Выступление: “Согласование спроса и предложения на российском рынке труда с учётом образовательных характеристик рабочей силы”

Выступление состоялось в рамках прошедшей 21-22 марта 2024 г. VI-й Всероссийской научно-практической конференции по межотраслевому и региональному анализу и прогнозированию, организованной ИНП РАН и ИЭОПП СО РАН.

Презентация

Тезисы

Опубликованы в сборнике Экономическая политика России в межотраслевом и пространственном измерении : материалы VI Всероссийской научно-практической конференции ИНП РАН и ИЭОПП СО РАН (Россия, г. Томск, 21–22 марта 2024 г.). Том 6

Согласование спроса и предложения на российском рынке труда с учётом образовательных характеристик рабочей силы

Согласование спроса на рабочую силу различного уровня образования и ее предложения остается актуальной макроэкономической проблемой современной России. Несовпадение образовательных характеристик спроса и предложения усиливает структурные дисбалансы на рынке труда, обостряет проблему нехватки квалифицированной рабочей силы, ограничивает возможности реализации потенциала экономического роста [1, 2].

Образовательная структура рабочей силы формируется под воздействием целого ряда разнообразных факторов [3], например, демографических [4]. Прежде всего, меняется образовательная структура всего населения. По данным Всероссийской переписи населения 2020 г., в России насчитывалось 27,5 млн людей с высшим профессиональным образованием, включая почти 1,4 млн кадров высшей квалификации, а также более 40 млн человек со средним профессиональным образованием [5]. Другой важный фактор – эмиграция и иммиграция населения и рабочей силы. Уровень образования трудящихся-мигрантов на российском рынке труда заметно ниже среднего [6]. В 2023 г. профессиональным образованием обладали только 57,8% из них. Соответственно, доля людей без профессионального образования среди этой категории населения весьма высока. Для сравнения, доля людей с профессиональным образованием среди всего занятого в РФ населения достигает 80%, в том числе с высшим профессиональным – более 35%. При этом среди трудящихся-мигрантов выше доля тех, у кого работа не связана с полученной профессией. В зависимости от уровня профессионального образования она в 2023 г. варьировалась от 42 до 53% [6]. В то же время, проблема относительно слабой связи работы с полученной профессией актуальна не только для этой категории населения и часто возникает на самом старте трудовой карьеры.

Образовательная структура рабочей силы различается по федеральным округам (ФО) и субъектам РФ. Например, в 2023 г. доля людей в возрасте 22 лет и старше, имеющих среднее или высшее профессиональное образование, в общей численности рабочей силы соответствующего возраста в целом по стране составляла 81,2% [6]. При этом в Центральном, Северо-Западном и Уральском ФО она была выше. Наибольшие значения показателя характерны для Центрального ФО (87,2%). А вот в Уральском ФО эта доля лишь немногим выше среднего (81,5%). В Приволжском ФО она составляла 81,1%, т.е. была на уровне средней. В остальных ФО доля людей с профессиональным образованием в составе рабочей силы значительно меньше. В Северо-Кавказском ФО она минимальна и составляла только около 70%.

На уровне отдельных регионов различия еще более сильны. Первое место в 2023 г. занимал Чукотский автономный округ, где 97% рабочей силы соответствующего возраста имеет профессиональное образование. Вполне очевидно также, что высокие значения наблюдались в Москве (95,7%). В 2023 г. в число регионов-лидеров по этому показателю также входили другие субъекты Центрального ФО – Курская, Рязанская и Липецкая области. А вот г. Санкт-Петербург находился только на восьмом месте. Наименьший удельный вес людей с профессиональным образованием в составе рабочей силы наблюдался в Республике Дагестан (60%). В группу субъектов с минимальными значениями этого показателя также входили Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Забайкальский край, Республика Алтай. В целом, во всех субъектах Северо-Кавказского ФО и Сибирского ФО значения рассматриваемого показателя ниже среднего по стране, и только в некоторых субъектах РФ (республики Ингушетия и Северная Осетия-Алания, Кемеровская область) они приближались к 80%.

На этапе сокращения общей безработицы в ее величине, по-видимому, все более весомой становится ее структурная компонента. По нашим оценкам, структурная безработица по образованию составляет около 25% от общей и в последнее время имеет тенденцию к некоторому росту. Анализ распределения этих структурных дисбалансов по уровням образования показывает, что наибольший вклад вносит сегмент без профессионального образования. Безработных без профессионального образования на российском рынке труда все еще достаточно много (около 40%), в то же время на вакансии, которые могут быть заняты людьми без профессионального образования, приходится менее 20% общей величины неудовлетворенного спроса. Значимый и растущий вклад также характерен для среднего профессионального образования, прежде всего, в части программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих. В этом сегменте аккумулируется до 30% всех вакансий, и неудовлетворенный спрос на специалистов с таким уровнем подготовки продолжает расти.

В целом, образовательная структура населения и рабочей силы продолжает меняться в направлении увеличении доли людей со все более высоким уровнем образования. В образовательных характеристиках рабочей силы есть заметные региональные различия. Несовпадение образовательных характеристик спроса и предложения на российском рынке труда вносит заметный вклад в общий уровень его структурной несбалансированности. Наблюдается заметная дифференциация значений ключевых показателей рынка труда в зависимости от уровня образования, что позволяет выделить на российском рынке труда несколько «образовательных» сегментов. Учет различий в образовательных характеристиках рабочей силы при моделировании процесса согласования спроса и предложения на российском рынке труда позволяет уточнить оценки перспективной динамики его основных параметров, фактически, рассматривая несколько его взаимосвязанных секторов.

 

Литература и информационные источники

  1. Россия 2035: к новому качеству национальной экономики. Научный доклад / под ред. чл.-корр. РАН А.А. Широва. – М.: Артик Принт, 2024. – 264 с.
  2. В. Сальников, Д. Галимов, О. Михеева, Е. Сабельникова. Тетрадь №12. Спецсюжет. Обеспеченность экономики кадрами: о важнейших структурных дисбалансах. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. [Электронный ресурс]. URL: http://www2.forecast.ru/_ARCHIVE/Mon_13/2024/TT12_2024s.pdf. (дата обращения: 19.06.2024).
  3. Долгова И.Н., Единак Е.А., Коровкин А.Г., Королев И.Б. Согласование спроса и предложения на региональных рынках труда РФ с учетом образовательных характеристик рабочей силы // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. – 2017. – Т. 15. – С. 511–530.
  4. Российский рынок труда через призму демографии / под ред. В. Е. Гимпельсона, Р. И. Капелюшникова. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. – 436 с.
  5. Итоги ВПН–2020. Том 3. Образование. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/vpn/2020/Tom3_Obrazovanie. дата обращения: 20.03. 2024 г.
  6. Обследование рабочей силы. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11110/document/13265 (дата обращения: 31.05.2024 г.). Электронный ресурс.

Комментарии:

Ещё на сайте: