23 октября 2025 года состоялся семинар лаборатории макрофинансовых исследований и прогнозирования ИНП РАН, где был представлен доклад м.н.с. Бондаренко П.А. на тему: «Накопление, собственность и неравенство: кто в России может позволить себе жильё?».
В рамках данного исследования проведен анализ возможностей российских домохозяйств накопить на жильё как ключевого проявления неравенства в благосостоянии. На основе микроданных Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, проводимого Росстат, произведён расчёт количества лет сбережений, необходимых для покупки недвижимости для разных групп населения в зависимости от уровня доходов по России в целом и по регионам РФ в отдельности, а также рассчитан коэффициент Джини по данному показателю. Результаты анализа показывают рост медианного срока накопления за последнее десятилетие и значительную региональную дифференциацию. В докладе также представлены результаты регрессионного анализа, выявляющего факторы этого неравенства.
- Медианное значение количества лет, необходимых для приобретения недвижимости, за десятилетний период выросло на 2 года, с 7,3 лет в 2013 году до 9,3 года в 2023 году (прирост составил 27%), с пиком в почти 10 лет в 2022 году. При этом рост не был монотонным в течение всего анализируемого периода, основной скачок пришелся на два года – 2021 и 2022. Кроме того, существуют домохозяйства, которые фактически не имеют возможности накопить на жильё, т.к. для них значение данного показателя составляет 100 и более лет при текущем уровне доходов. Количество таких домохозяйств уменьшилось за анализируемый период.
- Коэффициент Джини, рассчитанный на основе показателя количества лет сбережений, необходимых для приобретения недвижимости, может быть использован для анализа неравного распределения возможностей накопления среди домохозяйств РФ. Индекс Джини (очищенный от выбросов) достаточно стабилен и держится на уровне около 0,4. Это указывает на то, что структура неравенства внутри основной массы домохозяйств, способных к накоплению, достаточно устойчива на протяжении всего десятилетия. При этом растёт показатель Джини, неочищенный от выбросов, что свидетельствует о растущем разрыве между основной массой домохозяйств и крайне бедными группами.
- Присутствуют существенные региональные различия в возможностях накопления необходимого объема средств для покупки недвижимости. Выделяются регионы крайнего Севера с быстрой возможностью накопить на жильё и отдельные бедные республики Кавказа. С противоположной стороны выделяются регионы с сравнительно дорогой недвижимостью – Москва, Крым, Севастополь, а также бедные регионы Сибири – Тыва, Забайкалье, Республика Алтай, Алтайский край.
- Домохозяйства, имеющие какие-либо доходы от собственности (от сдачи аренды недвижимости, проценты с депозитов или дивиденды), могут накопить на покупку жилья значимо быстрее, чем домохозяйства, не обладающие такими активами. На протяжении анализируемого периода медианное время накопления для группы собственников стабильно ниже: в 2023 году этот показатель составил 7,5 лет у собственников против 9,5 лет у тех, кто не имеет каких-либо доходов с собственности.
- Регрессионный анализ с двусторонними фиксированными эффектами подтвердил гипотезу о значимом негативном влиянии доли доходов от собственности на время, необходимое для накопления на жилье. Даже после контроля общего уровня доходов, демографического состава, места проживания, статуса владения жильем, а также всех постоянных региональных характеристик и общероссийских временных трендов, доходы от собственности остаются мощным фактором, ускоряющим процесс накопления. Этот результат подчеркивает роль первоначального капитала и пассивных доходов в снижении финансовых барьеров на рынке недвижимости и усугублении имущественного неравенства.
Дальнейшие исследования в области неравенства в возможностях накопления на жильё следует сосредоточить на ипотечном кредитовании. Такой подход позволит проанализировать влияние льготной ипотеки и разных её видов на доступность жилья среди различных слоёв населения, и по итогу оценить эффективность проводимой в данной области политики.