Тезисы выступления на конференции молодых ученых “Создание дохода, накопление национального богатства, формирующиеся рынки и новые мировые финансы”
Тезисы
Текущее состояние социально-экономического развития российских регионов определяется влиянием неблагоприятной внешней среды (ввод экономический санкций, высокая волатильность мировых цен на нефть, геополитическая напряженность), а также действием внутреннего системного кризиса, связанного с экспортно-сырьевой ориентацией экономики страны. Это сказывается как на структуре экономики страны, так и ее регионах. В этих условиях актуальным является обращение к факторам роста экономики, способным обеспечить качественные изменения социально-экономических параметров, участвующих в образовании валового регионального продукта на стадии образования первичных доходов и их конечного использования.
В настоящее время на чистый экспорт (т.е. экспорт за вычетом импорта) приходится не более 10% в структуре ВВП страны. Тем не менее, он выступает одним из ключевых факторов экономического роста, а чаще спада. Так, по итогам 2017 г. его вклад в прирост ВВП составил -2,3% (экспорт +1,3%; импорт -3,6%). В связи с этим, важным фактором экономического роста, менее зависимым от внешних условий и более поддающимся регулированию, выступает внутренний спрос.
На региональном уровне исследование формирования и использования первичных доходов в экономике позволяет определить направления активизации внутреннего спроса, что и послужило целью данного исследования. На примере одного из субъектов РФ – Вологодской области – можно рассмотреть формирование доходов экономики региона и выявить направления, стимулирующие внутренний спрос.
За период с 2000 по 2016 гг. отмечен структурный сдвиг образования первичных доходов Вологодской области от предпринимательских доходов, формируемых доходами различных организаций и предпринимателей, к оплате труда наемных работников, представленных сектором домашних хозяйств (Табл. 1).
Таблица 1. Структура образования доходов в Вологодской области, % к итогу.
Показатель | 2000 | 2005 | 2010 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | Изм. 200–
2016 гг., п.п. |
Оплата труда наемных работников | 31,8 | 36,1 | 47,5 | 48,3 | 45,4 | 37,3 | 37,8 | +6,0 |
Чистые налоги на производство | 3,9 | 1,0 | 1,7 | 2,7 | 2,5 | 2,3 | 2,4 | -1,5 |
Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы | 64,3 | 62,9 | 50,7 | 49,0 | 52,1 | 60,4 | 59,8 | -4,5 |
Источник: данные Вологдастата. |
Это позволяет рассматривать сектор домашних хозяйств как один из основных экономических агентов, формирующих внутренний спрос в регионе.
Анализ статистических данных показал, что в Вологодской области наблюдается негативная динамика внутреннего спроса. За 2008–2016 гг. его объем уменьшился на 4% (Табл. 2). При этом потребительские расходы выросли лишь на 2,1%, а валовое накопление основного капитала сократилось на 17,1%. В последние годы ситуация с внутренним спросом еще более сложная. За 2012–2016 гг. он сократился на 23,1%: потребительские расходы снизились на 9,7%, валовое накопление основного капитала – на 44,7%. В структуре внутреннего спроса большая часть приходится на потребление домашних хозяйств. В 2016 г. их доля составила более 52%, причем за последние 9 лет она увеличилась почти на 8 п.п.
Таблица 2. Внутренний спрос в Вологодской области в 2008–2016 гг., млрд. руб. (в ценах 2016 г.).
Показатель | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2016 к 2008 г., % | 2016 к 2012 г., % |
Внутренний спрос | 430 | 370 | 397 | 474 | 536 | 439 | 429 | 402 | 412 | 96,0 | 76,9 |
1. Расходы на конечное потребление, в т.ч. | 292 | 271 | 283 | 303 | 330 | 337 | 328 | 308 | 298 | 102,1 | 90,3 |
домашних хозяйств | 188 | 177 | 195 | 211 | 234 | 236 | 231 | 219 | 214 | 113,9 | 91,5 |
государственного управления | 104 | 94 | 88 | 92 | 96 | 102 | 97 | 88 | 84 | 80,8 | 87,5 |
2. Валовое накопление основного капитала | 138 | 98 | 114 | 171 | 206 | 102 | 101 | 94 | 114 | 82,9 | 55,3 |
Справочно: | |||||||||||
ВРП | 472 | 411 | 434 | 464 | 486 | 466 | 479 | 486 | 486 | 103,1 | 100,0 |
Доля внутреннего спроса в использовании ВРП, %* | 91 | 90 | 92 | 102 | 110 | 94 | 89 | 83 | 85 | 93,1 | 77,3 |
*Значение отклоняется от 100% на величину чистого кредитования (заимствования).
Источник: рассчитано на основе: Основные показатели системы национальных счетов по Вологодской области. 2016: стат. сборник / Вологдастат. – Вологда, 2018. – 70 c.
Потребление домашних хозяйств Вологодской области на душу населения в 1,7 раза ниже среднего значения по стране (Табл. 3). При этом темпы его роста существенно отстают от среднероссийских, т.е. отставание увеличивается. По этому показателю область находится на последнем месте в СЗФО.
Таблица 3. Фактическое конечное потребление домашних хозяйств в 2008–2016 гг., тыс. руб. на душу населения (в ценах 2016 г.).
Показатель | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2016 к 2008 гг., % |
РФ | 313 | 304 | 312 | 339 | 359 | 407 | 395 | 361 | 354 | 113,0 |
СЗФО | 307 | 301 | 310 | 335 | 349 | 357 | 347 | 332 | 334 | 108,7 |
Вологодская область | 202 | 188 | 201 | 216 | 238 | 239 | 233 | 220 | 213 | 105,8 |
Справочно: | ||||||||||
Отношение ВО к РФ, % | 64,4 | 61,9 | 64,5 | 63,7 | 66,3 | 58,9 | 59,0 | 61,1 | 60,3 | 93,6 |
Отношение ВО к СЗФО, % | 65,7 | 62,5 | 65,0 | 64,5 | 68,1 | 67,1 | 67,2 | 66,4 | 63,9 | 97,3 |
Источник: рассчитано на основе: Основные показатели системы национальных счетов по Вологодской области. 2016: стат. сборник / Вологдастат. – Вологда, 2018. – 70 c.
Таким образом, негативное состояние внутреннего спроса (в т.ч. потребительского) в Вологодской области представляется статистически установленным. Он сокращается, а душевые объемы значительно меньше, чем в среднем по стране.
Стимулирование потребления домашними хозяйствами товаров и услуг, особенно отечественного производства, может рассматриваться как направление, активизирующее внутренний спрос в регионе. Это позволит нарастить ресурсы для инвестиций организациям, которые обслуживают потребительский спрос.
В исследовании на основании метода межотраслевого баланса обосновано, что стимулирование потребления домашними хозяйствами товаров и услуг, производимых сферой туризма, которые более чем на 85% отечественного производства, способно изменить структуру потребления, выступая в качестве направления активизации внутреннего спроса (Рис. 1).
Рис. 1. Прирост выпуска, вызванный двукратным ростом туристского потребления, %.