– Юрий Алексеевич, привлечет ли на Ваш взгляд, появление крупного портового терминала и модернизация участка Туманган-Раджин южнокорейские грузы на Транссиб?
– На мой взгляд, данный проект вполне жизнеспособен. Перевод части грузопотока из Южной Кореи на Россию через порт Раджин не представляется чем-то несбыточным. Не будем забывать, что проекты по активизации Туманганского района были на повестке дня ООН, в частности, ее регионального подразделения ЭСКАТО ООН, еще в начале 1990-х годов. Тогда же специалисты ЭСКАТО разработали большой проект по развитию сухопутных евроазиатских перевозок, и связка порт Раджин-Транссиб там достаточно подробно разработана.
Еще на одно обстоятельство мне хотелось бы обратить внимание. Правительство царской России уделяло большое внимание связям центра страны с Порт-Артуром, Дальним Востоком. Эти связи, как сегодня говорят, имели для нашей страны важное геополитическое значение. Развитие подходов к порту Раджинследует рассматривать и с этой точки зрения. Вы посмотрите, Россия активно стремится сотрудничать со странами АТР, что подтверждается и строительством нового трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан, и укреплением подходов к порту Ванино, и развитием сахалинских проектов. Не зря и Ломоносов, и Менделеев говорили о том, что богатство России будет прирастать Сибирью. А любой выход к морю лишь укрепляет страну, способствует ее могуществу Достаточно вспомнить активнейшие дискуссии середины 90-х годов о том, нужен ли России порт Приморск. Западноевропейцы, в частности, рекомендовали использовать порты сопредельных государств. Но Россия построила этот порт, и сразу же геополитическая ситуация на Балтике модифицировалась.
Сейчас уже никто не ставит под сомнение правильность принятого решения. Так что, на мой взгляд, и проект по Раджину в основе своей правильный и имеет будущее.
Что касается объемов перевозок, то многое зависит от того, насколько системно будет организовано дело. Объемы в 100 тыс.TEU вряд ли кого-то пугают. Транссиб пропускал в 2005 г. 150 тыс. TEU в транзите. Потом, по известным причинам, транзит упал. Но, если в данном случае, речь будет идти о грузах для России, то это будет легче организовать.
– Как Вы оцениваете потенциал роста товарооборота между Россией и Южной Кореей?
– По моему глубокому убеждению, товарооборот будет расти. Прежде всего возьмем запуск сахалинских проектов. Возрастут поставки углеводородного сырья в Южную Корею, а значит эта страна будет активизировать свой экспорт в Россию. Кроме того, из выступлений российских руководителей становится ясным – РФ серьезно намерена работать в АТР. Судя по всему, ей стало надоедать, когда Европа по поводу и без начинает выстраивать барьеры на пути развития внешнеэкономических связей. Работа по новому Соглашению о партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом , к сожалению, как следует не идет. А с азиатскими странами такого не происходит. Там, во всяком случае в настоящее время, не прослеживается тесная увязка торговли и политики. Что же касается торговли с Южной Кореей, то не будем забывать, что Сибирь и дальний Восток к Корее ближе, чем центральноевропейская часть России, и им проще выстраивать отношения с соседями.
– Каковы, по Вашему мнению, перспективы модернизации всей Транскорейской магистрали ?
– Такой проект всесторонне рассматривался , но для его реализации нужны солидные финансовые ресурсы. Пока крупных денег не видно, но идет поиск. Плюс политические дискуссии. По моему убеждению, рано или поздно Транскорею будут модернизировать. В этом не должно быть сомнений. А вот когда – покажет время. Россия, со своей стороны, уже приступила к реализации этого крупного проекта – подходы к порту Раджин тому подтверждение.
Опубликовано в журнале «РЖД-партнер», № 20 (144), октябрь 2008, с.113.