Вестник МЧС России № 4 2012 г.
Россия вошла в ту фазу системного кризиса, в которой негативные тенденции последних лет в экономической, социальной и техногенной сферах начинают приводить к росту числа крупных аварий и катастроф, носящих системный характер.
– Валерий Александрович, хотим мы того или нет, но человеческое сообщество уже пришло к констатации того, что техногенные аварии и катастрофы конца XX – начала XXI веков по своим последствиям стали сопоставимы со стихийными бедствиями.
– Действительно, в настоящее время техногенные аварии и катастрофы занимают одно из ведущих мест среди катастроф по количеству человеческих жертв. Данные ООН показывают, что техногенные катастрофы – третьи среди всех видов катастроф по числу погибших. На первом месте гидрометеорологические катастрофы (наводнения, цунами и т. д.), на втором – геологические (землетрясения, сходы селевых потоков, извержения вулканов и пр.). По количеству техногенные катастрофы уже превышают природные.
Если сравнивать техногенные и природные катастрофы, то стихийные бедствия человечество уже более-менее научилось прогнозировать, а техногенные катастрофы в большинстве случаются внезапно. Техногенной катастрофой принято называть катаклизм, вызванный аномалиями технологических систем.
При этом имеются в виду не только их сбои, неисправности и поломки, но и непредвиденные и нежелательные последствия их штатного функционирования. Абсолютное большинство техногенных аварий и катастроф в своей основе имеют социальные причины, поскольку технические системы конструируются, изготовляются и управляются людьми и обеспечивают достижение тех или иных социально значимых целей. Энергетические, ядерные, инфраструктурные, транспортные, космические аварии и катастрофы, в конечном счете, вызываются рассогласованием взаимодействия элементов сложных систем, в создании и функционировании которых задействованы как люди, так и те или иные элементы созданных ими технологий.
– То есть вы настаиваете на своем тезисе о «виновности» человека в собственных бедах?
– Судите сами. Ведь при рассмотрении проблем безопасности на современном этапе необходимо учитывать не только обстоятельства и причины фундаментального характера, связанные с развитием техносферы, но также низкие темпы обновления основных производственных фондов. Старение оборудования, причем во всех отраслях, – серьезная системная техногенная опасность, которая грозит стране.
Катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС стала сигналом о том, что необходимо в срочном порядке озаботиться состоянием важнейших технических объектов, требуется по-иному взглянуть на проблемы в области промышленной безопасности.
Россия вошла в ту фазу системного кризиса, в которой негативные тенденции последних лет в экономической, социальной и техногенной сферах начинают приводить к росту числа крупных аварий и катастроф, носящих системный характер.
В этом типе катастроф по мере развития техники все большую роль начинает играть человеческий фактор, который проявляется в инженерных просчетах, ошибках персонала. Следует отметить, что развитая технологическая инфраструктура способствует усугублению последствий природных катастроф, поскольку даже во время относительно слабых землетрясений многие люди гибнут под обломками зданий и сооружений, а сильные землетрясения приводят к катастрофическим разрушениям сложных технических систем. Примером этого может служить землетрясение и цунами 11 марта 2011 года, вызвавшее не только массовую гибель людей, но и катастрофическое разрушение инфраструктуры (включая катастрофу на атомной станции Фукусима) на значительной территории Японии.
Можно предположить, что основные усилия в технологическом развитии ХХI века будут направлены именно на достижение безопасности в эксплуатации всей той «второй природы», которую создало человечество. Возрастание размеров и мощи технических систем повышает риск людских, материальных и экологических потерь – такова плата за технологический прогресс.
– Иными словами, создав «вторую природу», мы не придерживаемся инструкций по ее эксплуатации?
– А разве не так? Что мы имеем в России? Наиболее крупные промышленные предприятия в нашей стране созданы более 30–50 лет назад, износ их производственных фондов составляет 80–90%. Износ технологического оборудования в химическом комплексе составляет более 80%, в металлургии – около 80%. Около половины магистральных трубопроводов эксплуатируется более 20 лет, а ремонт и замена изношенного оборудования намного отстают от потребности.
Большой общественный резонанс в стране получили аварии на шахтах и гидротехнических сооружениях, авиационные катастрофы, кораблекрушения в море и на внутренних водоемах с человеческими жертвами. Они ужасны, но еще разрушительнее для всей нашей Россия вошла в ту фазу системного кризиса, в которой негативные тенденции последних лет в экономической, социальной и техногенной сферах начинают приводить к росту числа крупных аварий и катастроф, носящих системный характер.
Крупное оборудование и особо опасные процессы должны находиться под особым контролем – специалисты хорошо понимают, чем грозят такие аварии. Но время не щадит никаких машин – их надо либо заменять, либо останавливать, либо готовиться к авариям, которые со временем обязательно произойдут, если не вкладывать средства.
Нужны очень серьезные меры по ревизии, анализу состояния всей инфра-структуры экономики и национальный проект ее реконструкции. Особое значение приобретает проблема обеспечения защищенности населения страны, критически важных, потенциально опасных, уникальных и технически сложных объектов на требуемом уровне. Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляется комплекс мер, направленных на прогнозирование и предупреждение ЧС техногенного характера. Вместе с тем качественного улучшения дел в данной области не происходит. Высокая аварийность на объектах промышленности и в транспортной сфере Российской Федерации обусловлена комплексом взаимосвязанных причин:
• высокий износ оборудования;
• отсутствие современных систем пред-упреждения ЧС, оповещения населения о возможных угрозах;
• нечеткое разграничение сфер ответственности, низкий уровень взаимодействия и координации между органами исполнительной власти на всех уровнях, а также между собственниками потенциально опасных объектов и эксплуатирующими их организациями;
• распределение бюджетных средств по многочисленным и недостаточно увязанным между собой федеральным и региональным целевым программам;
• усиление негативного воздействия антропогенных факторов, системных на-рушений установленных норм и правил эксплуатации потенциально опасных объектов;
• системы предупреждения, оповещения и ликвидации последствий ЧС на потенциально опасных объектах проектируются и устанавливаются организациями, зачастую не обладающими требуемой квалификацией;
• слабая подготовка и низкая трудовая дисциплина персонала потенциально опасных объектов;
• пренебрежение требованиями безопасности собственниками и эксплуатирующими организациями потенциально опасных объектов;
• несоответствие нормативной правовой базы обеспечения безопасности современным условиям.
– Вы обрисовали какой-то уж совсем апокалиптический «пофигизм», вследствие которого общество человеческими жизнями платит дань безответственности…
– Причины катастроф, уносящих сотни жизней, просматриваются в сложившихся общественных отношениях, которые характеризуются полной безответственностью и власти, и бизнеса, и граждан. По сути, сегодня происходит загнивание общественных отношений, переходящее во всеобщее равнодушие и наплевательство. Истоки этого процесса берут свое начало в период радикальных реформ 1990-х годов. В стране не обеспечивается соблюдение нормативных правовых актов в сфере безопасности, не созданы условия для мотивации к росту производительности труда. В государственно-властных отношениях часто торжествуют коррупция и разворовывание федерального, региональных и местных бюджетов, отсутствуют ответственность и компетентность, поэтому все возникающие проблемы решаются неудовлетворительно. Провозглашенная идея модернизации и обновления страны в должной мере не реализуется, имитируется, забалтывается. 14 июля 2011 года Владимир Путин, выступая в Казани по разбору трагедии на Волге, горестно заметил: «У нас в стране привыкли уже ко всякого рода катаклизмам и трагедиям. И само по себе это уже плохо, что для нас это стало каким-то полуобыденным делом. Но то, что произошло 10 июля с «Булгарией», без всякого преувеличения, потрясло всю страну. Столько жертв, столько детей погибло! Это ужасно, что нам приходится платить такую дань за безответственность, за безалаберность, за алчность, за грубое нарушение правил технологической безопасности».
В зеркало трагедий должно посмотреть и общество – бизнес и граждане. Из-за своей некомпетентности, нарушения закона и правил техники безопасности, взяточничества и алчности они тоже несут ответственность за происходящее.
Очень часто непосредственными причинами происходящих трагедий стали неверные действия либо, что гораздо чаще, преступное бездействие и вопиющие безответственность и некомпетентность обычных граждан – конкретных исполнителей, отвечающих на своем рабочем месте за безопасность людей и правильную эксплуатацию техники.
– А ведь вы правы. Мы как-то уже не удивляемся, что летчики и капитаны судов имеют слабую профессиональную подготовку, пренебрегают правилами вождения и нередко пьяными управляют техникой…
– А многие самолеты и корабли превысили сроки годности, и разрешения на их эксплуатацию дают погрязшие в коррупции чиновники низового уровня. Большинство граждан готовы нарушить (и постоянно нарушают) законы, при этом любыми способами стараясь уклониться от какой-либо ответственности. Подобные трагедии будут регулярно повторяться впредь, и чем дальше, тем больше! Ибо исходная причина всех их – системная.
Россию может победить не внешний враг, а внутренний – некомпетентность, коррупция и жадность. Крушения, аварии, взрывы и гибель людей неизбежны там, где вместо компетентных специалистов командуют безответственные менеджеры, чья задача выполнить указания хозяев по получению максимальной прибыли выше, чем профессионализм. Где разрешения и согласования делаются за счет взяток и откатов, где любой старый самолет, автобус, судно можно пустить в эксплуатацию как совершенно новые, где вместо нормальных запчастей ставят подделки, где не проводятся ремонт и строгие проверки.
– Так где же выход? И есть ли он?
– Аварии и катастрофы неизбежно случаются там, где вместо ответственности и компетентности должностных лиц правит беззаконие, неэффективность и нажива. Здесь должно сказать свое слово государство, обеспечивающее соблюдение закона всеми субъектами общественных отношений: и властью, и бизнесом, и гражданами, обеспечивающее законность в стране и защиту прав человека, главным из которых, согласно Конституции Российской Федерации, является право на жизнь.
Беседовала Ирина Тарасова