Согласно предложениям Минфина[1] начиная с 2025 г. ставка по налогу на прибыль предприятий будет повышена с 20% до 25%. По оценкам Минфина это должно принести в бюджетную систему в 2025 г. 1,6 трлн. руб., а за период 2025-2026 гг. свыше 11 трлн. руб. дополнительных налоговых поступлений.
Изменения в динамике макроэкономических показателей в связи с новыми параметрами перераспределении добавленной стоимости между государством и бизнесом будут зависеть не только от налоговой ставки, но и от других условий. К таким условиям относятся:
- направление использования дополнительных бюджетных доходов. Дополнительные поступления могут быть направлены на: увеличение конечного потребления государственных учреждений (предоставление населению товаров и услуг по нерыночным ценам за счет бюджета. В данном случае кроме обеспечения национальной безопасности); увеличение государственных инвестиций; финансирование дефицита; рост социальных выплат;
- влияние перераспределения прибыли бизнеса в пользу государственных расходов на динамику производительности труда;
- реакция бизнеса на повышение налога на прибыль в виде снижения инвестиций.
Оценка возможных последствий от повышения налога на прибыль осуществлялась на основе сценарного прогнозирования с использованием макроструктурной межотраслевой модели. Краткое описание модельного инструментария представлено в Приложении 1.
Базовый вариант прогноза был разработан на основе сценарных условий прогноза социально-экономического развития МЭР от 26 апреля 2024 г. (базовый вариант) с экстраполяцией показателей сценарных условий до 2030 г. (см. Приложение 2).
Темп экономического роста в базовом варианте прогноза в 2024-2025 гг. составят чуть выше 2%, а в 2026-2030 гг. опустятся в среднем до 1,7% в год. Ключевым отличием от сценарных условий МЭР является более высокий уровень инфляции, который стабилизируется в 2027-2030 гг. на уровне в 6% (см. Приложение 3).
Сценарий 1 предполагает увеличение налога на прибыль до 25% с 2025 г. Частные инвестиции сокращаются на 100% от прироста налога на прибыль. Поступившие в консолидированный бюджет дополнительные доходы направляются на увеличение конечного потребления государственных учреждений. Результаты расчетов представлены в Приложении 4.
Сценарий 2 предполагает увеличение налога на прибыль до 25% с 2025 г. Частные инвестиции сокращаются на 100% от прироста налога на прибыль. Поступившие в консолидированный бюджет дополнительные доходы направляются на увеличение государственных инвестиций. Результаты расчетов представлены в Приложении 5.
Сценарий 3 предполагает увеличение налога на прибыль до 25% с 2025 г. Частные инвестиции сокращаются на 100% от прироста налога на прибыль. Поступившие в консолидированный бюджет дополнительные доходы направляются на финансирование дефицита государственного бюджета. Результаты расчетов представлены в Приложении 6.
Во всех сценариях предполагалось, что рост государственных инвестиций не оказывает влияния на производительность труда в частном секторе экономики. Использование дополнительных доходов бюджетной системы на повышение социальных выплат не рассматривалось. Влияние изменения налога на прибыль на динамику экспорта не рассматривалось.
Основные результаты расчетов:
- Повышение налога на прибыль позволит приведет к получению дополнительных доходов бюджетной системы в 15-17 трлн. руб. в зависимости от сценария. Более высокие оценки дополнительных поступлений по сравнению с оценками Минфина связаны с более высоким уровнем инфляции (стабилизация инфляции на уровне в 6% в 2027-2030 гг., а не 4% в 2026-2030 гг.
- В сценарии 1 увеличения конечного потребления гос. учреждений за счет дополнительных поступлений от налога на прибыль происходит компенсация сокращения инвестиций частного сектора ростом государственным потреблением и снижением импорта, без заметного негативного влияния на темпы экономического роста. Однако сокращение частных инвестиций приводит к снижению темпов роста производительности труда, увеличению занятости относительно базового сценария (при сохраняющемся спросе) и росту напряженности на рынке труда. В результате можно ожидать усиление инфляционного давления за пределами прогнозного периода.
- В сценарии 2 увеличения гос. инвестиций за счет дополнительных поступлений от налога на прибыль происходит увеличение конечного спроса и импорта относительно базового варианта и сценария 1, что сопровождается повышенной инфляцией (+0,5 п.п. к базовому сценарию). Больший объем конечного спроса связан с более высоким мультипликатором государственных инвестиций по сравнению с конечным потреблением гос. учреждений. Темпы роста производительности труда ниже относительно базового сценария, что создает напряженность на рынке труда на всем прогнозном периоде и приводит к ускорению инфляции.
- В сценарии 3 финансирования дефицита бюджета за счет дополнительных поступлений от налога на прибыль ожидаемые темпы экономического роста и инфляции оказываются меньше относительно базового сценария (-0,3 п.п. и -0,4 п.п. в среднем за год соответственно). При меньших темпах роста производительности труда относительно базового сценария безработица тем не менее не опускается ниже 3%.
Основные выводы:
- в случае, если дополнительные бюджетные поступления от увеличения налога на прибыль не будут направлены на сокращение бюджетного дефицита и предприятия не сократят инвестиции больше, чем на величину дополнительного прироста налога на прибыль, предлагаемое повышение налога на прибыль не приведет к заметному изменению темпов экономического роста;
- структурные изменения связанные с повышением налога на прибыль могут привести к замедлению производительности труда (рис. 1) и повышению напряженности на рынке труда.
Рис. 1. Темп прироста производительности труда (ВВП на занятого)
Дополнительные расчеты показали, что сокращение инвестиций частного сектора меньше величины прироста налога на прибыль будет приводить к повышению темпов экономического роста относительно базового сценария с усилением дефицита на рынке труда в результате снижения темпов роста производительности труда и более высокими темпами инфляции. Данный сценарий предполагает необходимость удовлетворения возросшего спроса нефинансового сектора на заемный капитал.
Сокращение инвестиций частного сектора больше величины прироста налога на прибыль приводит к замедлению экономического роста относительно базового варианта с сохранением напряженности на рынке труда из-за снижения производительности труда.
Сноски:
[1] На момент подготовки материала законопроект о повышении налога на прибыль до 25% был одобрен комитетом ГД по бюджету и налогам, а условия предоставления федерального инвестиционного налогового вычета не согласованы.
Приложение 1
Краткое описание модельного инструментария
Приложение 2
Ключевые параметры сценария
Приложение 3
Параметры базового варианта прогноза
(стоимостные показатели в трлн. руб., 2023 г. расчетный)
Приложение 4
Параметры сценария 1
(Налог на прибыль 25% с 2025 г. Частные инвестиции сокращаются на 100% прироста налога на прибыль. Дополнительные поступления в бюджетную систему направляются на конечное потребление государственных учреждений, дефицит консолидированного бюджета не меняется. Стоимостные показатели в трлн. руб., 2023 г. расчетный)
Приложение 5
Параметры сценария 2
(Налог на прибыль 25% с 2025 г. Частные инвестиции сокращаются на 100% прироста налога на прибыль. Дополнительные поступления в бюджетную систему направляются на государственные инвестиции, дефицит консолидированного бюджета не меняется. Стоимостные показатели в трлн. руб., 2023 г. расчетный)
Приложение 6
Параметры сценария 3
(Налог на прибыль 25% с 2025 г. Частные инвестиции сокращаются на 100% прироста налога на прибыль. Дополнительные поступления в бюджетную систему направляются на финансирование бюджетного дефицита. Стоимостные показатели в трлн. руб., 2023 г. расчетный)