Кафедра в МФТИ на факультете управления и прикладной математики основана в 1999 году на базе Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. За прошедшие годы многие студенты не только прошли здесь обучение, но также стали сотрудниками института, и работают с нами и сейчас.
Преподаватели кафедры активно вовлечены в исследовательские проекты, которые нацелены на разработку и обоснование эффективных экономических мер для решения актуальных задач развития России, отдельных отраслей и крупных компаний. Это означает, что читаемые на кафедре курсы все время дополняются с учетом последних изменений в экономике страны и мира.
Среднее число студентов, набираемых для обучения на кафедре с одного курса МФТИ, – 6-7 человек. После окончания МФТИ желающие могут продолжить обучение в аспирантуре ИНП РАН.
Ответы на вопросы:
Чем занимается институт?
Наша задача как института – с помощью сценарного прогнозирования обосновывать последствия экономических решений для государства и крупных компаний, а также предлагать им наборы сбалансированных мер для достижения поставленных целей.
«Обосновывать последствия» означает, что, во-первых, мы даем экспертные оценки возможных результатов некоторых действий на качественном уровне («это решение даст позитивные результаты для населения, но создает риски для бизнеса»), и во-вторых, что важнее и выделяет наш институт, мы определяем конкретные количественные значения этих последствий («это решение повысит уровень доходов населения на 2%, но прибыль бизнеса сократится на 1%»).
«Предлагать наборы сбалансированных мер для достижения поставленных целей» означает следующее. Допустим, государство ставит себе цель «ежегодный рост экономики на 3% в течение следующих трех лет». Мы находим и предлагаем решения, которые позволили бы это сделать. Но это не просто идеи, а просчитанные, проверенные на выполнимость и увязанные между собой предложения. Мы вычисляем, как набор решений в одной области экономики повлияет на другую область; будет ли в сумме положительный результат или сопутствующие риски сведут на нет все возможные приращения. Кроме того, мы даем анализ в разбивке краткосрочных и долгосрочных эффектов, поскольку некоторое решение может вести к ухудшению показателей в текущем году, но через несколько лет отложенные эффекты обеспечат совокупный положительный результат.
Это и имеется в виду под словом «сбалансированные» – мы работаем с учетом взаимодействий и взаимозависимостей в экономике, и в конечном счете видим баланс позитивных и негативных эффектов от каждого используемого решения, а также от их комбинаций.
Уникальность такого подхода в том, что для него требуется команда из ведущих экспертов по всем ключевым сегментам экономики (нефтегазовый сектор, агропромышленный комплекс, металлургия, электроэнергетика, оборонно-промышленный комплекс, транспортный сектор, банковская система, рынок труда, демография, региональная экономика, институциональная структура и т.д.), а также специальная команда, которая обобщает все частные знания по отдельным сегментам, увязывает их между собой в единую систему и выдает результат на уровне всей экономики. Этот подход качественно выделяет ИНП РАН на фоне многих других организаций.
Особенность кафедры заключается в том, что здесь рассказывают, как работает экономика страны. Не какой-то обезличенный объект из теоретических учебников, а реальная экономика России с учетом ее уникальных особенностей
Читать полностью
На кафедру анализа и прогнозирования национальной экономики на базе ИНП РАН я пришел из-за названия. Конечно, меня впечатлил термин «прогнозирование», который вносил чувство чего-то небанального и интригующего. Первая ассоциация – предсказание будущего, хотя она не совсем точно описывает предмет. В действительности прогнозирование – это умение видеть тренды, объяснять суть происходящих в экономике процессов и описывать последствия разных экономических решений.
Особенность кафедры заключается в том, что здесь рассказывают, как работает экономика страны. Не какой-то обезличенный объект из теоретических учебников, а реальная экономика России с учетом ее уникальных особенностей. Это важно, поскольку решения, которые хорошо зарекомендовали себя в США или Европе, могут просто не сработать в нашей стране. И напротив – меры, неприемлемые в западном мире, могут хорошо лечь на специфику России.
Во время обучения на кафедре я усвоил несколько важнейших вещей.
Первое – в экономике у всех свои интересы, поэтому нет ничего однозначно хорошего или плохого. Так, инфляция для потребителей – вещь неприятная, поскольку всем нам хотелось бы платить за покупки поменьше. Но производителям рост цен дает дополнительную прибыль, которую можно проинвестировать в увеличение объемов и улучшение качества своей продукции. Или другой пример. Собирая налоги, государство забирает часть зарплаты у населения и прибыли у бизнеса. Обидно. Но без этого государство не сможет существовать и выполнять свои уникальные функции, такие как финансирование науки, спорта, обеспечение правопорядка и обороноспособности страны.
Второе – везде должен быть баланс. Потому что если продавец завысит свои цены, сегодня он может получить дополнительную выручку, но завтра он лишится покупателей. А если государство нарастит налоги для нефтяников, это позволит пополнить бюджет на срочные нужды, но вызовет спад инвестиций и замедление добычи нефти.
Третье – даже баланс не всегда хорошо. Потому что тратить только то, что зарабатываешь, разумно. Но иногда нужно нарастить текущие инвестиции за счет заемных средств, чтобы ускорить экономическое развитие. Баланс все равно должен состояться, просто это случится позже.
Четвертое – в экономике все взаимосвязано. Поэтому когда бюджет выделяет средства на гособоронзаказ и выпуск новейшей военной техники, это запускает финансовые потоки в смежные отрасли – высокие технологии, машиностроение, приборостроение, конструкционные материалы, создавая позитивные эффекты и там. А если государство потратится еще и на образование, медицину и экологию, люди будут работать лучше и дольше, тем самым обеспечивая дополнительный рост экономике.
Мне кажется, что ключевые навыки, которые воспитываются на кафедре – это любопытство и умение сомневаться. Только постоянно задавая себе вопрос «почему?», можно научиться доходить до сути вещей и структурировать свои отдельные знания в целостную картинку, сшитую причинно-следственными связями. Поначалу вопрос «почему?» будут задавать преподаватели. И это будет самый сложный этап, поскольку он сопровождается постоянным ощущением, что вы вроде что-то знаете, но упускаете какие-то важные нюансы. У меня было именно так, и порой это злило. Но постепенно я научился ставить верные вопросы и находить на них ответы. По прошествии времени я понимаю, что это невероятно полезное качество, которое в итоге может пригодиться где угодно.
Я вижу 3 основных направления, где может успешно работать выпускник кафедры. Это научные экономические исследования, госслужба и стратегический консалтинг. Везде полученные знания и навыки будут полезны и помогут успешно справляться с возникающими задачами. Я для себя выбрал первое направление и пошел работать в лабораторию прогнозирования топливно-энергетического комплекса ИНП РАН. Здесь я занимаюсь вопросами развития мировой и российской энергетики. Их перечень очень широкий – от принципов налогообложения нефтегазового сектора и механизмов ценообразования на мировых энергетических рынках до оценки последствий распространения электромобилей и возобновляемых источников энергии.
Что такое сценарное прогнозирование?
Дать точный экономический прогноз, который обязательно выполнится, не под силу ни одному экономисту или организации в мире.
Невозможно заранее предугадать все случайности. И даже те, что можно предвидеть, реализуются лишь с некоторой вероятностью, а могут и не случиться вовсе. Нельзя точно и наверняка предвидеть, где и когда появится новый «Убер» или «Биткоин», или другая прорывная технология. Как и нельзя наверняка и вовремя предсказать внезапный конфликт в отдаленном регионе мира или засуху, которые часто приводят к скачку цен на сырье и продовольствие.
Но самый главный источник неопределенности – действия самого человека в экономике. Это касается самых разных сфер: потребительского поведения (потому что далеко не всегда наш выбор в магазине носит объективный и рациональный характер), трудоустройства (кто-то гонится за высокооплачиваемой работой независимо от полученного образования; кто-то хочет заниматься любимым делом пусть и за небольшие деньги; а кто-то предпочитает оставаться нетрудоустроенным даже если для него есть подходящая позиция), инвестиционных решений (кто-то готов на высокие риски ради высокой доходности, другие предпочитают гарантированный низкий доход), действий правительства (которые могут обрушить рынки или придать уверенности бизнесу).
Поэтому, даже если собрать всех экономистов в мире, и дать им все существующие вычислительные мощности, предсказать будущее точно невозможно.
А вот что можно сделать – посчитать, что случится, если ничего не менять и все будет идти как идет (так называемый инерционный сценарий). Также мы можем оценить, что случится, если предпринять одно или несколько конкретных действий, или, например, если все же действительно случится некоторое рисковое событие, вроде военного конфликта, отрезающего производственные мощности от рынков, или резкого падения цены на нефть из-за прорыва в технологиях добычи (альтернативные сценарии). Построив вычислительную модель и просчитав на ней последствия нескольких разных сценариев, мы можем их сопоставить и увидеть разные альтернативы будущего. Сравнивая получившиеся варианты, мы можем понять, стоит ли предпринимать какие-то действия, или они вредоносны, или польза от них не стоит усилий по их воплощению.
Это и называется сценарным прогнозированием. Мы не пытаемся предсказать будущее. Вместо этого мы отвечаем на вопрос: «Что будет, если в перспективе реализуется рассматриваемый сценарий?».
Мы работаем на уровне всей экономики или отдельных компаний?
Институт занимается исследованием экономики на макро-, мезо- и микроуровнях.
Макроэкономика – это экономика страны как целого. Экономика на уровне гигантских явлений, экономика в общих чертах, без частных деталей. Например, макроэкономисты анализируют, насколько увеличилось «производство», но не «выпуск самолетов авиастроением» и не «выпуск самолетов конкретным заводом».
На макроуровне мы исследуем, в каком направлении движется наша страна и сравниваем ее с другими странами.
Вот примеры некоторых вопросов, на которые мы находим ответы на макроуровне:
- Будет ли производство в ближайшие годы расти или падать?
- Если ничего не менять, то каким будет производство в перспективе нескольких лет?
- Хватит ли инвестиций и денег экономике для достижения целевых уровней роста?
- Что может сделать государство, чтобы экономика развивалась лучше?
- Как это делают другие страны?
Конечно, есть еще очень много других вопросов, это просто примеры. В макроэкономике огромное количество интересных тем.
Мезоэкономика – это экономика на уровне отраслей и регионов. Здесь мы имеем дело уже не с одним огромным и довольно абстрактным объектом, но еще и не с отдельными фирмами. Поэтому рассматриваемые вопросы оказываются более «приземленными», а принимаемые решения носят более локальный характер.
На мезоуровне мы исследуем ситуацию в регионах и в отдельных отраслях и как они взаимодействуют между собой, составляя сложную подсистему экономики. Например:
- Какие проблемы мешают росту нефтяной отрасли и как их можно решить?
- Как быстро растет использование электромобилей и возобновляемой энергии в мире, и как это повлияет на мировую энергетику? А каковы будут эффекты конкретно для российской энергетики?
- Какие есть возможности для развития у агропромышленного комплекса и как их использовать?
- Как действовать Центральному банку России, чтобы эффективнее предотвращать банкротства частных банков?
- Как понять, есть ли «пузырь» на рынке акций?
- Какие технологии изменят отраслевую структуру мировой экономики в ближайшие 15-20 лет?
- Какие регионы страны будут развиваться быстрее и за счет каких отраслей?
Микроэкономика – это экономика отдельных рынков, отдельных компаний, отдельных промышленных объектов.
В своих исследованиях мы обычно фокусируемся на макро- и мезо- уровнях. Однако часто бывают ситуации, когда этого оказывается недостаточно, и тогда мы спускаемся на уровень микроэкономики.
Это бывает целесообразно в нескольких случаях. Во-первых, когда компания по своим масштабам сопоставима с целой отраслью – например, РЖД, Транснефть или Газпром. Мы изучаем состояние таких компаний и их перспективы с точки зрения ситуации на рынках, системы налогообложения, цен и тарифов в экономике. Во-вторых, когда количество производственных предприятий в отрасли является небольшим – например, костяк российской нефтепереработки составляют всего порядка 30 крупных НПЗ. При таких количествах становится реальным учесть их все, что может вывести исследование на более качественный уровень. В-третьих, когда исследование напрямую затрагивает рынки отдельных товаров – электромобили, финансовые услуги, молочная, мясная или аграрная продукция, моторные топлива. Поняв ситуацию на каждом рынке, оценив соотношение спроса и предложения, рассмотрев возможные технологические и структурные сдвиги, мы получаем принципиально более детализированное описание объекта с его нюансами и уникальными взаимодействиями.
Конечно, выводы, полученные на микроуровне, самодостаточны сами по себе. Но иногда они могут быть расширены и на более высокие мезо- и макро- уровни, существенно улучшая получаемые результаты.
Примеры вопросов микроуровня:
- Как появление беспилотных автомобилей скажется на общем автопарке?
- Для каких товаров возможно импортозамещение в условиях санкций?
- Как соотносятся реальные потребительские предпочтения и нормы потребления мяса и молочных продуктов для человека? Сколько население тратит на продукты питания и близки ли мы к насыщению этих рынков?
- Какие конкретные решения можно применять для цифровизации экономики?
- Каков будет спрос на электромобили в мире?
- Как спрогнозировать цены на недвижимость в Москве?
Как лучше понять, чем занимается институт?
Отличный способ – почитать интервью с экспертами института, посмотреть видео выступлений и передачи с ними. В интервью хорошо видно, как связана с реальной жизнью научная работа института. К тому же их легко понять без специальных знаний, а еще в них можно увидеть будущих преподавателей и научных руководителей. Например, вот интервью академика Ивантера В.В. в передаче «Познер» на первом канале.
После первых двух курсов для меня было удивительно, что кафедра имеет такой “гуманитарный” уклон по сравнению со всеми остальными кафедрами МФТИ (мне казалось, что экономика – это в большей степени математика), однако впоследствии я понял, что для экономиста-практика большое значение имеют не только и не столько цифры, которые получаются в расчетах, а то, что лежит “под ними”
Читать полностью
При поступлении в МФТИ я сразу указал базовую кафедру анализа и прогнозирования национальной экономики как приоритетную, так как она имела “многообещающее” название, и мне было примерно понятно, чему можно научиться на этой кафедре. На 2 курсе ФУПМ, когда надо было выбирать базовую кафедру, я по совету одного из своих знакомых-старшекурсников, которые рассказал о деятельности Института, о его проектах, поставил ИНП 1 приоритетом, и в итоге там и оказался.
После первых двух курсов для меня было удивительно, что кафедра имеет такой “гуманитарный” уклон по сравнению со всеми остальными кафедрами МФТИ (мне казалось, что экономика – это в большей степени математика), однако впоследствии я понял, что для экономиста-практика большое значение имеют не только и не столько цифры, которые получаются в расчетах по тем или иным моделям, а то, что лежит “под ними”, их экономическая интерпретация, качественное описание происходящих в экономике процессов. После обучения на кафедре я понял, что мне интересно заниматься скорее не сложными теоретическими матэкономическими моделями (которые имеют весьма и весьма ограниченное применение в реальной жизни), а чем-то, что относится к реальной экономике, тому, что происходит буквально “за окном” и с нашим обществом, мне интересно было понять процессы, которые влияют на жизнь 145-миллионной страны.
При обучении на кафедре я смог узнать много нового о различных отраслях экономики в России, об их специфике (например, электроэнергетика имеет ту особенность, что электричество, во-первых, очень тяжело сохранять, а во-вторых, оно передается почти мгновенно, и поэтому процессы производства и потребления электроэнергии неразрывно связаны), об экономических теориях и, что самое главное, об их критике, так как среди них сложно выделить наиболее предпочтительную, каждая имеет свои недостатки и по-своему ограниченна в применении. Также я получил продвинутые навыки в Excel и в общем пакета MS Office, наиболее востребованного офисного пакета для экономического моделирования. И наконец, при обучении на кафедре пришлось писать много текстов (эссе, реферат, диплом во многом состоит из теоретического описания). Это крайне полезно для работы во многих учреждениях. На Физтехе как в техническом вузе этому не учат. Но если экономист не умеет писать, на его цифры и таблицы никто не обратит внимания, или ими воспользуются те, кто умеет подавать свою работу правильно.
Из того, что ещё понравилось на кафедре, можно выделить работу над двумя дипломами – бакалаврским и магистерским, потому что, во-первых, я занимался очень актуальными вещами на данный момент (бакалаврский диплом был посвящён стратегии Китая по обеспечению потребностей экономики в нефти, что крайне актуально, так как Россия является крупнейшим экспортером нефти в эту страну, а магистерский был посвящён прогнозу распространения электромобилей, а впоследствии и беспилотников в Китае), а во-вторых, мой научный руководитель активно принимал участие и помогал в написании мной обоих дипломов.
Стоит отметить, что если активно проявить себя на кафедре, то можно поступить в аспирантуру ИНП, а также получить работу в Институте, Институт стремится поощрять своих молодых сотрудников.
С кем мы работаем?
Наибольшая потребность в наших исследованиях и экспертизе у государственных структур (федеральное правительство, отраслевые министерства, региональные администрации, Госдума), крупного бизнеса (Роснефть, Газпромнефть, Новолипецкий металлургический комбинат) и специализированных фондов (Деловая Россия, Российский союз промышленников и предпринимателей). Кроме того, институт сотрудничает с международными организациями (МАГАТЭ, Международное энергетическое агентство и другие).
Примеры наших проектов
Наш институт участвует во множестве интересных и актуальных исследований. Вот примеры нескольких проектов, которые мы сделали.
Роснефть:
Разработка системы моделей прогнозирования мировой и российской экономики и энергетики
Почему это важно:
Прогнозы мировой экономики и энергетики выпускаются целым рядом организаций, однако часто остается не до конца понятным, какие именно гипотезы лежат в основе итоговых цифр. А значит неясно, можно ли на эти прогнозы полагаться.
Имея свою систему моделей, можно генерировать собственные прогнозы, четко осознавая все нюансы и предположения, принятые в ходе вычислений. Это критично, потому что каждая мелочь влияет на результат, причем иногда изменяет полученные выводы принципиально – с «да» на «нет», с «положительно» на «отрицательно».
В разработанной нами системе есть модели экономического развития для всех ключевых стран; модели мирового потребления энергоресурсов, производства нефти, нефтепродуктов, газа; подробные модели экономики и энергетики России. Причем все эти модели взаимодействуют друг с другом. Широкий охват исследуемых объектов позволяет создавать очень комплексные и взаимоувязанные прогнозы, которые помогают определять стратегические направления развития энергетики нашей страны.
Carbon-CAP (проект Евросоюза):
Оценка перетоков выбросов углекислого газа посредством мировой торговли
Почему это важно:
В современном мире общество озабочено выбросами углекислого газа (которые образуются в результате сжигания энергоресурсов – например, для производства электроэнергии или для движения автомобиля), потому что считает их одной из причин глобального потепления.
Для того, чтобы бороться с ними, страны заключают международные соглашения и стараются ограничить объем выбросов для каждой страны. Проблема заключается в том, что многие товары производятся в одной стране (например, в Китае), а затем продаются и потребляются в другой (например, в США). Соответственно выбросы, которые были совершены в процессе производства, официально были отнесены на счет страны-производителя, но на самом деле «перетекли» в страну-потребитель в виде проданных товаров. Это серьезно искажает представления об ответственности разных стран за совершенные выбросы углекислого газа в мире.
Чтобы оценить объемы таких углеродных перетоков и понять, какие именно страны несут за них ответственность, был создан специальный расчетный комплекс, позволивший достичь поставленной цели.
РЖД:
Прогноз грузовых железнодорожных-перевозок
Почему это важно:
Железная дорога – основной способ перевозки грузов в России. Организация железнодорожных-перевозок – сложная задача. Необходимо проложить пути, обеспечить подвижной состав и спланировать все так, чтобы пропускная способность разных направлений не входила в противоречие с потребностью перевезти нужный объем грузов. И чтобы система работала как часы нужно заранее понимать, какие объемы и по каким направлениям будут двигаться.
Для этого наш институт выполнял прогноз железнодорожных перевозок с учетом ожидаемых показателей экономического развития регионов России.
Минэнерго России:
Разработка системы прогнозирования российского нефтяного сектора
Почему это важно:
Нефтяной сектор является ключевым в российской экономике. Он обеспечивает значительную часть доходов в бюджет страны, формирует приток валюты, а от мировых цен на нефть в существенной степени зависит курс рубля. Даже с учетом провозглашенных целей по диверсификации экономики и уходу от сырьевой зависимости в ближайшей перспективе нефтяной сектор продолжит играть важную роль в формировании экономической динамики России.
Поэтому необходимо хорошо понимать параметры его функционирования и четко выстраивать приоритеты в стратегии его развития. Для этого Минэнерго России запустило проект по разработке детальной системы моделирования процессов добычи нефти, производства нефтепродуктов, транспортировки и реализации нефтяных грузов, причем в увязке с показателями развития экономики страны. Были приглашены ключевые организации, обладающие компетенциями по нефтяному сектору, в том числе и наш институт.
Гранты Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда:
Конкретизация концепции продовольственной безопасности РФ.
Почему это важно:
В настоящее время цели и механизмы аграрной политики в России определяются концепцией продовольственной безопасности. Она подразумевает достижение высокого уровня продовольственного благополучия и самообеспечение страны базовыми видами продовольствия. При этом в явном виде не анализируются риски зависимости внутреннего агропродовольственного рынка от импорта, не рассматриваются негативные эффекты от реализации политики, направленной на повышение уровня самообеспечения.
Мы продемонстрировали противоречивость понятия «продовольственная безопасность», показав, что, во-первых, импорт может выступать в качестве фактора, повышающего уровень продовольственного благополучия, а ограничение импорта может приводить к снижению доступности продовольствия, во-вторых, самообеспечение продовольствием не гарантирует «защищённость» внутреннего рынка от различных угроз (например, от неурожая внутри страны, удорожания производственных ресурсов для АПК или снижения реальных доходов населения при кризисах в российской экономике). На примере молока и молочных продуктов мы проиллюстрировали негативное влияние политики ограничения импорта на доступность и качество продуктов питания, на динамику роста российского молочного рынка и на перспективы развития внутреннего производства и переработки сырого молока. На основе этого анализа мы подготовили предложения по корректировке (уточнению) концепции продовольственной безопасности РФ, по методике оценки её текущего уровня, а также обосновали в конструктивной логике стратегию развития молочного подкомплекса РФ, которая на начальном этапе допускала умеренное ослабление требований к самообеспечению страны качественной молочной продукцией.
Газпром нефть:
Прогноз потребления моторных топлив в регионах России
Почему это важно:
Транспортный сектор – основной потребитель нефти в виде моторных топлив (бензин, дизельное топливо). Поэтому нефтяные компании особое внимание уделяют именно этому сегменту.
Изучение мирового опыта показывает, что степень автомобилизации (а соответственно и спрос на моторные топлива) определяется среднедушевыми доходами населения. Таким образом, прогноз потребления бензина и дизельного топлива необходимо выстраивать на основе показателей развития экономики, поскольку оно определяет благосостояние людей.
Такие расчеты выполнялись в разрезе регионов России – представление о пространственной структуре будущего спроса позволяет заблаговременно спланировать логистику поставок моторных топлив до точек сбыта, чтобы осуществить ее самым оптимальным способом.
Министерство сельского хозяйства России:
Долгосрочное сценарное прогнозирование потребления и производства аграрной продукции
Почему это важно:
Традиционные рынки сбыта отечественной агропродовольственной продукции приближаются к физическому насыщению. Это означает, что спрос на продовольствие становится менее чувствительным к росту доходов населения, а у сельхозпроизводителей возникают сложности со сбытом своей продукции. В этих условиях государству важно понять, как следует изменить политику поддержки аграрного производства, чтобы избежать рассогласованного развития АПК в различных регионах. В противном случае могут обостриться риски перепроизводства в сельском хозяйстве и снижения финансовой устойчивости сельхозпроизводителей.
Мы разработали методику составления взаимоувязанных региональных балансов ресурсов и потребления основных видов сельхозпродукции, применение которой позволило бы согласовывать программы развития агропромышленного комплекса в различных субъектах РФ с перспективной ёмкостью рынков сбыта их продукции.
Администрации регионов России:
Стратегии развития регионов
Почему это важно:
Все регионы различаются между собой – по численности и составу населения, по доходам, по наличию природных ресурсов, по набору действующих отраслей. Некоторые регионы имеют выраженную промышленную направленность, другие за счет культурного богатства и природного разнообразия обладают туристическим потенциалом. Региональная экономическая политика должна быть выстроена таким образом, чтобы максимально использовать свои сильные стороны и каким-то образом компенсировать слабые.
Для того, чтобы выделить точки роста, правильно расставить приоритеты и определить набор необходимых институциональных, налоговых, инфраструктурных мер, регионы принимают или актуализируют (под современные условия) стратегии своего развития. Наш институт принимал участие в разработке стратегий для целого ряда регионов. Такая работа предполагает не просто словесное изложение идей – необходимо еще построить прогнозную модель экономики региона и обсчитать предлагаемые меры на предмет их реализуемости и эффективности. По итогам таких проектов мы выдаем выверенные и взаимоувязанные предложения, обоснованные с помощью научных методов.
МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии):
Оценка эффектов от международного сотрудничества в области строительства атомных станций
Почему это важно:
Технологиями строительства атомных станций обладают всего несколько стран в мире. Специфика АЭС заключается в том, что они очень дорого обходятся на стадии строительства, зато на стадии эксплуатации дают практически бесплатную и экологически чистую электроэнергию.
Из-за этих особенностей иметь у себя АЭС хотят многие страны, не обладающие нужными технологиями. Поэтому возникают проекты, в рамках которых одна страна строит АЭС на территории другой страны. Принимающая страна оплачивает строительство атомной станции (часто за счет кредита, который предоставляет ей страна-строитель), и затем в течение 50-60 лет (типовой срок жизни атомных блоков) имеет дешевую электроэнергию, периодически докупая у страны-строителя ядерное топливо для реактора.
Чтобы понять целесообразность подобных проектов, нужно оценить позитивные эффекты для каждой стороны на всем сроке службы станции и сопоставить их со стоимостью проекта. В рамках исследовательской работы была разработана расчетная модель, позволяющая выполнить подобные оценки.
В работе есть и творческая составляющая. Во время обучения в МФТИ я привыкла, что у задачи всегда есть лишь определенное число правильных ответов, а чаще – всего один. Но задачи, стоящие перед студентами и учеными ИНП РАН, не имеют однозначно правильного решения. Часто классические теоретические подходы нельзя применить к реальным жизненным ситуациям, а ведь ещё существует и проблема не идеальности статистики (как использовать идеальную модель, если не существует идеальной статистики?). Потому здесь и важен творческий подход.
Читать полностью
На втором курсе мое внимание к ИНП РАН привлекли отзывы старшекурсников, с интересом рассказывавших об институте, и презентация кафедры перед студентами МФТИ.
Предметы на кафедре преподают высококлассные эксперты, каждый специализируется на своей сфере экономики. Обучение неразрывно связано с прикладными задачами, а один из курсов полностью посвящен проектам института. Это не только помогает студентам познакомиться с деятельностью ИНП РАН, но и позволяет им самостоятельно воспроизвести и попробовать части институтских проектов в рамках домашнего задания.
Уже после полугода успешного обучения мне удалось получить работу в институте, и я постепенно начала помогать реализовывать проекты для компаний и различных государственных органов. Мне очень важно понимать, что моя работа будет полезной как для коллег по данной области исследования, так и для лиц, принимающих решения.
Особенность кафедры – относительная свобода в выборе темы ВКР. Это может быть область, с которой вы сталкиваетесь в повседневной жизни, и потому уже имеете представление об объекте исследования в ней. Например, общественный транспорт. Это может быть и что-то совершенно новое, на первый взгляд совсем непонятное. Например, рынки торговли выбросами парниковых газов в разных странах. При желании можно применить в ВКР и различные математические модели, программирование и так далее, поскольку единственно верного пути решения поставленной в ВКР задачи нет.
Обучаясь в МФТИ, студенты приобретают один очень важный навык, а именно умение разобраться в новом предмете за короткие сроки. Этот навык необходим и при работе в ИНП РАН. Какую бы тему исследования ни выбрал студент, он должен стать в ней экспертом практически “с нуля”. Чтобы во всём разобраться, нужно прочесть большой объём литературы. Что безусловно расширяет кругозор и углубляет знания студентов во множестве сфер.
Также студенты получают навыки критического мышления. Модельный аппарат во время обучения относительно прост, зато интерпретация полученных результатов – важный, сложный и творческий этап работы. Необходимо не только оценить адекватность полученных значений, но и понять, что скрывается за ними, какое экономическое явление они объясняют. Далеко не всегда это можно сделать из формальных соображений, необходимо также учитывать человеческий фактор.
В работе есть и творческая составляющая. Во время обучения в МФТИ я привыкла, что у задачи всегда есть лишь определенное число правильных ответов, а чаще – всего один. Но задачи, стоящие перед студентами и учеными ИНП РАН, не имеют однозначно правильного решения. Часто классические теоретические подходы нельзя применить к реальным жизненным ситуациям, а ведь ещё существует и проблема не идеальности статистики (как использовать идеальную модель, если не существует идеальной статистики?). Потому здесь и важен творческий подход. До учебы в ИНП РАН меня пугало отсутствие какого-либо алгоритма действий, я просто не могла работать без четкого плана. Теперь творческая часть работы является моей самой любимой. Мне доставляет большое удовольствие составлять собственные модели, описывать необычные явления в экономике.
Также во время обучения и работы в ИНП РАН я овладела продвинутыми навыками работы с пакетом MS Office (он вовсе не так примитивен, как кажется), и развила свои навыки, как бы это странно не звучало, “читать и писать”.
Читать нужно не просто много, но при этом ещё и необходимо всегда задавать себе вопросы: “Всё ли я понимаю из прочитанного? Почему так происходит? Как это можно объяснить?”. Ведь иногда за самыми, на первый взгляд, очевидными вещами кроется много подводных камней, ответы на которые позволят повысить уровень аналитики на голову.
Помимо чтения, в институте приходится постоянно развивать своё умение излагать мысли – это нелегко, но интересно.
Кто заведует кафедрой?
Заведующий кафедрой – научный руководитель ИНП РАН, академик РАН Порфирьев Б.Н., заместитель заведующего кафедрой – заместитель директора ИНП РАН, д.э.н. Ксенофонтов М.Ю.
Какие известные люди работали в ИНП РАН?
Через наш институт прошло много экономистов, занимавших в разные годы высокие государственные (и окологосударственные) должности – например, Белоусов А.Р. (первый вице-премьер правительства), Гайдар Е.Т. (министр экономики и финансов), Клепач А.Н. (заместитель главы минэкономразвития), Нечаев А.А. (министр экономики), Шохин А.Н. (министр экономики, директор Российского союза промышленников и предпринимателей). В институте работает целая плеяда известных экспертов по каждой из отраслей, которых вы часто можете увидеть на телевидении.
Зачем к нам идти?
Прежде всего, если вы хотите разобраться в экономике. Не только на абстрактном теоретическом, но и на конкретном прикладном уровне. Узнать вещи, которые сложно увидеть из моделей и статистики невооруженным взглядом.
На кафедре вы можете получить широкий экономический кругозор, базовое экономическое и макроэкономическое образование, понять, как вообще должна вестись работа хорошего экономиста, и чем она отличается от плохой. Это возможность дополнить классическое образование физтеха с сильным упором на математику теми знаниями, которым учат на экономических факультетах классических экономических институтов, а также уникальными знаниями по конкретным отраслям и областям экономики.
Такие знания можно использовать как оставшись работать в институте, так и в любой коммерческой компании – для любого бизнеса жизненно важно понимать, в каком состоянии его отрасль и куда она движется.
Изначально, поступая на физтех после окончания школы с уклоном на экономическое направление, я выбирала кафедру с названием «Анализ и прогнозирование национальной экономики» с целью продолжения обучения экономике. Поступив на кафедру, слушая лекции, участвуя в дискуссиях на парах, оказалось, что в Институте совсем другая экономика. Точнее, раньше я изучала совсем другую экономику. Здесь она оказалась сложнее: есть разные экономические агенты, их интересы отличаются, а иногда противоречат друг другу, потребительское поведение не рационально, а поведение производителей не всегда соответствует тому, о чем пишут в учебниках, нет единственного верного пути развития, всё зависит от различных условий.
Читать полностью
Изначально, поступая на физтех после окончания школы с уклоном на экономическое направление, я выбирала кафедру с названием «Анализ и прогнозирование национальной экономики» с целью продолжения обучения экономике. Поступив на кафедру, слушая лекции, участвуя в дискуссиях на парах, оказалось, что в Институте совсем другая экономика. Точнее, раньше я изучала совсем другую экономику. Здесь она оказалась сложнее: есть разные экономические агенты, их интересы отличаются, а иногда противоречат друг другу, потребительское поведение не рационально, а поведение производителей не всегда соответствует тому, о чем пишут в учебниках, нет единственного верного пути развития, всё зависит от различных условий. Получается, что экономика совсем не тривиальная наука, которую далеко не всегда можно описать понятными формулами, и вообще формулами.
Наличие разных экономических агентов – государство, бизнес, население – способствует тому, что ответы на один и тот же вопрос будут разные. Например, для бизнеса наиболее важным вопросом будет экономическая и инвестиционная эффективность, а для государства и населения помимо этого могут быть также важны социальные, экологические, мультипликативные и другие эффекты. Причем почти все эти показатели можно посчитать, но до этого счета последует довольно длинная витиеватая цепочка рассуждений, объясняющих предлагаемые расчеты, а затем – меры и решения. Именно эту цепочку рассуждений учат выстраивать на кафедре. Здесь не будет готового алгоритма действий. Это, с одной стороны, создает возможности для творчества. С другой стороны, заставляет сколь возможно глубоко и всеобъемлюще погрузиться в проблему, потому что любые выводы, расчеты, предложения – это большая ответственность. Особенно, если результаты нашей деятельности будут использоваться в качестве рекомендаций для Правительства РФ или российских компаний. Я считаю очень важным, что большая часть того, что мы делаем, не идет «в стол», а так или иначе используется, делает экономику эффективнее, а жизнь людей лучше.
Поскольку экономика не стоит на месте, в ней постоянно что-то происходит, у ученых всегда есть поле для исследований, а работы сотрудников Института – всегда на самые актуальные темы.
Конечно, обучение на кафедре и, возможно, дальнейшая работа в ИНП РАН совсем не похожа на то, что обычно студенты представляют, поступая на экономическую кафедру. Само обучение требует от студентов усилий, а переход мышления от математики к экономике может идти годами. Поэтому, могу сказать, что макроэкономика и прогнозирование не для всех, а работать в Институте остаются не случайные люди. Но если обучение смогло заинтересовать, то ИНП РАН отличное место для реализации своего потенциала.
Чему можно научиться?
Цикл занятий начинается с описания того, как именно функционирует экономика, являющаяся совокупностью отдельных производственных отраслей, транспорта, финансового сектора, сферы услуг, бюджетного сектора и населения.
Будет введено такое основополагающее понятие как «межотраслевые взаимодействия», с помощью которых может быть описана технология получения любого потребляемого товара с разбивкой на участвующие в процессе отрасли. Мы можем понять, что для того, чтобы получить электроэнергию, необходимо построить электростанцию со специальным генерирующим оборудованием, а также добыть газ или уголь, чтобы их сжечь на станции. Чтобы добыть газ, нужно пробурить скважину, наладить доставку газа с помощью трубопровода. Чтобы добыть уголь, нужно обустроить разрез, снять грунт, отбить уголь, вывезти его с месторождения с помощью грузовиков и железной дороги. Для каждого этапа нужны специальные машины и оборудование, создание которых требует своих производственных цепочек. Но самое интересное, что используемое на каждом этапе оборудование потребляет электроэнергию. Получается замкнутый круг (или, научно выражаясь, «обратная связь»): для получения электроэнергии, помимо всего прочего, нужна и электроэнергия тоже. И чем сложнее производимый продукт, тем сложнее и разнообразнее производственно-технологическая цепочка, и тем сложнее и запутаннее взаимодействия в экономике. Но если удастся увязать их вместе, можно понять, как конкретные изменения в одной отрасли повлияют на другие отрасли и экономику в целом. Хорошая новость состоит в том, что существуют способы описать все эти взаимодействия с помощью математических моделей, о чем вам расскажут на занятиях.
На следующих этапах будет детально изучаться специфика всех отраслей – энергетики, сельского хозяйства, металлургии, машиностроения, строительства, транспорта и т.д. Будет описано функционирование банковского сектора, бюджетно-налоговой и денежно-кредитной системы. Будет рассмотрен инвестиционный процесс, вопросы ценообразования и налогообложения. Изучается демография, структура доходов и расходов населения, функционирование социальной сферы. Конечно, не обойдется и без экономической теории.
В каждой из отраслей экономики есть много живых проблем, нелогичности, нерациональности. Без изучения некоторой истории, выявления подводных камней и причин, к ним приведших, сложно понять реальную картину. На кафедре вы сможете узнать у наших экспертов как устроена реальная экономика, а не только абстрактная.
Вы узнаете про то, как можно при помощи математических моделей описать экономику и ее отдельные составляющие. А также как с помощью таких моделей можно получать практические выводы о реальной экономике и строить сценарные прогнозы на будущие периоды.
Вы научитесь думать, как экономист, проводить экономический анализ и исследования, находить обоснованный ответ на интересующий вас вопрос.
Вы научитесь отличать плохое экономическое исследование от хорошего. Читая прогнозы разных экспертов, вы будете сразу видеть: толковый ли специалист писал, хорошая работа или все взято с потолка.
Также вы научитесь понимать, куда движется экономика, как развиваются отрасли. Это важно не только экономистам, но и в бизнесе: далеко не все могут предвидеть ситуацию и заранее угадывать, какие перспективы у бизнеса в зависимости от внешних условий. Другими словами, это умение мыслить стратегически.
На кафедре изучается экономика, причём с акцентом не на теорию, а на анализ и сценарное прогнозирование реальных процессов социально-экономического развития. Иными словами, рассматриваются вопросы, с которыми каждый из нас сталкивается ежедневно.
Читать полностью
Я обучался на этой кафедре с 2007 по 2010 год, впоследствии поступил в аспирантуру ИНП РАН, в 2014 г. защитил кандидатскую диссертацию. В настоящее время являюсь старшим научным сотрудником ИНП РАН (со стажем работы более 10 лет).
Среди основных достоинств кафедры, на мой взгляд, можно выделить следующее:
1) Преподаватели.
На кафедре преподают сотрудники Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, большинство из них – ведущие специалисты в своих областях. Таким образом, учёба тут – это возможность напрямую узнать о методах анализа и прогнозирования, применяемых в реальной практике экономических исследований. Кроме того, я бы отметил доброжелательность и неравнодушие к студентам. Большая часть научных руководителей здесь заинтересована в том, чтобы ребята развивались, становились единомышленниками и оставались в Институте.
2) Специфика исследований.
На кафедре изучается экономика, причём с акцентом не на теорию, а на анализ и сценарное прогнозирование реальных процессов социально-экономического развития. Иными словами, рассматриваются вопросы, с которыми каждый из нас сталкивается ежедневно. В этом смысле исследования здесь представляются более «приземлёнными», чем на других кафедрах. Но при этом внимание государства и общества к проблемам экономики выше, чем к фундаментальным и прикладным научным проблемам (что предопределяет востребованность наших исследований).
К специфике можно также отнести и методы исследований. Они зачастую неформальны: необходимо много читать, собирать и анализировать статистику, использовать общеэкономическую логику для того, чтобы попытаться разобраться с рассматриваемыми проблемами. Что касается математической подготовки, то требования здесь сравнительно не высоки. Большинство моделей просты и интуитивно понятны («прозрачны» для разработчика и пользователей), практически не используют сложных операций. Для работы с ними понадобится лишь знание основ линейной алгебры, эконометрики и, в крайнем случае, методов оптимизации. Вместе с тем, опыт показывает, что реализовать себя на этой кафедре могут и ребята с продвинутой математикой и программированием.
3) Карьерные возможности.
При обсуждении преимуществ кафедры часто упоминаются исследовательские проекты, которые Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН реализует по заказам крупных российских компаний и государственных структур. Студенты кафедры на старших курсах привлекаются к участию в этих проектах. Но, на мой взгляд, это не правило, а скорее бонус. Для этого студенту необходимо прежде показать свою эффективность, заслужить доверие руководителей работ. Но как только физтехи начинают хорошо ориентироваться в своих темах исследований, становятся более самостоятельными и развивают умение писать экономические тексты, они получают всё больше и больше нагрузки, а значит, и больше возможностей для развития.
Из своего личного опыта я хотел бы также отметить следующее. Я знаю как истории успеха физтехов в ИНП РАН, так и случаи, когда ребята разочаровывались в кафедре или экономике. Причины неудач, на первый взгляд, различны, но все они в конечном счёте сводятся к одному и тому же – к нежеланию вкладывать силы в исследования.
Во-первых, зачастую оказывается неинтересным сам предмет исследования. Здесь бы я посоветовал по максимуму погрузиться в проблематику исследования («зацепить» предмет), читать много экономической литературы по рассматриваемым вопросам. Многие из студентов, разочаровавшихся в экономике, на мой взгляд, просто не уделили ей достаточно времени и потому остались невовлечёнными, незаинтересовавшимися.
Во-вторых, случается так, что физтехов не привлекают к проектам (несмотря на их исследовательский потенциал), а работа над своим дипломом не позволяет реализовать имеющиеся амбиции. В результате, по окончании обучения на кафедре, не встроившись в проектную работу Института, студент уходит в реальный сектор экономики (консалтинг, аудит, банковскую аналитику и т.д.). Данный вариант не является провальным, но это не обязательно то, на что студент рассчитывал, поступая на кафедру. Здесь всё зависит от нескольких факторов. Первый – работа над дипломом, которая позволяет показать свою полезность и получить шанс поработать в проекте. Второй фактор – умение пользоваться предоставленным шансом. Прежде всего, в Институте ценится исполнительность, работоспособность и аккуратность. Но, помимо этого, для продвижения и в работе над дипломом, и в проектной работе необходимы два умения (которых изначально у физтехов, как правило, нет). Первое – способность задавать вопросы, формулировать своё непонимание, структурировать проблему и затем пошагово с ней разбираться. Второе – способность чётко и спокойно, без спешки и боязни, логично излагать свои мысли (это базовое умение, необходимое для написания текстов). Всё это приходит не сразу, а с опытом, с ошибками, но для этого, естественно, необходимо желание получать опыт.
В итоге ключевыми факторами, определяющими возможности продвижения на этой кафедре, представляются интерес к экономике, работоспособность и инициативность. Если это есть, то всё получится (не только на этой кафедре, но и в бизнесе).
Дипломные работы и научные исследования
На 4 курсе вы сможете выбрать научного руководителя, у которого вы будете делать ваше первое научное исследование – бакалаврский диплом. На 5 и 6 курсах у вас будет два года на подготовку магистерской диссертации. Это более серьезная работа, в рамках которой можно заняться и сложным математическим моделированием, и глубоким гуманитарным изучением процессов, происходящих в вашей области.
В институте есть специалисты по всем значимым отраслям, поэтому вы сможете выбрать ту отрасль или макроэкономическую тему, которая вам интересна. Например, вы можете взять тему по отрасли, в которой хотите работать в будущем. Или по какому-нибудь макроэкономическому направлению – энергетика, финансовый сектор, государственный бюджет, демография, трудовые ресурсы и так далее.
После этого все зависит от вашей инициативности. Если подойти к делу всерьез, за год вы сможете начать неплохо разбираться в теме. А наработанные навыки практического анализа вам пригодятся как в научной работе, так и в бизнесе.
Темы исследований, которыми занимаются студенты, возникают не просто так. Практически всегда они касаются тех актуальных и еще не решенных вопросов, с которыми сталкиваются их научные руководители в рамках выполнения проектных работ.
Роль научного руководителя заключается в том, чтобы разбить все исследование на отдельные шаги, ставить перед студентом на каждом этапе правильные вопросы, снабжать нужными материалами (или подсказывать, где их искать) и статистикой, помогать постепенно продвигаться по научному исследованию и шаг за шагом достичь поставленной цели.
Работа для студентов
Если мы видим, что студент активно учится, проявляет пытливость в выполнении заданий, мы можем предложить ему работать на младших позициях ИНП РАН. Такие студенты получают зарплату, могут претендовать на внутриинститутские исследовательские гранты, и при должном усердии к концу обучения станут достойно разбираться в своей области. Конечно, за три года не получится стать мастистым специалистом (ведь кругозор и опыт так быстро не набрать), но вы уже будете не новичком и обладать вполне серьезными знаниями.
Часто таким студентам предоставляется возможность поучаствовать в реальных проектах, выполняемых институтом.
Несколько примеров. Студенты со старших курсов кафедры:
- готовили ежемесячные аналитические обзоры мирового рынка нефти в рамках большого консалтингового проекта для компании «Роснефть». Они не только описывали последние события и тенденции, но и делали краткосрочный прогноз динамики ВВП и спроса на нефть в крупнейших странах и мире в целом, используя научные подходы и модельные конструкции, которым научились на кафедре;
- участвовали в моделировании автомобильного рынка и построении прогноза потребления моторных топлив в разных регионах России;
- участвовали в изучении перспектив электромобилей и их влияния на мировые рынки нефти.
Изначально понравилось название кафедры «Анализ и прогнозирование национальной экономики», звучит интересно и сложно. После рассказов старшекурсников с этой кафедры было базовое понимание, что здесь занимаются прикладной экономикой, более гуманитарной, но математику также можно применить.
Читать полностью
Почему выбрала кафедру
Изначально понравилось название кафедры «Анализ и прогнозирование национальной экономики», звучит интересно и сложно. После рассказов старшекурсников с этой кафедры было базовое понимание, что здесь занимаются прикладной экономикой, более гуманитарной, но математику также можно применить.
Что нравится в ИНП
Учебные пары на кафедре значительно отличались от пар на физтехе. Здесь постоянно задавали сложные вопросы, над которыми я никогда не думала раньше. Пары проходили порой непросто, но очень интересно. Чувствовалась вовлеченность преподавателей (настоящих ученых) и на парах, и потом при написании дипломов. Здесь нас правда хотят научить, и обучение включает не только знания и умения, но также манеру мыслить, логику размышлений.
Иногда в институте привлекают студентов к работе над реальными проектами института (если они всерьез учатся и стараются), что помогает понять, чем можно заниматься в институте, если остаться здесь дальше. Проекты в институте часто не похожи между собой. Каждый новый проект позволяет изучить новые темы или знакомые темы с другой стороны.
Чему можно научиться
На кафедре в ИНП учат отличным от физтеха вещам, очень неожиданным. Например, формулировать свои мысли в текстах, что является важным и полезным умением для будущей работы и жизни в целом. Удивительно, но писать тексты сложно и это мало кто умеет. Также на кафедре учат понимать реальную экономику, которая как объект исследования ни на что похожа, и понимать суть процессов в ней, что в ней работает, а что нет и почему не работает. На кафедре учат думать и решать задачи так, как это делают макроэкономисты, учат смотреть на проблему с разных сторон и рассматривать разные условия и гипотезы. То, о чем рассказывают, потом сложно найти в том же виде в книгах. На кафедре не будет уделяться много времени инструментам для работы, их при необходимости нужно будет изучить самому. На эту кафедру стоит идти тем, кто хочет заниматься экономикой и исследованиями, связанными с ней, а также научиться смотреть на проблему «сверху» и с разных сторон, разбираться в сути.
Какие качества нужны для учебы на кафедре?
Бытовая смекалка.
Максимум пользы вы получите, если вам нравится решать не только математические, но и жизненные задачи. Специфика работы такова, что нужно не только решать уравнения, но и понимать, какие человеческие мотивы стоят за числами, находить объяснения из реальной жизни тем трендам, которые наблюдаются из статистики.
Творческий подход.
Часто оказывается так, что классический теоретический подход к задаче оказывается не совсем применимым в силу разных обстоятельств и особенностей реальной жизни или специфики конкретной страны. В таких ситуациях приходится отходить от плана и действовать творчески – не следовать алгоритму, а создавать свой алгоритм для решения задачи. В ИНП РАН каждый рано или поздно сталкивается с такой ситуацией.
Если вы умеете работать только когда вам говорят «сделай раз, два, три и получится результат»; если вам очень важно, чтобы вам постоянно выдавали алгоритм действий и правила; чтобы кто-то говорил, что надо делать – будет непросто и стоит подумать о выборе другой кафедры. Если вас не пугает отсутствие выданного кем-то свыше алгоритма, если вам нормально пойти поучится самому и поискать информацию, не зная заранее, где она найдется, или попробовать придумать какое-то, пусть не самое эффективное, решение жизненной проблемы, которую еще никто не решал – все будет нормально.
Подчеркнем, это не вопрос каких-то особых, выдающихся способностей, которые нужны для доказательства теоремы Ферма. Это вообще не вопрос математики. Просто бывает, что человеку легко работать, когда он заранее знает, что нужно сделать, чтобы получить результат. А когда это неизвестно, он впадает в ступор, теряется, ему некомфортно. И это не плохо и не хорошо. Люди с таким складом тоже учатся с высшими баллами и хорошо работают во многих профессиях и на многих должностях.
Инициативность.
В нашей сфере много материалов, которые стоит и нужно прочитать. Нельзя сказать: «вот это выучи, и достаточно». Вам нужно самим хотеть разобраться в проблеме, изучая для этого дополнительные источники информации.
Вам должно быть привычно учиться для самих себя, а не для того, чтобы получить «зачет». Без этого будет сложно получить пользу из дипломных работ на кафедре, как и работать экономистом. У вас, конечно же, будет научный руководитель, который будет направлять вас, подсказывать и объяснять. Но в конечном итоге он не может расширять понимание темы за вас, как тренер по бегу не может натренировать мышцы за бегуна. Цель дипломной научной работы не в том, чтобы решить задачу, а в том, чтобы научится находить ответы самому.
Любознательность и кругозор.
Если вы еще в школе с интересом смотрели новости, какие-то передачи про экономику, дискуссии экспертов – у вас есть нужная жилка. Тогда читать разные материалы по вашей области будет легко и приятно. Если для вас почитать – это лишнее наказание, а вместо этого вы бы предпочли составить расчетную модель из формул – вам будет очень тяжело. В нашем деле составить модель – это половина работы, надо еще и сопоставить ее с реальностью.
Экономист – это не только набор знаний, это еще и его уникальный ум, личная интерпретация, интуиция, и они-то и нарабатываются любознательностью. Вам должна быть интересна жизнь за окном, как устроена и работает страна. Тогда все пойдет легко и само собой.
Трудолюбие и целеустремленность.
Не получится ничего не делать. Даже будучи очень умным, бакалаврскую и магистерскую по экономике сложно сделать по-быстрому – тут нужно не только задачку решить, но и в гуманитарной информации разобраться. А это требует времени. Студенты, не готовые к такому формату, часто уходят на кафедры полегче.
Все же кафедра имеет гуманитарный или математический уклон?
В действительности это синергия гуманитарного и математического подхода, которая позволяет глубоко разбираться в экономике. Потому что без математики вы не сможете построить систему расчетов, а без гуманитарного изучения предмета вы не сможете верно описать логику и специфику взаимодействия разных экономических объектов.
В институте, конечно же, есть работа со сложными математическими моделями. Межотраслевой баланс Леонтьева, эконометрика, методы оптимального управления, имитационное моделирование, элементы теории вероятностей и теории игр – все это применяется в зависимости от поставленной задачи.
При этом мы никогда не стремимся построить как можно более сложную математическую модель ради самой сложности, ради красоты математики. Модели для нас прежде всего практический инструмент.
Ключевая особенность института – мы не ограничиваемся тем, что подаем в модель официальную статистику в качестве начальных данных. Мы анализируем, что стоит за статистикой по каждой из отраслей, соотносится ли она с реальностью, почему она именно такая, общаемся с отраслевыми экспертами, участвуем в семинарах и конференциях, где обсуждаем интересующие нас вопросы. В общем, сочетаем цифры и исследование реального положения дел «на земле».
Таким образом, часть нашей работы состоит в анализе данных на содержательном уровне – интерпретация статистики и ее анализ на уровне графиков и таблиц. Такой «гуманитарный» анализ необходим, потому что уже при помощи него можно сделать множество важных выводов. А без него легко потерять связь цифр с реальностью.
Есть ли программирование?
В экономике достаточно тем и проблем в каждой из областей, которые не требуют программирования. В реальной работе вам может быть достаточно применения специализированных программ по матстатистике.
Однако владение начальными навыками программирования может принести большую пользу экономисту. Например, знание языка VBA в рамках пакета Microsoft Office выведет ваш вычислительный и аналитический потенциал на более высокий уровень. Навыки работы с SQL позволят обрабатывать массивы больших данных, которых с каждым годом открывается все больше и больше. Так как многие данные еще не изучены, их анализ даже без сложных математических моделей позволяет получить много интересных результатов, которые могут лечь в основу вашей научной работы. Более того, в дальнейшем к ним можно применить алгоритмы big data и получить еще больший эффект.
Тем не менее, использование программирования не навязывается, и обычно является результатом личной инициативы студента.
Можно ли поступить с ФИВТ?
Да, никаких проблем. Мы совершенно одинаково относимся к поступающим и учащимся с обоих факультетов. Обучение на кафедре построено так, что ни для студентов ФИВТ, ни для студентов ФУПМ не возникает каких-либо сложностей из-за различия в факультетских программах.
Нет и каких-либо сложностей включиться в общение с одногруппниками с другого факультета. Ведь обучение экономике стартует для всей группы с нуля, и все в одной лодке. Новые профессиональные интересы позволяют студентам без проблем познакомиться друг с другом.
Мы будем рады учить студентов с любого из факультетов. Главное – их интерес к экономике.
Что можно почитать?
Выбор кафедры – это серьезный жизненный выбор. От него зависит в какой области вы будете лучше всего разбираться на выходе из института. Поэтому разумно потратить время и перед выбором кафедры почитать какие-то начальные материалы по теме. Тем более сама тема такова, что в любом случае пригодится вам в будущем.
Вот несколько вариантов.
- «Экономикс» Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Это один из самых популярных начальных учебников по макроэкономике. Хороший перевод, легко читается. Конечно, лучше постараться найти одно из последних изданий, чтобы читать со свежими данными и современными историями – так интереснее.
- «Прикладное прогнозирование национальной экономики: учебное пособие». Выпущенный кафедрой сборник. Некоторые главы содержат уже устаревшие цифры, но здесь очень хорошо описана логика развития и функционирования отдельных сфер российской экономики, которая остается актуальной до сих пор. Кроме того, в сборнике приведены базовые понятия, с которыми мы работаем.
- «Экономические беседы». В этой книге академик Яременко (директор ИНП РАН с 1987 г. по 1996 г.) рассказывает об экономике СССР и переходном периоде. Конечно, часть информации в книге носит только исторический интерес. Но в ней обсуждаются фундаментальные процессы, которые до сих повторяются во всем мире и будут повторятся, так что книга вполне актуальна. Книга написана очень простым разговорным языком и передает смысл нашей работы: для чего проводятся анализ и математические построения, в чем суть макроэкономики и вопросов, стоящих перед макроэкономистами.
- Интервью в категории «макроэкономика». Прочитав несколько интервью, можно понять, какие вопросы сейчас волнуют макроэкономистов, и в чем состоит наша работа.
- Журнал «Эксперт». Также дает хорошее понимание того, с какими проблемами работает институт. Кроме того, его можно почитать в качестве теста – интересно или «через не могу». Это хороший индикатор в вопросе выбора кафедры.
Куда потом?
Типичные варианты дальнейшей работы наших выпускников такие:
- научные экономические исследования в ИНП РАН (часто студенты остаются у нас насовсем, им нравится)
- стратегический консалтинг
- аналитика в крупном бизнесе или финансовом секторе
- госслужба (министерства, администрации, госкорпорации)
А где посмотреть презентацию кафедры?
Видеозапись презентации в 2020
Видеозапись презентации в 2023
Вы хотите поступать на кафедру?
На текущий момент собеседование для бакалавриата 2024 на кафедру уже прошло. Можно, заполнив форму, встать в конец списка очередности, на случай, если кто-то из отобранных по собеседованию откажется. Также можно заполнить эту форму, если Вас интересует поступление в магистратуру (указав это в комментарии).
Если что-то не работает с формой – напишите, пожалуйста, на