Выступление состоялось в рамках прошедшей 21-22 марта 2024 г. VI-й Всероссийской научно-практической конференции по межотраслевому и региональному анализу и прогнозированию, организованной ИНП РАН и ИЭОПП СО РАН.
Презентация
Тезисы
Опубликованы в сборнике Экономическая политика России в межотраслевом и пространственном измерении : материалы VI Всероссийской научно-практической конференции ИНП РАН и ИЭОПП СО РАН (Россия, г. Томск, 21–22 марта 2024 г.). Том 6
Перспективы развития производства электромобилей в России и влияние этого на экономику страны
Введение
Одной из наиболее важных технологий энергоперехода являются электромобили (ЭМ) – в мире доля всех продаж в 2023 г. составила 18%[1], а в 2024 г. ожидается более 20%. В России в 2023 г. продажи новых ЭМ составили более 14 тыс. ед., что превысило 1% от совокупных продаж легковых автомобилей, т.е. Россия сейчас находится на этапе активного освоения ЭМ новаторами
(в рамках теории диффузии инноваций) с долей рынка нового продукта на уровне 1,0–2,5%. Передовые страны прошли этот этап около 10 лет назад, а мир в целом в 2016 г. Подробнее об этапах развития рынков ЭМ в разных странах см. [1].
Примерно половина из 1,3 млн проданных новых автомобилей в России в 2023 г. составили импортные китайские автомобили с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). В этих условиях развитие собственной промышленности по выпуску ЭМ может стать одним из направлений отечественной научно-технологической и экономической политик. Это решение обеспечивает технологический суверенитет на рынке легковых автомобилей (кроме того, надо отметить, что из-за более простой конструкции развитие производства ЭМ технологически и организационно гораздо проще, чем развитие собственной промышленности по выпуску автомобилей с ДВС), а также создает значительный импульс для развития экономики из-за большого мультипликативного эффекта и импортозамещения автомобилей с ДВС из Китая.
В этих условиях важно оценить влияние на экономику, так как интуитивно представляется, что решения, связанные с сокращением потребления нефти, которую Россия сама же и производит, нерационально. И выгоды от электромобилей не покроют издержек, связанных с сокращением добычи или переработки нефти. Однако предварительные оценки показывают, что это не так.
Новый взгляд на развитие электромобилей в России
Сейчас происходят процессы регионализации мировой экономики, в связи с чем важно обладать ключевыми технологиями в контуре своего региона, а еще лучше, своей страны. В развитие автомобильной отрасли страны в сторону производства ЭМ есть три ключевых области для обеспечения максимальной энергетической безопасности – это добыча лития и прочего сырья, создание собственной аккумуляторной батареи и сборка ЭМ (подробнее в [2]).
Предлагается реализовывать электромобилизацию страны за счет собственного производства по всем трем этапам цепочки производства: 1) обеспечение сырьем – добыча литиевого сырья (остальные виды металлов и материалов для современных батарей в России выпускаются в избыточном объеме, из-за чего экспорт значительно превышает внутреннее потребление), 2) производства собственных батарей (с учетом специфики эксплуатации ЭМ в России
и себестоимости производства различных видов батарей) и 3) производства ЭМ на базе отечественных батарей и электродвигателей.
Для оценки эффектов рассмотрим следующий демонстрационный сценарий. Он достаточно амбициозен, но при принятии решений в вышеуказанной логике вполне реализуем. В 2030 г. планируется продать 400 тыс. ЭМ, что составит 20–25% от общего объема продаж новых автомобилей в России (табл. 1). Производство электромобилей должно вырасти с 3 тыс. ед. в 2023 г. («Москвич» – 2041 шт. и «Моторинвест» – 1131 шт.[2]) до 280 тыс. ед. При этом доля отечественных электромобилей с высокой степенью локализации (с отечественной батареей) в производстве увеличится с 0 до 75%. Остальные отечественные ЭМ – это крупноузловая сборка с локализацией некоторых автокомпонентов. Еще 120 тыс. ЭМ в 2030 г. составит импорт зарубежных ЭМ.
Таблица 1
Планы по развитию электромобилизации в России до 2030 г.
*2023 г. – данные Автостат.
Источник: сценарные значения разработаны авторами.
В результате произойдет значительное увеличение парка электромобилей в России – с 41 тыс. в 2023 г. до 1,2 млн в 2030 г., что будет заметно и в части влияния на потребление моторного топлива и электроэнергии. Для упрощения принято, что используются чистые электромобили, хотя часть из них будет подключаемыми гибридами (могут пользоваться также моторным топливом и электроэнергией для заправки).
Экономические оценки
В табл. 2 представлены экономические оценки вышеописанного сценария. Итоговый эффект оценивается в виде выручки с учетом различных мультипликаторов для разных отраслей промышленности России [3], в том числе для разной степени локализации выпуска ЭМ.
Эффекты от изменения потребления топлив и энергии рассчитаны для накопленного парка ЭМ в размере 1,2 млн ед. (исходя из динамики табл. 1). Важно отметить, что в базовом сценарии учитывается сокращение потребления моторных топлив (-239 млрд руб. с учетом мультипликатора выпуска) и соответствующее этому сокращение добычи нефти (-546 млрд руб.). Если удастся перенаправить эти потоки в другие отрасли или на экспорт, то совокупный положительный эффект увеличится.
Совокупный положительный экономический эффект от предложенного варианта электромобилизации в терминах выпуска в 2030 г. составит порядка 2,8 трлн руб. Если уровень локализации будет низким или развитие отечественных производств – в половину от базового варианта, то эффекты сокращаются на 60% и более.
Падение выпуска из-за сокращения потребления нефтепродуктов превысит прирост из-за потребления электроэнергии, но эти значения в 10–15 раз меньше совокупного эффекта. При этом важно не допустить сокращения добычи нефти пропорционально сокращению потребления нефтепродуктов. Это связано с тем, что на 1 т нефтепродуктов для легкового транспорта в России приходится 7 т нефти для первичной переработки. Если удастся перенаправить эту нефть (или даже нефтепродукты) на экспорт, то это сохранит более 500 млрд руб. выручки, или почти 20% от всех эффектов.
Таблица 2
Планы по развитию электромобилизации в России до 2030 г. (в ценах 2023 г.)
Источник: рассчитано авторами.
[1] По данным МЭА – https://www.iea.org/data-and-statistics/data-tools/global-ev-data-explorer
[2] https://iz.ru/1562151/2023-08-21/minek-raskryl-obem-proizvodstva-elektromobilei-v-rossii
Литература и информационные источники
- Ростовский, Й.-К., Чакватадзе В.В. Как стала возможна электромобильная революция в Норвегии. Научные труды ИНП РАН. DOI: 10.47711/2076-3182-2023-1-100-116. 2023.
- Ростовский Й.-К. Экономическая политика в сфере электромобилизации в России в условиях санкций // Нефтегазовая вертикаль. – 2023. – №12.
- Ксенофонтов М.Ю., Широв А.А., Ползиков Д.А., Янтовский А.А. Оценка мультипликативных эффектов в российской экономике на основе таблиц «затраты-выпуск» // Проблемы прогнозирования. –2018. – №2.