Презентация: “Влияние управления ликвидностью на микроструктуру валютного рынка РФ как фактор роста биржевого валютного рынка”

Биржевые механизмы маркет-мейкинга и программ лояльности предназначены для улучшения микроструктуры рынка: они позволяют сформировать первичную ликвидность, уплотняют стакан, сужают спред, улучшают глубину рынка и, как следствие, повышают привлекательность инструментов для участников торгов.

Совершая операции на рынках, участники торгов стремятся купить или продать необходимый объем по наиболее привлекательной цене (mid-price) в каждый момент времени. Однако часто бывает, что нужного объема по рассматриваемой цене недостаточно, объем «собирается» из стакана 5-10 уровня цены, что мотивирует участников переходить на другие, более ликвидные площадки, а рынок теряет прибыль. Очевидно, что бизнес стремится избежать подобных ситуаций, связанных с потерей как существующих, так и потенциально новых клиентов, и разрабатывает программы развития и поддержания ликвидности. В работе рассматривается эффективность методов привлечения клиентов с точки зрения программ ликвидности.

Выступление на конференции молодых ученых “Создание дохода, накопление национального богатства, формирующиеся рынки и новые мировые финансы

Презентация

Тезисы

Биржевые механизмы маркет-мейкинга и программ лояльности предназначены для улучшения микроструктуры рынка: они позволяют сформировать первичную ликвидность, уплотняют стакан, сужают спред, улучшают глубину рынка и, как следствие, повышают привлекательность инструментов для участников торгов.

Совершая операции на рынках, участники торгов стремятся купить или продать необходимый объем по наиболее привлекательной цене (mid-price) в каждый момент времени. Однако часто бывает, что нужного объема по рассматриваемой цене недостаточно, объем «собирается» из стакана 5-10 уровня цены, что мотивирует участников переходить на другие, более ликвидные площадки, а рынок теряет прибыль. Очевидно, что бизнес стремится избежать подобных ситуаций, связанных с потерей как существующих, так и потенциально новых клиентов, и разрабатывает программы развития и поддержания ликвидности. Далее мы рассмотрим методы привлечения клиентов с точки зрения программ ликвидности.

Рассуждение разделено на две смысловые части: маркет-мейкинг – урегулированная законом область мер, направленных на поддержание ликвидности валютного рынка, и маркетинговые инициативы – новации валютного рынка Московской Биржи в данной области.

Роль маркет-мейкеров в повышении ликвидности

Маркет-мейкер – Участник торгов, заключивший Договор об оказании услуг маркет-мейкера. К обязательствам Маркет-мейкера относят поддержание двусторонней котировки на покупку и продажу с определенным спредом[1]  в течение указанного периода Основной торговой сессии, за что маркет-мейкер получает денежное вознаграждение, размер которого зависит от условий конкретной программы. Однако параметры обязательств могут варьироваться в зависимости от целей маркет-мейкерских программ: например, к основным условиям выполнения обязательств может быть добавлен совокупный объем сделок, который маркет-мейкер должен сделать по указанному инструменту на рассматриваемом рынке вместе с условиями поддержания спреда на объем. Таким образом, маркет-мейкер, выставляя свои котировки, добавляет ликвидность в рынок со спредом, соответствующим 3-4 уровню цены. Отметим несколько фактов в особенностях работы маркет-мейкеров:

  • при сильном движении цены рыночные спреды расширяются, и маркет-мейкер также расширяет спреды вслед за рынком;
  • при экстремально сильном движении цены маркет-мейкер может перестать исполнять обязательства;
  • волатильность зависит от резкого изменения цены в результате действий всех участников рынка, зачастую в этот момент маркет-мейкер снимает свои котировки.

Таким образом, маркет-мейкеры не определяют общий уровень цены инструменты, по которому исполняют обязательства по договору, и не оказывают влияния на волатильность.[2]

Влияние маркет-мейкерских программ на динамик спреда и мгновенной ликвидности

На валютном рынке Московской Биржи на апрель 2019 года действуют 25 маркет-мейкерских программ (инструменты СПОТ, СВОП, поставочные СВОП и фьючерсные контракты) по 9 валютным парам. Мы же рассмотрим наиболее ликвидный инструмент USDRUB_TOM – валютная пара доллар США – российский рубль с датой расчетов T+1.

Впервые маркет-мейкерская программа по данному инструменту была запущена в июне 2017 и действовала по август 2018 года с периодическим не столь значительным обновлением условий. Первая версия программы – Программа №8 СПОТ USDRUB_TOM подразумевала ранжирование маркет-мейкеров в зависимости от качества поддержания спреда и доли пассивных сделок[3]  в общем объеме сделок маркет-мейкера. Вторая версия программы, полноценный запуск которой состоялся в октябре 2018 года, – Программа №8.1 СПОТ USDRUB_TOM предлагает участникам выбрать наиболее комфортный для них объем (1, 3 или 5 млн. USD) с соответствующим спредом (0,06%, 0,07% или 0,08% соответственно). Обе программы направлены на сужение спреда на объем 5 млн. USD и формирования устойчивого уровня ликвидности на крупный объем с целью привлечения клиентов с крупным объемом и уменьшения Market Impact от реализации крупных заявок. Как видно из графика, и старая версия программы оказывают значительное влияние на спред и мгновенную ликвидность. На данный момент в программе успешно принимают участие 4 маркет-мейкера, что достаточно для достижения предполагаемого результата.

Маркетинговые программы лояльности как инструмент роста доли биржевых операций

Помимо классических для мирового валютного рынка маркет-мейкерских программ, новаторство которых со стороны Московской Биржи все же остается в области особых условий определения вознаграждения, на валютном рынке действуют также маркетинговые программы лояльности. Первая из них – Маркетинговая Программа №1 действовала 6 месяцев, с февраля по июнь 2018 года, и была направлена на стимулирование роста пассивных сделок со стороны участников Программы. Причем, в отличии от Маркет-мейкерской Программы №8, действовавшей в тот момент, участникам рассматриваемой Программы не разрешено было перераспределять активные сделки в пассивные, тем самым сохраняя общим объем и долю в рынке, что исключало участников из «гонки» за рейтингом в Программе №8. Основной целью Маркетинговой Программы №1 было увеличение торгов и доли Московской Биржи на валютном рынке РФ и, как следствие, рост комиссионных доходов валютного рынка. Результаты прошедшей Программы видны на графиках, представленных ниже.[4]

Таким образом, за время действия Маркетинговой Программы объемы торгов USDRUB и доля Московской Биржи выросли на 15% и 3,5 п.п. соответственно по сравнению со вторым полугодием 2017 года, выбранном в качестве Baseline – базового периода, на основе которого устанавливались параметры Программы. После окончания Маркетинговой Программы и объемы торгов USDRUB, и доля Московской Биржи сократились на 5% и 6 п.п. соответственно, что еще раз подтверждает эффективность рассматриваемой Программы.

В декабре 2018 года была запущена более продвинутая версия действовавшей Программы, основанная на приобретенном опыте, – Маркетинговая Программа Роста: 100% возврат комиссии, о результатах которой будет рассказано позднее.

[1] Спред двусторонней котировки рассчитывается как максимальная разница между ценами заявок на покупку Инструмента и ценами заявок на продажу к цене заявки на покупку Инструмента, выраженная в %.

[2] Подтверждается также выводом Доклада Банка России «Оценка влияния выскочастотной торговли на параметры российского финансового рынка»

[3] Под пассивной сделкой понимается сделка, заключенная на основании заявки участника торгов, которая выставлена в Торговой системе ранее встречной заявки, приведшей к заключению сделки.

[4] Baseline – период, относительно которого замеряется рост пассивной и общей долей рынка участников Маркетинговой Программы, ММ – маркет-мейкерская программа валютного рынка (ВР), МП – Маркетинговая Программа ВР

Комментарии:

Ещё на сайте: