О необходимости жесткого регулирования цен на непродовольственные товары

В издании Газета.ru от 2 октября 2023 вышла колонка заведующего лабораторией ИНП РАН Гусева М.С. На сайте ИНП РАН опубликована расширенная версия этого материала.

Периоды ускорения инфляции как правило сопровождаются появлением предложений о введении жесткого ценового регулирования путем прямого установления розничных цен. Ускорение инфляции, которое наблюдается с августа текущего года, также сопровождается подобными предложениями. Так в Государственной Думе высказываются предложение о наделении Правительства РФ правом устанавливать предел розничных цен по широкому перечню непродовольственных товаров, что как предполагается, позволит предотвратить «необоснованный» рост цен, наносящий ущерб общественным интересам. Перед тем как оценить последствия такого регулирования, следует разобраться в причинах наблюдаемого ускорения инфляции.

Если в 2022 г. ключевым фактором роста потребительских цен стало обесценение рубля, то в 2023 г. основным фактором инфляции стал быстро восстанавливающийся спрос. Из 6,5% среднегодового темпа прироста инфляции в 2023 г., 4 п.п. будут обусловлены опережающим ростом спроса и 1,5 п.п. – ростом регулируемых тарифов и цен на моторное топливо. Влияние недавнего обесценения рубля на цены может быть весьма ограниченным, если рубль удержится в диапазоне 90-95 руб./долл. Курс в 90 руб./долл. уже был заложен в цены с весны 2022 г.

Рисунок 1. Вклад факторов в прирост потребительских цен.

Источник: расчеты ИНП РАН

Рост внутреннего спроса связан увеличением расходов государственного бюджета, в том числе на социальные выплаты, и с ростом зарплат из-за сложившегося дефицита на рынке труда. За первое полугодие реальные располагаемые доходы увеличились на 4,7%, а реальная заработная плата в январе-июле выросла на 7,1%.

Повышение доходов с одной стороны подстегивает спрос, с другой стороны двузначные темпы роста зарплат в номинальном выражении увеличивают себестоимость продукции. Дополнительным фактором роста себестоимости производства становится увеличение регулируемых цен и тарифов. На 8-10% по итогам года вырастут цены на электроэнергию, природный газ, грузовые перевозки, моторное топливо. На отдельных рынках сохраняется дефицит предложения, связанный с уходом компаний из недружественных стран и прекращением импортных поставок – лекарства, легковые автомобили. В этих условиях прогнозируемый рост инфляции в 2023 г. в 6,5-7% является вполне закономерным.

Если обратиться к отдельным товарным группам, то инфляция растет не за счет непродовольственных товаров (+3,6% год к году в августе), а в основном за счет цен на услуги (+9,5%). Рост цен на платные услуги включает как повышение регулируемых тарифов, так и действие факторов спроса и предложение описанных выше. При этом структура потребительского спроса в 2022-2023 гг. сдвинулась в пользу услуг, а доля зарплат в себестоимости в секторе услуг выше, чем в промышленности, что приводит к более быстрому росту издержек из-за роста зарплат в экономике. Таким образом в регулировании скорее нуждаются цены на услуги, чем цены на непродовольственные товары.

И без дополнительных полномочий Правительство уже обладает весьма широкими возможностями в области регулирования потребительских цен. Это и установление цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги и услуги транспорта, и возможность замораживать цены на социально-значимые товары на срок до 90 дней, и, наконец, возможность регулировать стоимость моторного топлива. Существуют и другие инструменты ценовой стабилизации, связанные с контролем цен в промышленности. Например, экспортные пошлины, регулируемые тарифы на электроэнергию, природный газ и грузовые перевозки для промышленных потребителей. Также Правительство может поддержать население с низкими доходами и компенсировать рост цен за счет социальных выплат. Если добавить к этим инструментам контроль со стороны ФАС за необоснованным повышением цен и маржой розничных сетей, а также бюджетную политику, получается, что Правительство может удерживать динамику цен на любом выбранном уровне без новых полномочий.

Дальше возникает вопрос, к чему приведет жесткое регулирование потребительских цен? Ответ всегда один – жесткое регулирование цен приводит к появлению дефицита. В этом смысле любые решения по заморозке цен всегда принять проще, чем по их последующей разморозке, так как любые директивные ограничения в этой сфере неизбежно создают в экономике дисбалансы, для устранения которых могут потребоваться серьезные усилия и дополнительные ресурсы.

С экономической точки зрения более важным моментом, чем повышение цен, является использование прибыли, которая формируется его счет. Если увеличение прибыли бизнеса не превращается в отток капитала, а трансформируется в инвестиции для увеличения производства, тогда первоначальное повышение цен будет компенсировано ростом доходов населения.

Текущая ситуация с ростом цен, в том числе на моторное топливо, конечно вызывает отдельные опасения. Но в данном случае Правительство имеет все рычаги воздействия для сдерживания роста цен. При этом балансировка цен на внутреннем рынке на те товары, цены на которые устанавливаются на основе принципа экспортного паритета, затрагивает интересы и государства и бизнеса и населения и не может без учета интересов всех участников процесса.

Действие проинфляционных факторов как со стороны спроса, так и со стороны предложения будет сохраняться как в текущем, так и в следующем году. Хотя инфляция в 2023-2024 гг. может превысить целевой уровень в 4%, ситуация с ростом потребительских цен остается контролируемой и в целом не требует особых мер ценового регулирования. Связано это прежде всего с тем, что доходы населения растут быстрее, чем потребительские цены, следовательно наблюдаемый рост цен не приводит к снижению уровня жизни.

Комментарии:

Ещё на сайте: