кредиторов не выросла, объем инвестиций вырос в 2022 г. в 1,5 раза по сравнению с уровнем 2013 г.

С точки зрения качественного (а не количественного) роста, улучшение функционирования строительного сектора роста почти не наблюдается. За 10 лет (2013–2022 гг.) индекс производительности труда в строительстве снизился на 4,9 п.п. Возможно, это может отражать обеление занятости в секторе, но даже с поправкой на этот фактор можно сказать, что производительность труда значительно не увеличилась. Позитивным изменением является то, что возросла эффективность использования электроэнергии: показатель удельного электропотребления при проведении строительных работ в 2022 г. оказался ниже на 7%, чем десять лет назад.

Деятельность строительного комплекса в части решения «жилищного вопроса» оказалась недостаточной: доступность приобретения жилья для населения снизилась. Если в период 2013–2019 гг. удалось повысить доступность жилья до 3,8 лет, то с 2020 г. показатель сократился, полностью нивелировав данное достижение. Отметим, что коэффициент доступности жилья – важный показатель, поскольку он отражает как состояние строительного сектора, а именно, достаточность предложения жилья, так и благосостояние населения, т.е. уровень спроса на жилье. В последние годы также снижается средняя площадь вводимой квартиры в многоквартирном доме. Хотя из-за увеличения доли индивидуального жилья в общем объеме вводов, средняя площадь вводимой жилой единицы в целом растет. Проблема, требующая внимания со стороны органов власти и строительного комплекса – рост доли аварийного жилья несмотря на увеличение объемов расселения. В части коммунальной инфраструктуры нарастает износ инженерных сетей. При этом ввод инженерных сетей в целом стагнирует.

Основные направления развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства зафиксированы в Стратегии. Согласно этому документу, в базовом сценарии предполагается достижение к 2030 г. по сравнению с 2021 г. следующих ключевых результатов:

  • наращивание ежегодного объема жилищного строительства до 120 млн кв. м;
  • повышение обеспеченности населения жильем до 33,3 кв. м;
  • ежегодное улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей;
  • повышение производительности труда в строительной отрасли на 22%;
  • повышение энергоэффективности зданий и сооружений.

Однако следует обратить внимание на то, что многие заложенные в Стратегии прогнозные параметры базируются на допущении о том, что реальные располагаемые денежные доходы населения с 2024 г. будут расти не менее чем на 2,3% ежегодно. Отметим, что этот показатель является ключевым для достижения одной из важнейших целей Стратегии – обеспечения строительства 1 млрд кв. метров жилья. Однако с 2014 г. реальные располагаемые денежные доходы населения стагнировали (за исключением восстановительного роста в 2021 г. после снижения в 2020 г. из-за пандемии ковида), а в перспективе более высокие темпы роста ожидаются только в рамках базового сценария среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2027 г. (в среднем 3% в 2025–2027 гг.), в то время как в консервативном – ниже (2%) [3].

На наш взгляд, требуют дополнительного обоснования целевые значения такого показателя, как производительность труда в строительной отрасли. В базовом сценарии Стратегии прогнозируется рост показателя до 122% в 2030 г. и до 130% в 2035 г. по отношению к 2021 г., что означает среднегодовой темп прироста в 2,2% до 2030 г. и 1,3% – в период 2031–2035 гг. В рисковом сценарии Стратегии прогнозируется рост производительности труда до 112% к 2030 г. и 117% – к 2035 г. Однако в последние годы производительность труда в строительстве фактически не изменилась. При этом еще при разработке Стратегии Минстрой России признавал, что «производительность труда не росла в строительстве много лет, и это мировая практика». Для повышения производительности труда более чем на 10% «строительная отрасль должна развиваться как инновационная». С другой стороны, цель не выглядит амбициозной, если учитывать, что среди стран ОЭСР уровень производительности труда в России остается одним из самых низких. В этой связи такой раздел Стратегии, как «Развитие научной деятельности в строительстве», выглядит недостаточно проработанным для обоснования заложенного в Стратегии высокого роста производительности труда.

В целом Стратегия подготовлена на высоком уровне, развитие отрасли рассмотрено с многих сторон. Однако, на наш взгляд, в документ следовало бы добавить ряд важных показателей:

  • коэффициент доступности жилья, который отражает как состояние строительного сектора (достаточность предложения жилья), так и благосостояние населения (уровень спроса на жилье);
  • среднюю фактическую стоимость строительства жилья и инженерной инфраструктуры;
  • уровень обеспеченности жилищного фонда коммунальными удобствами;
  • энергетическую эффективность строительства.

Включение в Стратегию сравнения ключевых показателей строительного сектора России с показателями других стран позволило бы оценить его качественное развитие. Анализ статистики показал, что Россия достаточно сильно отстает от стран ОЭСР по таким важным показателям, как обеспеченность жильем и уровень производительности труда в строительстве.

 

Литература и информационные источники

  1. Россия 2035: к новому качеству национальной экономики. Научный доклад / Под ред. члена-корреспондента РАН А.А. Широва. – М.: Артик Принт, 2024. – 264 с. – (Научный доклад ИНП РАН).
  2. Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. № 3268-р).
  3. Минэкономразвития России «Сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемые изменения цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе, на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов».

Комментарии:

Ещё на сайте: